АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ МЕТОДИК РЕШЕНИЯ КОМПЛЕКСА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ МЕТОДИК РЕШЕНИЯ КОМПЛЕКСА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Задачи учета технико-экономических показателей деятельности являются первоочередными для любого предприятия. Особенностью данного вида задач является то, что показатели по различным сферам деятельности часто находятся в разных информационных системах, которые базируются на различных программных и аппаратных платформах. Основная сложность состоит в том, что необходимо наладить взаимодействие между ними, разработать методы и средства интеграции разнородных информационных систем. Абсолютная интегрированная система позволит решить вопросы взаимодействия, но стоимость и сопровождение такой системы может дорого обойтись компании.

Не существует стандартного уровня интеграции или централизации – каждая компания решает эту проблему самостоятельно, исходя из своих потребностей. По данным Gartner Group, 80 % ИТ-бюджета – это расходы на сопровождение систем, из них 35 % – затраты на интеграцию приложений, 60% стоимости внедрения корпоративной ИС составляют расходы на интеграцию, 50% ИТ-бюджета потрачено на обеспечение интерфейсов систем.

Сегодня все лидирующие производители в области средств разработки ПО – Microsoft, Oracle, IBM и другие – имеют в своем арсенале средства интеграции. Поэтому для проектов, в рамках которых интегрируются приложения, обычно используются возможности уже работающих в системе программных продуктов.

Существует несколько типов интеграции ИС:

  1. пользовательская интеграция (UserIntegration) – обеспечение взаимодействия информационной системы с конкретным персонифицированным пользователем;

  2. интеграция приложений (ApplicationConnectivity) – обеспечение взаимодействия приложений;

  3. интеграция процессов (ProcessIntegration) – интеграция процессов в соответствии с бизнес-логикой деятельности предприятия;

  4. информационная интеграция (InformationIntegration) – интеграция с целью обеспечения доступности информации и данных;

  5. интеграция новых приложений (BuildtoIntegrate) – интеграция новых приложений и сервисов в существующие информационные системы.

При интеграции ИС основополагающую роль играет свойство интероперабельности ИС. Под интероперабельностью понимается способность ИС взаимодействовать с другими ИС. Такое взаимодействие может выражаться в виде обмена данными, распределенного выполнения поисковых запросов, согласованного изменения БД и так далее. Также свойство интероперабельности используется при интеграции нескольких ИС, включении в создаваемую систему БД ранее использованных хранилищ данных, при разработке комплексных АСУ, построении сетей информационных хранилищ, а также во многих других случаях. Существующие методы достижения интероперабельности главным образом касаются ее синтаксических (структурных) аспектов, то есть направлены на согласование и преобразование структур данных за счет стандартизации их форматов и использования расширяемых метаязыков. Универсальные подходы к обеспечению интероперабельности ИС на семантическом уровне в настоящее время отсутствуют.

Технология XML используется для формализации структуры и отношений в ИС, RDF – для выделения и формализации семантических единиц в конкретных предметных областях использования данных ИС. Построенные таким образом концептуальные модели ИС могут использоваться для создания общей метамодели, объединяющей в себе представления сущностей двух и более хранилищ данных. Также определяются правила преобразования сущностей и их связей одной ИС в интерпретации сущностей и их связей другой ИС. Наиболее важной заслугой технологии XML видится то, что программы различных производителей получили возможность взаимодействовать на одном языке. Взамен многочисленных разрозненных способов представления данных появился один универсальный синтаксис, который лег в основу передачи информации между программами, работающими в различных точках Интернета.

Важным качеством указанного стандарта является его открытость и независимость от конкретных сфер применения и разделов знания. Его задача состоит в том, чтобы предоставить возможность пользователям и программам общаться между собой и друг с другом, не ограничиваясь какой-то конкретной предметной областью.

Указанный универсализм привел к созданию стандартных средств поддержки XML и дополнительных технологий, а также к появлению стандартных программных интерфейсов для взаимодействия с ними. Использование технологии XML позволяет наглядно представить систему связей, иерархию концептов предметной области, в которой функционируют интегрируемые ИС.

Однако при всех своих достоинствах XML не в состоянии стать подходящим средством выражения семантики размеченных данных. Позволяя закодировать любую информацию и давая разработчику возможность без особого труда получить синтаксический анализатор и средства манипулирования данными, XML удовлетворяет потребностям программистов иметь универсальное средство разметки, обладающее синтаксической интероперабельностью. В этом случае он может адекватно справиться с задачей семантической интероперабельности.

Целью семантической интероперабельности является создание непрерывного информационного поля. В соответствии с процессным подходом наибольшую ценность представляют не сами по себе данные, а использование информации в тех или иных бизнес-процессах компании. В самых современных ИС принято рассматривать как атомарную единицу не данные в чистом виде, а некоторый сервис, соответствующий какому-то элементарному бизнес- процессу.

В настоящее время при формировании информационной инфраструктуры предприятия, при проектировании и реализации КИС все чаще применяется сервис-ориентированная архитектура (Service-OrientedArchitectureSOA). Это такая архитектура ИС, в которой система строится из набора гетерогенных слабосвязанных компонентов (сервисов). SOA понимается как парадигма организации и использования распределенного множества функций, которые могут контролироваться различными владельцами. Базовыми понятиями в такой архитектуре являются «информационная услуга» и «композитное приложение».

Информационная услуга (сервис) – это атомарная прикладная функция автоматизированной системы, которая пригодна для использования при разработке приложений, реализующих прикладную логику автоматизируемых процессов как в самой системе, так и для использования в приложениях других автоматизированных систем.

Композитное (составное) приложение – программное решение для конкретной прикладной проблемы, которое связывает прикладную логику процесса с источниками данных и информационных услуг, хранящихся на гетерогенном множестве базовых информационных систем. Обычно композитные приложения ассоциированы с процессами деятельности и могут объединять различные этапы процессов, представляя их пользователю через единый интерфейс.

Использование такого подхода при построении архитектуры сложных интегрированных информационных систем позволяет:

  1. создать систему корпоративных композитных приложений, основанных на системе корпоративных Web-сервисов;

  2. организовать интеграцию приложений, бизнес-процессов, с автоматизацией бизнес-процессов, включая HumanWorkflow;

  3. использовать различные транспортные протоколы и стандарты форматирования сообщений, средства обеспечения безопасности, надежной и своевременной доставки сообщений;

  4. существенно повысить скорость разработки прикладных приложений и снизить затраты на эти цели.

Благодаря упрощению среды управления и взаимодействия снижается потребность в кодировании новых программ; повторное использование сервисов сокращает затраты времени на разработку; рационализация унаследованных процессов помогает уменьшить общее число процессов, требующих эксклюзивных методов управления; благодаря использованию простых протоколов значительно сокращаются трудозатраты на поддержку приложений.

Обязательным условием построения и внедрения архитектуры системы на основе SOA является использование единой инфраструктуры описания сервисов (репозитория сервисов), разрешенных протоколов доступа и обмена сообщениями, форматов сообщений. Она образует интеграционную шину (ИШ) (EnterpriseServiceBusESB), которая устанавливает единые правила публикации сервисов, управления и информационного взаимодействия между приложениями различных систем, входящих в состав интегрированной системы. Это упрощает управление приложениями и их поддержку, а также снижает риск фрагментации приложений и процессов.

Каждая из служб взаимодействует не с остальными службами напрямую, а только с шиной. ИШ образует однородную среду информационного взаимодействия и является фундаментом для интеграции информационных систем, функционирующих в различных учреждениях и ведомствах. ИШ определяет, кем, где, каким образом и в каком порядке должны обрабатываться запросы.

Если сервис (информационный ресурс) не поддерживает эти правила, необходимо создавать промежуточный модуль-адаптер, который предоставляет системе необходимый интерфейс и обеспечивает взаимодействие с ресурсом.

По прогнозам аналитиков, к 2012 г. более 80% всех программных инфраструктурных продуктов будут включать корпоративную шину сервисов или требовать ее использования. Таким образом, данный вариант интеграции ИС предприятий является наиболее перспективным.

Просмотров работы: 790