Каждый день людям приходится приспосабливаться к меняющимся условиям их жизни. Смена работы, переезды, нестабильные цены, природные катаклизмы и т.д. В таких условиях, крайне важно обратить внимание на категорию людей, которые в большей степени восприимчивы к происходящим в разных сферах жизни переменам, наиболее остро и непосредственно реагирующие на новые для нашего общества социальные, социально-психологические проблемы и вызовы. Конечно, речь идет о студенчестве [1].
Современный студент, только что начавший обучение в ВУЗе, именно тот человек, у которого условия прежней жизни в одночасье изменились. Новые лица, обстановка, расписание, долгие академические занятия и многое другое. Все это может дезориентировать студента, выбить его из колеи. Но самый большой удар приходится на иногородних студентов, меняющих место жительства.
С момента въезда в общежитие студент становится полностью свободным, а наличие свободы предполагает и наличие самостоятельности. Здесь человек либо начинает воспитывать себя, организовывать, принимать важные решения, налаживать контакты с новыми людьми, либо он от недостатка сил или от безволия становится инфантильным, несобранным и замкнутым от остального мира. Е М. Погодина считает, что успешность адаптации в общежитии зависит от личностных качеств студента, которые могут как осложнять, так и упрощать этот процесс. Это формулировка и является основным тезисом нашей работы. Таким образом, можно сказать, что студенты, проживающие в общежитии, проходят двойную адаптацию: с одной стороны, адаптацию к вузу, к новым формам учебной деятельности, к учебному коллективу. С другой стороны, — к новому месту проживания, кардинально отличающемуся от привычного, диктующему свои правила, обязанности и законы внутреннего функционирования [3].
Во времена, когда высшее образование является необходимым для трудоустройства граждан, когда выпускники школ стремятся в крупные города, чтобы получить лучшее образование, изучение этого феномена просто необходимо. Важность исследований в области этой проблемы отмечает С.Н. Илларионов, который говорит о необходимости социальной поддержки в условиях общежития и о частых конфликтных ситуациях у студентов [2, с.70-71]. В исследованиях Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюкина, А.А. Реана, Е.И. Степановой, а также в работах других исследователей накоплен определенный эмпирический материал проведенных наблюдений, результаты экспериментов и теоретических обобщений по этой проблеме.
Таким образом, социально-психологическая адаптация студентов к условиям общежития является социально значимой проблемой психологической науки и практики. На данный момент существует острая необходимость для изучения всех ее аспектов.
Список литературыБаева. И.А. Психологическая безопасность студентов, проживающих в общежитии: проблемы и ресурсы // Журнал Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2015. № 174.
Илларионов С. Н. Психологическая безопасность окружающей среды. Перцептивный контекст. М.; Иваново: ИИГПС МЧС России, 2007. 148 с.
Погодина Е. Н. Адаптация к студенческой жизни: анализ частоты и причин конфликтов в общежитии // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2010. № 1. [Электронный ресурс] — http://www.psyanima.ru