ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ СТАВРОПОЛЬСКОГО ПРЕЗИДЕНТСКОГО КАДЕТСКОГО УЧИЛИЩА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ СТАВРОПОЛЬСКОГО ПРЕЗИДЕНТСКОГО КАДЕТСКОГО УЧИЛИЩА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема исследования ценностных ориентацией молодежи в юношеском возрасте остается актуальной, так как, во-первых, нет единого подхода к трактовке понятия ценностных ориентацией; во-вторых, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей, особенно ярко это выражено подростковом периоде развития личности. Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современной молодежи. Неизбежная в условии ломки сложившихся устоев переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы. Специфика кадетского образования в условиях полного пансиона, создает ту атмосферу, в которой очень эффективно можно моделировать коррекцию и формирование ценностных ориентаций в подростковом возрасте.

Актуальность данной проблемыосвещалась в трудах многих известных классиков отечественной и зарубежной психологии и педагогики, таких какБ.С. Волков, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, З.И. Файнбург,С.Л. Рубинштейн, Т.К. Ахаян, З.И. Васильева, М.Е. Дуранова, М.Г. Казакина, и многие другие ученые.

Так, рассматривая ценностные ориентации, выдающийся советский психолог А.Н. Леонтьев отмечал: «это ведущий мотив - цель возвышается до истинно человеческого и не обосабливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом, такие жизненные мотивы способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл жизни». [1].

Юношеский возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: овладение понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, занятием определенного социального положения. Появление убеждений в юношеском возрасте свидетельствует о значительном качественном переломе в характере становления системы моральных ценностей.

Именно ценностные ориентации, сформированные в юношеском возрасте, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым в определенной мере детерминируют ее поведение.

Ценностные ориентации - сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентации имеет многоуровневую структуру. Вершина ее - ценности, связанные с идеализациями и жизненными целями личности.

Цель работы:исследование ценностных ориентаций и динамики изменении за определенный период времени у воспитанников кадетского училища находящихся в системе полного пансиона.

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования, выводы и рекомендации могут быть использованы практическими психологами и педагогическими работниками, проводящими воспитательно-педагогическую работу в системе кадетских училищ полного пансиона. [2]

Обоснованность результатов и выводов исследования основывается на адекватности методологических и теоретических положений исследования, репрезентативности выборки, применении комплекса надежных, объективных методик в соответствии с задачами исследования, а также использовании оптимальных методов статистического анализа.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в обобщении существующих взглядов и научных точек зрения по рассматриваемой проблеме.

Понятие «ценность» и «ценностная ориентация», являются предметом изучения таких дисциплин, как философия, социология, психология, педагогика.

Ценности и ценностные ориентации изучает аксиология – отрасль философского знания. Ценностные ориентации, как структурный элемент личности, иерархию ценностей и ориентацию личности в них изучает психология. Формированием личностно-ценностного подхода, т.е. управлением процессом ориентации личности в ценностях, изучением вопросов формирования ценностных ориентаций занимается педагогика.[2].

Некоторые ученые определяют ценностные ориентации не как ориентации на ценности, а как отношение к ценностям.

Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности.[3,с.379].

Формирование ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Таким образом, ценностные ориентации выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного «Я» в системе общественных отношений.

Ценностные ориентации относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности личности. Система ценностных ориентаций обладает сложной структурой, компоненты которой прослеживаются в конкретных видах общественных отношений: ценностные ориентации, как и любую психологическую систему, можно представить как многомерное динамическое пространство, каждое измерение которого соответствует определенному виду общественных отношений и имеет у каждой личности различные веса.[4,с.39].

Ценностная сориентированность выступает показателем зрелости личности.

Критериями взрослости социологи считают начало самостоятельной трудовой жизни, приобретение стабильной профессии, появление собственной семьи, уход из родительского дома, политическое и гражданское совершеннолетие, службу в армии. Нижней границей взрослости (и верхней границей юности) является 18-летний возраст.

Юность, представляя собой завершающий этап формирования личности, включает в себя так же и целостные представления о самом себе Юношеский возраст это тот прекрасный период в жизни человека, когда закладываются основополагающие ценности, гражданственность, патриотизм, беззаветная любовь к своей Отчизне. В связи с этим встает актуальный вопрос воспитания гражданина, патриота своей Родины. На встрече в Ново-Огарево 03.02.2016 г. президент РФ В.Путин отметил : национальная идея в России – это патриотизм. Она не идеологизирована, не связана с деятельностью какой-то партии. Это связано с общим объединяющим началом. Если мы хотим жить лучше, нужно, чтобы страна была более привлекательной для всех граждан, более эффективной".

Для решения этих задач инновационного развития России, уже сегодня необходимо обратить особое внимание на все аспекты воспитания подрастающего поколения, на формирование будущих граждан страны. В том числе - на формирование их гражданской ответственности, усвоение морально-нравственных норм, воспитание чувства долга перед Отечеством и согражданами, любви к своей Родине. История учит нас, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Патриотическое воспитание всегда и везде рассматривалось как фактор консолидации всего общества, являлось источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.

Необходимо подчеркнуть, что в России уже несколько столетий существует и развивается система образовательных учреждений, позволяющих успешно решать воспитательные задачи, обозначенные выше.

Это - система кадетского образования, включающая в себя суворовские и нахимовские училища и кадетские корпуса.

Кадетское образование - четко регламентируемая система предоставления воспитаннику необходимого объема знаний, воспитание у него умений и привития на этой основе навыков общественно-полезной деятельности, профессиональной ориентации (начального профессионального образования) с целью раннего определения его способностей и склонностей и правильному их использованию с большей отдачей государству и обществу.

Базой кадетского образования является начальное или среднее общее образование, где реализуются программы профессионального начального образования, в первую очередь, начального военно-профессионального. Воспитание в кадетских учебных заведениях играет основную роль в формировании личности человека, поскольку происходит вне семейных отношений.

Отличительные особенности кадетских учебных заведений, по мнению экспертов, заключаются в следующем: система воспитания основана на традициях русской армии, и в первую очередь, на традициях

взаимоотношений равных и старших и младших, уважения и подчинения, выражения собственного мнения и учета мнений товарищей.

Воспитание в воинском коллективе закрытого интернатного типа с регламентированной системой жизнедеятельности, с организацией и строгим соблюдением не только воинских ритуалов, но и полным выполнением всех основных требований организации внутренней службы и внутреннего порядка, определяемых воинскими уставами с учетом возрастных особенностей и возрастной психологии детей.

Привитие с раннего возраста чувства ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, беспрекословного подчинения законам и требованиям при развитии и возвышении чувства собственного достоинства. С раннего возраста юноша привыкает к четкой организации своей деятельности. Склад его ума и характера, как и любого военного человека, становится дисциплинированным и организованным.

Для определения ценностных ориентаций воспитанников кадетского училища проходящих обучение в режиме полного пансиона, нами было проведено исследование.

Исследование проходило на базе ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище». В выпускном (первого набора 2011 года), 11 «Д» классе в количестве 19 кадет.

В период с 4 сентября по 10 сентября 2015 учебного года, кадеты класса были протестированы двумя методиками определения ценностных ориентаций в юношеском возрасте. Исследование проводилось в групповой форме, на стандартизированных бланках, по стандартным инструкциям, в дневное время, в школьных кабинетах. При проведении исследования все испытуемые были спокойны, проявляли умеренный интерес, внимательно слушали инструкции, выполняли предложенные задания.

Для получения групповых результатов для каждой из ценностей подсчитывалось среднее арифметическое значение ранга по данным всей группы, а затем полученные усредненные ранги всех ценностей вторично ранжировались в порядке возрастания: ценности с наименьшим рангом приписывался вторичный ранг 1, следующей 2 и т.д.

Полученная в результате исследования индивидуальная иерархия ценностей может быть разделена на три равные группы: предпочитаемые, значимые (ранги с 1 по 6), индифферентные, безразличные (с 7 по 12) и отвергаемые, незначимые (с 13 по 18 ранги иерархии).

Были применены следующие методики:

-методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.

-методика Ш. Шварца, для изучения ценностной сферы адаптированная и стандартизированная В.Н. Карандашевым.

В период с 11 сентября 2015 года по декабрь 2016 года включительно, с кадетами класса проводилась интенсивная работа психологов, воспитателей, преподавателей по основным вопросам воспитательного процесса и общеобразовательным программам обучения. Причем, следует отметить, что основой формирования ценностных ориентаций кадет училища является воспитательный процесс, обозначенный следующими направлениями: ( в соответствии с «Программой воспитания в СПКУ»)

- Духовно-нравственное

- Историческое

- Гражданственное

- Патриотическое

- Профессионально-деятельностное

- Психологическое

Среди основополагающих принципов воспитания личности кадета, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются: научность; гуманизм; демократизм; приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций; системность, преемственность и непрерывность в развитии молодежи, с учетом особенностей ее различных категорий; многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания; его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода; тесная и неразрывная связь всех видов воспитания.

Реализация этих принципов в процессе воспитания личности кадета призвана обеспечить развитие у него нового, по настоящему заинтересованного отношения к военной и государственной службе, готовности к достойному выполнению функции по защите Отечества.

По окончанию коррекционного периода, в декабре 2015года, с кадетами проведено контрольное тестирование по тем же методикам и в таких же условиях, проведен сравнительный анализ полученных результатов.Данные результаты представлены ниже.

Тестирование по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича.

Диаграмма терминальных лидирующих ценностей у кадет после проведенного коррекционного периода отображена в процентном отношении. ( Рисунок 1).

Рейтинг терминальных ценностей кадет.

Значимые ценности:

1.Здоровье (физическое и психическое), ср. ар. = 4,0.Сама по себе та высокая значимость, которую имеет для кадет их здоровье, является нетипичной для этого возраста. Дело в том, что молодежи, не обладающей в целом физическими недостатками, всегда было свойственно относиться к своему здоровью скорее легкомысленно, чем серьезно. Не испытывая проблем с физическим состоянием, кадеты, казалось бы, и задумываться не должны об опасностях в этой области. Но полученная картина резко отличается от описанной выше: кадеты действительно ценят свое здоровье. Можно, конечно, предположить, что современное поколение менее здоровое, чем предыдущее, и объективно имеет больше болезней, но, мне кажется, дело не только в этом. По всей видимости, эта ситуация является следствием профориентационной работы, направленной на выбор профессии. Основное направление этой работы мотивация кадета на продолжение дальнейшей учебы в высших военных заведениях Министерства обороны. Один из основных критериев отбора в эти вузы – состояние здоровья. Данная ценность выросла в своем ранговом значении, в ходе проведенных мероприятий, стабильно является значимой для кадет.

2.Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком), ср. ар. = 6,80;

3.Счастливая семейная жизнь, ср. ар. = 6,90;

4.Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование), ср. ар. = 7.40;

5.Наличие друзей (хороших и верных), ср. ар. = 7,70;

Рисунок 1.

6.Свобода (самостоятельность, независимость в поступках и суждениях), ср. ар. = 8,0.

Отвергаемые ценности:

17.Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве), ср. ар. = 14.6;

18.Творчество (возможность творческой деятельности), ср. ар. = 14.8 Понятие творчества для современных кадет размыто, оно утратило свое значение, как создание чего-то нового, нестереотипного, поскольку в обществе резко упал престиж науки, искусства и культуры.

Проведя анализ, мы видим, что происходит динамический рост ценностей кадет на фоне проведенных мероприятий. Такие ценности как «здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь», неизменно остаются лидерами, при определенном росте. Ценность «развитие» поменяла ранг на более высокий. Остаются на последних местах ранга « творчество, красота природы и искусства».

Диаграмма инструментальных лидирующих ценностей у кадетпосле проведенного коррекционного периода отображена в процентном отношении. (Рисунок 2).

Рейтинг инструментальных ценностей кадет.

Значимые ценности:

1.Воспитанность (хорошие манеры), ср. ар. = 5.40.Воспитанность для кадета - это умение владеть собой и руководить своим поведением, в любой сложившейся обстановке. В этом возрасте происходит формирование характера кадета, при всей своей культуре и воспитанности может проявляться неосознанная грубость, как в отношении товарищей, так и в отношении воспитателей и преподавателей. В этом плане проводится постоянная воспитательная работа. Вследствииэтого данная ценность вышла в лидирующее положение. Анализируя полученные результаты мы видим, что данная ценность несколько понизила свою значимость.

Рисунок 2

2.Образованность (широта знаний, высокая общая культура), ср. ар. = 5,80.

3.Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями), ср. ар. = 6,7.

4.Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, порядок в делах), ср. ар. = 7,0.

5.Исполнительность (дисциплинированность), ср. ар. = 7.10.

6.Ответственность (чувство долга, умение держать слово), ср. ар. =7,9.

Отвергаемые ценности:

17.Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания), ср. ар. = 13.0.

18.Нетерпимость к недостаткам в себе и других, ср. ар. = 15,10. Нетерпимость к недостаткам имеет ряд внешних проявлений, которые не каждому приходятся по вкусу. Во-первых, если нетерпимость к недостаткам в себе способствует глубокому самоанализу (а, значит, и самопознанию, что очень важно в юношеском возрасте) и, соответственно, самосовершенствованию, то нетерпимость к недостаткам в других иногда может проявляться в виде бесконечных придирок и одергиваний, в стремлении переделать всех окружающих в соответствии с собственными убеждениями, которые, кстати, не всегда разделяют окружающие.

Проведя анализ, мы видим, что происходит динамический рост ценностей кадет на фоне проведенных мероприятий. Такие ценности как «Воспитанность, твердая воля, аккуратность, исполнительность», неизменно остаются лидерами, при определенном росте. Ценность «образованность» была выдвинута на более высокий ранг. Это обусловлено, окончанием учебного года и подготовкой к ЕГЭ, поступлением в вузы МО. Остаются неизменно на последних местах, ранга « творчество, красота природы и искусство».

Тестирование по методике Ш.Шварца, для изучения ценностной сферы адаптированная и стандартизированная В.Н. Карандашевым.

Диаграмма ценностных ориентаций по методике Ш.Шварцапосле проведенного коррекционного периода отображена. (Рисунок 3).

Рисунок 3

Рейтинг нормативных идеалов кадет (второе значение в скобках-индивидуальных приоритетов).

Значимые ценности:

1.Достижения, ср. ар. = 6.10.(4.05).Определяющая цель этого типа ценностей личный успех через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартами. Проявление социальной компетентности (что составляет содержание этой ценности) в условиях доминирующих культурных стандартов влечет за собой социальное одобрение.2.Безопасность, ср. ар. = 5.50.(3.15). Мотивационная цель этого типа безопасность для других людей и себя, гармония, стабильность общества и взаимоотношений. Она производна от базовых индивидуальных и групповых потребностей. По мнению Ш. Шварца, существует один обобщенный тип ценности безопасность (а не два отдельных для группового и индивидуального уровня). Связано это с тем что, ценности, относящиеся к коллективной безопасности, в значительной степени выражают цель безопасности и для личности (социальный порядок, безопасность семьи, национальная безопасность, взаимное расположение, взаимопомощь, чистота, чувство принадлежности, здоровье).3.Самостоятельность, ср. ар. = 5.30.(3.0).Определяющая цель этого типа ценностей состоит в самостоятельности мышления и выбора способов действия, в творчестве и исследовательской активности. Самостоятельность как ценность производна от организменной потребности в самоконтроле и самоуправлении, а также от интеракционных потребностей в автономности и независимости.Отвергаемые ценности:

10.Традиции, ср. ар. = 3.86.(1.96).Любые социальные группы вырабатывают свои символы и ритуалы. Их роль и функционирование определяются опытом группы и закрепляются в традициях и обычаях. Традиционный способ поведения становится символом групповой солидарности, выражением единых ценностей и гарантией выживания. Традиции чаще всего принимают формы религиозных обрядов, верований и норм поведения. Мотивационная цель данной ценности — уважение, принятие обычаев и идей, которые существуют в культуре (уважение традиций, смирение, благочестие, принятие своей участи, умеренность) и следование им.

Проведя анализ, мы видим, что происходит динамический рост ценностей кадет на фоне проведенных мероприятий. Такие ценности как «достижения, безопасность, самостоятельность», неизменно остаются лидерами, при определенном росте, причем данные ценности совпадают у кадет как на уровне нормативных идеалов, так и на уровне индивидуальных приоритетов. Остаются неизменно на последних местах, ранга «традиции».

Данные, полученные нами в результате проведенного исследования, на базе Ставропольского президентского кадетского училища, достоверно показали, что в результате проведения воспитательных мероприятий, направленных на усиление профессиональной мотивации, этических и нравственных норм взаимоотношений изменились в средних показателях по классу в целом.

Средние показатели значимости такого типа ценности как « здоровье», «любовь», «наличие хороших и верных друзей», «активная жизненная деятельность» увеличили свой показатели.

Изменились ранговые значения типов ценностей на уровне индивидуальных приоритетов. Лидирующее место стали занимать такие ценности как «достижения», «безопасность», «самостоятельность».

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что структура ценностных ориентаций современных кадет может измениться при проведении воспитательных, коррекционныхмероприятий, подтвердилась.

Практическая ценность, проведенного нами исследования заключается в том, что показала действенность целенаправленной педагогической и воспитательной работы,профориентационной и духовно-нравственной направленности на формирование и изменение ценностных ориентаций кадет.

В нашей стране наблюдается некоторое падение нравственности молодежи, что означает смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств. Можно сказать, что на сегодняшний день в стране складывается новая морально-нравственная атмосфера, происходит переоценка ценностей, их творческое переосмысление, развернулись споры о преобразованиях во многих сферах человеческой жизни, в том числе и духовно-нравственной, моральной. На фоне происходящих перемен в обществе, становится актуальным вопрос кадетского образования в системе полного пансиона, как одного из перспективных направлений в образовательной сфере. Данная система образования, а в большей мере воспитания личности, на основных постулатах добра, справедливости, морали в ближайшем будущем принесет свои положительные результаты. Воспитанники кадетских и суворовских училищ заслуженно являются опорой государственности.

Список литературы:

1.Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. – M., 1992. – 17 с., с.6

2.Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. Мысль, 1988. – 253с., с.59

3.Словарь практического психолога. – Мн., 1997, с.379

4.БубноваС.С.Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система// Психологический журнал. – 1999. - № 5. – С.38-44, с.39

Просмотров работы: 1728