ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

Павлова А.Ю. 1, Николаева Л.В. 2
1Северо-Восточный Федеральный Университет Педагогический Института
2Северо-Восточный Федеральный Университет Педагогический Институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Любая национальная культура – это, прежде всего, культура рода, семьи, в которой вырос ребенок. Ребенок с раннего возраста впитывал мировоззрение и мировидение той этнической и социокультурной среды, в которой он родился. Самые яркие воспоминания детства у каждого человека связаны с милыми сердцу колыбельными песнями матери, детскими народными песнями, играми, сказками, народными праздниками. Но в настоящее время ситуация меняется. Многие дети живут в унифицированной среде, далекой от истоков народной культуры. Меняются ценности, образ жизни, отношение к действительности. Многие родители не знают родного языка, культуры и не в состоянии передать детям нравственные ценности родной культуры и традиций. Данный пробел в воспитании детей ложится на плечи педагогов. Особенно актуальна эта задача для педагогов дошкольного образования [3, с.9].

Цель статьи – рассмотреть педагогические условия приобщения детей дошкольного возраста к родной культуре посредством организации фольклорного кружка.

О приобщении детей к народной культуре писали Г.Н. Волков, М.И. Баишева, А.А.Григорьева, Данилов Д.А., Неустроев Н.Д. и др. По определению Волкова Г.Н., этнопедагогика – наука об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, наука о педагогике быта, о педагогике семьи, рода, племени, народа [1, с. 18].

Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является фольклор – устное народное творчество, существующее в виде сказок, пословиц и поговорок, загадок, народного героического эпоса, песенного искусства, мифов, легенд, сказаний.

Для организации фольклорного кружка мы разработали проект «Олонхо». Якутское олонхо - народный героический эпос древнего происхождения, повествующее о подвигах богатырей, об их борьбе с злыми чудовищами, установления мирной жизни. Олонхо дает богатый материал для формирования у детей духовно-нравственных качеств, любви к Родине. Г.Н.Волков писал: «Олонхо, являясь концентрированным выражением духовной жизни якутского народа, несет на себе огромную педагогическую нагрузку: оно богато воспитательными идеями, в нем много образовательного материала, формирует любовь к народу и человечность, его текст развивает ум, память, внимание, наблюдательность. В олонхо получили отражение цели воспитания, определены черты личности и средства воздействия на чувства, знания подрастающего поколения» [1,с.74]. «Ярко выраженный педагогический характер олонхо» подчеркивал И.С.Портнягин, разработавший кодекс нравственности на основе учения айыы [4. с.21].

В процессе ознакомления с олонхо ребенок может осваивать позитивные нормы социального поведения, ценности и установки межличностных взаимоотношений. В народном эпосе воспеваются такие извечные идеалы человечества, как айыы – творение и созидание, Красота, Свобода, Любовь и Добро, которые составляют суть жизни совершенного человека и его предназначения [1, с.62]

Цель проекта: обосновать педагогические условия приобщения детей старшего дошкольного возраста к фольклору родного народа (на примере олонхо). Исходя из цели нами выделены следующие задачи:

- создать культурологическую предметно – пространственную среду развития ребенка и оказать ему помощь в самоопределении, национальной самоидентификации, национальном самосознании на базе своей культуры;

- развивать эмпатию, доброту, дружеские толерантные отношения;

- воспитывать в детях стремление к активному познанию жизни, развивать художественно – речевые навыки, интерес к олонхо;

- развивать внимание, память, творческое мышление, воображение, умение видеть прекрасное, формировать эстетический вкус, исполнительские навыки;

Приобщение детей к олонхо реализуется поэтапно через систему занятий. Нами разработан календарно–тематический план и система занятий.

I этап. Тема «Героический эпос олонхо народа саха». На этом этапе знакомим детей с миром олонхо. Совместно с родителями проводим выставку «Древо жизни». Знакомим с творчеством якутских художников Т.Степанова, В.Карамзина, П.Пестрякова, Н.Ябловской. После диалогов и бесед с детьми, проводим рисование по впечатлению: здесь дети делятся впечатлениями, рассказывают и рисуют. Воспитателю необходимо развивать в детях внимание, воображение, фантазию.

II этап. Тема - «История предков». На этом этапе знакомим детей с историей предков: жилищем, национальной одеждой (богатырей), посудой, утварью. Проводится целевая экскурсия в Краеведческий музей, в музей фольклора народов Севера.

III этап: Тема «Игры наших предков». Ознакомление с играми, проведение конкурсов национальных игр вместе с родителями.

IV этап. Прослушивание аудиозаписи олонхо «Ньургун Боотур Стремительный» в исполнении знаменитых в Якутии олонхосутов. Цель занятий кружка – формирование интереса к олонхо. После прослушивания олонхо – диалог и беседа с детьми, рисование по воображению. Показ мультипликационного варианта олонхо «Ньургун Боотур Стремительный».

V этап. Подготовка инсценировки олонхо «Ньургун Боотур Стремительный». Привлечение родителей, распределение ролей, костюмы, подготовка декораций.

VI этап – обобщающий (март, апрель). На обобщающем этапе работы проводится презентация спектакля.

Также ведется совместная работа воспитателя с руководителем изостудии детского сада по оформлению спектакля, элементов костюмов. Проводилась большая работа с родителями по подготовке костюмов для спектакля.

В целом, проведенная работа показала положительные результаты. Были довольны и дети, и родители. Дети многое узнали о традициях своего народа, научились исполнять роли. У детей улучшилась дикция, умение выступать на сцене, появился ярко выраженный интерес к фольклору, олонхо, уважение к своей культуре. У родителей также повысился интерес к народной культуре, они с энтузиазмом готовили с детьми костюмы для выступления, репетировали с детьми.

Таким образом, фольклорный кружок способствует развитию речи детей, приобщению к фольклору родного народа, интересу к героическому эпосу – олонхо, уважению и гордости за культурные традиции своей республики.

Использованная литература

  1. Баишева, М.И., Григорьева А.А. Этнопедагогические воззрения народа Саха на материале олонхо. – Новосибирск: Наука, 2008. – 168 с.

  2. Волков, Г.Н. Этнопедагогика.- Чебоксары:Чувашкнигоиздат, 1974

  3. Николаева, Л.В. Этнопедагогические основы воспитания детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – Якутск: ИД СВФУ, 2008. – 163 с.

  4. Портнягин И.С. Этнопедагогика кут-сюр. – М.: Академия, 1998.

Просмотров работы: 1079