ВКЛАД ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ ХУДОЖНИКОВ В ОБУЧЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ. - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВКЛАД ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ ХУДОЖНИКОВ В ОБУЧЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ.

Хазутдинова А.С. 1
1Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Стремление человека изобразить окружающий мир наблю­дается с глубокой древности. Уже первобытные люди достигали в этом больших успехов, о чем свидетельствуют рисунки на костях и бивнях мамонта, наскальные рисунки и живопись. Век за веком изобразительное искусство эволюционировало вслед за человечеством, на смену рисункам, носящим исключительно магический характер, пришло желание украшать предметы быта, передавать красоту окружающего мира, и даже использовать рисунок в целях технического прогресса, как это было к примеру, в Древнем Египте, где каждый юноша должен был уметь измерить и начертить площадь поля, зарисовать план помещения, нарисовать и вычертить схему канала. Не стоял на месте и процесс обучения изобразительному искусству. Так, например, обучение рисованию в древнем Египте строилось не на основе познания окружающего мира, а на заучивании схем и канонов, на копировании образцов, а греки, в дальнейшем изучив египетские каноны начали обращаться к наблюдению за реальной жизнью. История повествует нам о двух братьях-греках Телеклесе и Теодоре из Самоса, которые изучали в Египте изобразительную грамоту, способ измерения человеческого тела и метод ваяния опираясь на каноны. Греческие художники многое позаимствовали у египтян и в области обучения рисунку — например метод рисования заостренной палочкой по глиняной пластине, заменил глиняную поверхность восковой. Однако, знакомясь с методами преподавания искусства в Древнем Египте, греки подошли по-новому к проблеме обучения и воспитания. Они призывали молодых художников внимательно изучать натуру, находить в ней прекрасное и утверждали, что самым прекрасным в жизни является человек — женщина с красивыми формами тела, мужчина с развитыми мускулами. Для греков прекрасным стала земная жизнь, а не загробный мир. Изучая красоту обнаженного человеческого тела, они находили в нем так много прелести и гармонии, что начали изображать богов по образу и подобию людей.

Греческие художники стали разрабатывать свои правила изобразительного искусства, утверждавшие, что в мире царит строгая законо­мерность и сущность прекрасного заключается в стройном по­рядке, в симметрии, в гармонии частей и целого, в правильных математических соотношениях. В 432 году до н. э. в Сикионе скульптор Поликлет написал трактат о пропорциональной соразмерности частей человеческого тела. Благодаря этому человеческая фигура начала изображаться естественно. Для иллюстрации своих теоретических доказательств Поликлет вылепил статую Дорифора — копьеносца, которая служила образцом. Благородное дело Поликлета продолжила вереница талантливых рисовальщиков. Одним из них стал художник Полигнот, руководивший в Афинах кружком художников. Аристотель указывал на то, что Полигнот, как и Поликлет ещё не владел светотенью, но смог развить культуру линейного рисунка практически до идеала, научил своих учеников уважать линию и передавать точные движение человеческих фигур, наряду с этим он также работал с фактурой. Настоящий прорыв в области рисования совершил Аполлодор Афинский (около V века до н. э.), который считается первым скиографом, то есть тенеписцем. Заслуга Аполлодора заключается в том, что он первый стал моделировать объем формы тоном, развивая тем самым линейный рисунок, также он стал первым живописцем, введшим в живописи смешивание красок, до этого греки пользовались малым количеством открытых цветов. Помимо всего прочего, Аполлодор Афинский был прекрасным педагогом, его ученик Зевксис (420-380 гг. до н.э), которого сам мастер называл «похитителем своего искусства в дальнейшем открыл свою школу в Эфесе. Зевксис создал реалистичный образ красивейшей женщины Греции, списывая с пяти натурщиц наиболее прекрасные формы. Вместе с Зексисом продолжал развивать принципы реалистичного искусства другой художник – Паррасий. Он первым сумел придать картине живость выражения, грацию движения и лица. Как передают историки, Паррасий пользовался большим авторитетом среди коллег и как художник, и как ученый-теоретик. Он разработал канон пропорций человеческого тела, которым пользовались многие его ученики и последователи; написал специальный трактат о рисунке, в котором особое внимание уделил линии.

К сожалению, информация о развитии рисунка в целом и методики обучения рисованию дошла до нас по отрывочным сведениям, древних писателей, но мы можем сделать определенные заключения. Бесспорно, греческие художники стремились к четкому, реалистичному изображению предмета. Линия в рисунке играла первостепенную роль, но художники не ограничивались линейным рисунком, средства светотени и фактура также помогали в создании реалистичного изображения. Кроме владения высокой техникой рисунка греческие художники прекрасно знали форму и анатомию человеческого тела, о чем свидетельствуют копии, выполненные римскими живописцами с оригиналов работ греческих художников.

Список используемой литературы

  1. Ростовцев Н. Н. «История методов обучения рисованию, зарубежная школа рисунка». Просвещение, 1981 год.

  2. Ростовцев Н. Н. «Очерки по истории методов преподавания рисунка». Изобразительное искусство, 1983 год.

  3. Виппер В. Р. «Введение в историческое изучение искусства». Москва, 2010 год.

Просмотров работы: 717