ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Исмаилова Э.А. 1
1ФГБОУ ВО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последнее время значительно увеличилось количество детей с задержкой психического развития (ЗПР). Данные свидетельствуют, что одной из наиболее распространенных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время является именно задержка психического развития. Этот факт обуславливает повышенное внимание исследователей к данной проблеме.

Актуальность проблемы определяется несколькими моментами:

– особенности формирования речевой деятельности, процесса овладения языком и навыками связных высказываний у детей с ЗПР до сих пор остаются недостаточно хорошо изученными;

– в практике коррекционной педагогики до сих пор полностью не решены организационные вопросы обучения и воспитания детей дошкольного возраста с комбинированным психо речевыми нарушениями (ЗПР в сочетании с общим недоразвитием речи);

Дети с ЗПР отличаются от нормально развивающихся детей значительным замедлением в плане психического развития, его своеобразием .Это отражается в поведении, в учебе, в восприятии, усваиваемости и анализе получаемой из окружающей среды информации У этих детей скорость зрительного восприятия значительно ниже нормы, чем у их нормально развивающихся сверстников.

Недостаток зрительного восприятия приводит к бедности зрительных представлений, что значительно ограничивает возможности наглядно-образного мышления. Большинство исследователей отмечают, что в структуре дефекта познавательной деятельности детей с ЗПР большое место занимают нарушения памяти. Трудности с непроизвольным запоминанием связаны со сниженной познавательной активностью таких детей .Ведущей является игровая деятельность. Наглядный материал запоминается лучше вербального, а непроизвольное запоминание страдает в меньшей степени, чем произвольное. Когда решение задач связано с оперированием образами, представлениями, дети прибегают к внешним действиям, к манипулированию объектами.

Сильнее страдает у детей с ЗПР абстрактное мышление, у них с трудом формируется обобщение, решение задач по примеру. В целом, мышление детей с ЗПР носит преимущественно конкретный, стереотипный характер. Нарушения внимания также является присущим детям с ЗПР признаком. Особенно часто нарушения внимания отмечаются у детей с ЗПР церебрально-органического генеза.

Как следствие утомления ЦНС, у таких детей наблюдаются: нарушена концентрация внимания, ограниченный объем внимания, неумение сосредоточиться на существенных признаках, персеверация внимания, выражающееся в сниженной способности переключать внимание с одного вида деятельности на другой. Нарушения внимания, описанные выше, отрицательно влияют на развитие всех познавательных процессов, снижают эффективность овладения знаниями, навыками, в том числе и речевыми. У детей с ЗПР часто встречаются симптомы недоразвития моторики(общей и мелкой), неловкость, неуклюжесть движений. Почти у половины детей с легкой мозговой дисфункцией мозга имеются нарушения мелкой моторики, что во многом обусловливает их неудачи в письме, рисовании и т.д. Указанные особенности психического и моторного развития детей с ЗПР не могут не отразиться на формировании такой сложной функции, коей является речь.

Е. В. Мальцева выделяет 3 группы детей с ЗПР, с учетом речевых нарушений.

Первая группа: Дети с изолированным фонетическим дефектом, который проявляется лишь в неправильном произношении одной группы звуков. Эти нарушения связаны с аномалией строения артикуляционного аппарата, недоразвитием речевой моторики.

Вторая группа: Дети с фонетико-фонематическими нарушениями. Дефекты звукопроизношения охватывают 2-3 фонетические группы и проявляются чаще всего в заменах фонетически близких звуков. Кроме дефектов звукопроизношения, у детей этой группы наблюдаются нарушения слуховой дифференциации звуков и фонематического анализа. Недостаточное развитие фонематических процессов у этих детей чаще всего обусловливает ошибки при чтении, отражается в письменной речи. В письменных работах этих детей отмечается большое количество ошибок: замены букв, искажения слоговой структуры слова, неправильное оформление предложения.

Третья группа: Дети с системным недоразвитием всех сторон речи (дети с ОНР). Кроме фонетико-фонематических нарушений имеются и лексико-грамматические нарушения. Нарушения устной речи отражаются на письме. Кроме замен букв, искажений звуко-слоговой структуры слова, у детей этой группы наблюдаются смысловые замены слов, аграмматизмы, синтаксические ошибки.

Психическое недоразвитие чаще всего в той или иной степени сопровождается недоразвитием речи, но с другой стороны, при ярко выраженном речевом недоразвитии у ребенка часто отмечается задержанное или неравномерное развитие его интеллекта. У детей с ОНР (общим недоразвитием речи) не наблюдается нарушения(недоразвития) психических процессов в отличие от умственно отсталых детей. Но при этом задания, требующие участия речи ,вызывают трудности.

У детей с ЗПР так же, как и при ОНР, отмечаются слабость произвольного внимания, недостатки в развитии наглядного и словесно-логического мышления. Речевая функция также обладает некоторыми аналогичными характеристиками.

Логопедическое обследование детей с наиболее тяжелой формой недоразвития речи указывает на то, что разграничение рассматриваемых форм отклоняющегося развития во многих случаях затруднительно, так как у достаточно большого количества учеников речевой школы отмечается сочетанный дефект.

Помимо этого, недостаточная сформированность произносительной и семантической (смысловой) сторон речи создает дополнительные затруднения в овладении связной речью. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребенку успешно справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как правило, эти ограничения впервые отчетливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребенок ходит на подготовительные занятия к школе.

У детей с общим недоразвитием речи отмечаются более дифференцированные эмоциональные реакции, они критично относятся к своей речевой недостаточности и во многих заданиях сознательно стремятся избегать речевого ответа. Их деятельность носит более целенаправленный и контролируемый характер. Они проявляют достаточную заинтересованность и сообразительность при выполнении заданий.

Следует добавить, что дети с речевой патологией, так же как и дети с задержкой психического развития, в зарубежной литературе относятся к единой группе — детей с трудностями обучения. В то же время тщательное обследование состояния различных сторон речевого развития и познавательной сферы с учетом клинического анализа позволяет установить структуру отклоняющегося развития, его ведущий фактор и выбрать направленно-рациональные способы коррекционных воздействий. Есть основания считать, что во многих случаях даже ранее успешное преодоление речевых дефектов не является достаточным условием для преодоления недостатков в развитии познавательной функции.

Основным из аспектов педагогического воздействия на детей с аномальным развитием является:

• Научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей их жизни.

• Научить детей свободно выражать свои мысли, грамотно строить свое высказывание; развивать умение сочинять, развивать монологическую речь дошкольников через обучение составлению рассказов, как с помощью иллюстрационного материала, так и без него.

Это имеет значение для обучения в дальнейшем в школе, общения со взрослыми и детьми, формирование личностных качеств. Кроме того, основными задачами данных занятий для детей с ЗПР являются повышение уровня сенсорного и умственного развития, а также обогащение и систематизация словаря, развитие устной диалогической и монологической речи. Восполнение пробелов предшествующего развития и дальнейшее накопление знаний, и развитие речевых навыков.

• Работа над звукопроизношением ,над формированием фонематических процессов(восприятия и фонематического анализа),над слоговой структурой слов и формированием связной речи у детей ЗПР является трудным процессом, требующим использования особых методических приемов.

• Необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию с использованием на занятиях более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методических приемов, методов, средств, которые могут способствовать появлению интереса у воспитанников к данному виду речевой деятельности.

Дети должны научиться не только пользоваться определенными словами и выражениями, но они должны вооружиться средствами, позволяющими самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения. Развитие связной речи детей опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни. Необходимо помнить также, что дети с ЗПР быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания, часто не могут довести начатую работу. Все эти и многие другие особенности психических процессов детей не могут не сказываться на состоянии и ходе развития их речи [Н.А. Шишканова, 2005].

При работе необходимо учитывать минимальное усложнение заданий и речевого материала, постепенное введение трудностей с учетом зоны ближайшего развития этих детей.

Основным аспектом психологического воздействия на детей с аномальным развитием является:

• формирование у детей представлений о средствах и способах общения. В ходе этого этапа осуществлялась коррекционно-педагогическая работа по расширению знаний детей об окружающем мире и развитию их диалогической речи; ознакомлению детей с различными средствами и способами коммуникации; обогащались знания и совершенствовались умения педагогов и родителей по организации продуктивного взаимодействия с детьми с ЗПР.

• развитие и закрепление социально-коммуникативных умений и навыков детей средствами театрализованной деятельности. На этом этапе детей целенаправленно обучали применять полученные на занятиях умения и навыки речевого общения в игровых ситуациях, театрализованной деятельности; использовать диалогическую форму речи; обращать внимание на интонационную выразительность речи.

В заключение хочу подчеркнуть то, что задержка психического развития в настоящее время отнюдь не редко встречающееся нарушение у детей дошкольного и младшего школьного возраста. При исправлении звукопроизношения и в работе над развитием связной речи учителя-логопеды используют не только коррекционно-педагогические, но и психологические методики, упражнения, которые способствуют развитию таких важных функций у детей как память, внимание, восприятие, мышление, воображение и т.д., что в последствии ведет к развитию полноценной личности и ее вхождению в социум.

Литература:

1. Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития. С.-Пб.: Образование, 1995.

3. Маллаев Д.М., Омарова П.О. Методика педагогической поддержки процесса социализации младших школьников с задержкой психического развития // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2007. – № 1. – С. 28-37.

4. Омарова П.О., Османова Г.А. Классификация стойкой школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте //Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2010. № 4. С. 60-68.

5. Омарова П.О. Формирование общения у умственно отсталых учащихся первых классов в условиях социально-психологического тренинга//Дисс. на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Махачкала, 1999. - 174 с.

Просмотров работы: 2015