КОРРЕКЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПОДРОСТКОВ 13-14 ЛЕТ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ СРЕДСТВАМИ ФУТБОЛА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

КОРРЕКЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПОДРОСТКОВ 13-14 ЛЕТ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ СРЕДСТВАМИ ФУТБОЛА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность. Нарушение интеллекта у подростков в большинстве случаев сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от овладения речью, трудовыми навыками. Одной из причин, затрудняющих формирование у умственно отсталых детей двигательных умений и навыков, являются нарушения моторики, которые отрицательно сказываются не только на физическом развитии, но и на социализации личности, развитии познавательной и формировании трудовой деятельности, последующей социальной и профессиональной адаптации. Физическая культура и спорт в этом случае должны стать средством адаптации детей с умственной отсталостью к условиям жизнедеятельности. В связи с этим, особое внимание должно быть уделено физической подготовки детей с умственной отсталостью и возможности коррекции этих отклонений средствами спорта, в частности футбола.

Физическая культура в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида является составной частью всей системы работы с детьми с умственной отсталостью. Отличительной чертой уроков физической культуры является ее деятельностный характер. Основная цель уроков это совершенствование физического развития подростков, освоение ими движений необходимых для дальнейшей жизнедеятельности. Вместе с тем роль внеурочных форм может быть поставлена как повышение физической подготовки на основе интереса подростков к тем или иным видам физкультурной деятельности.

А.А.Рязанов, 2007 в своей работе показал, что футбол является отличным средством для психофизического развития детей с умственной отсталостью и является интересной и осваиваемой физкультурной деятельностью для детей с нарушениями в интеллектуальной сфере [5]. Однако, вопросы, связанные с организацией внеурочных секционных занятий в специальной (коррекционной) школе VIII вида остаются не разработанными.

Таким образом, актуальность нашего исследования очевидна.

Цель исследования – оценить эффективность дополнительных физкультурных занятий с использованием средств футбола в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Объект исследования - процесс физического воспитания школьников 13-14 лет с умственной отсталостью

Предмет исследования - коррекция физической подготовки подростков 13-14 лет с умственной отсталостью средствами футбола

Гипотеза исследования - предполагаем, использование средств футбола для подростков 13-14 лет с умственной отсталостью на дополнительных занятиях позволит корректировать их физическую подготовку.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой в исследовании решались следующие основные задачи:

  1. Провести анализ научно-методической литературы по теме исследования.

  2. Адаптировать общеразвивающую программу по футболу под психофизические возможности подростков 13-14 лет с умственной отсталостью, обучающихся в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII-го вида.

  3. Определить эффективность адаптированной программы по футболу посредством влияния на уровень физической подготовленности подростков 13-14 лет с умственной отсталостью.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, тестирование, педагогический эксперимент, математической статистики.

Исследования проводились нами в несколько этапов.

Iэтап - проводился в период сентября-октября 2015 года.Целью этого этапа было проведениеанализа и обобщение педагогической, научно-методической и специальной литературы по теме исследования. Определялись необходимые методы исследования. Проводился анализ программ по адаптивному физическому воспитанию, и продумывались варианты адаптации общеразвивающей программы по овладению начальными навыками игры в футбол под психофизические возможности детей с легкой степенью умственной отсталости. В конце первого этапа был проведён первый констатирующий эксперимент, целью которого было определение исходных показателей физических способностей испытуемых.

IIэтап – проводится с ноября 2015 года по настоящее время. Цель этого этапа – проведение формирующего эксперимента. В течение этого периода испытуемые – 8 учеников 9-го класса коррекционной школы 8 вида занимались в течение 4 месяцев по адаптированной дополнительной общеразвивающей программе по футболу с целью коррекции физической подготовки.

Итак, как сказано в стандарте общего образования умственно отсталых факультативные занятия проводятся с небольшими группами учащихся для получения ими дополнительных жизненно необходимых знаний и умений, дающих возможность более широкого выбора профес­сии и более свободной ориентировки в современном обществе и быту. Физкультура как учебный предмет, прежде всего, способствует укре­плению здоровья детей. В процессе физических упражнений учащиеся учатся спортивной ходьбе, бегу, прыжкам. Некоторые овладевают умени­ем работать на спортивных снарядах, плавать, кататься на коньках, т.е. ос­ваивают отдельные виды спорта. К таким видам спорта можно причислить и футбол [5].

Нами в процессе адаптации общеобразовательной программы по футболу были изменены средства и методы обучения этой игре в виде их упрощения с целью возможности освоения подростков 13-14 лет с легкой степенью умственной отсталости.

Дополнительная общеразвивающая программа для подростков 13-14 лет с легкой степенью умственной отсталости по футболу, включает в себя учебный план сроком освоения 1 год, который является её неотъемлемой частью.

Таблица 1

Учебный план

п/п

Разделы подготовки

Часы

1

Теория

16

2

Общая физическая подготовка

33

3

Специальная физическая подготовка

79

 

ИТОГО:

252

Изучение теоретического материала планируется в форме бесед в простой и доступной для понимания подростков форме продолжительностью 5- 10 минут [5,6].

Обязательным компонентом подготовки подростков 13-14 лет с легкой степенью умственной отсталости, занимающихся футболом являются соревнования. В коррекционной школе предусматриваются соревнования между группами обучающихся, товарищеские игры, можно с участием команд различных возрастных групп [6].

Ниже представлена ориентировочная программа недельного микроцикла для детей с умственной отсталости 13-14 лет.

Таблица 2

Ориентировочная программа недельного микроцикла для умственно отсталых подростков 13-14 лет

День

недели

Преимущественная

направленность

Нагрузка

Понедельник

Развитие гибкости и ловкости и координации движений: элементы акробатики, подвижные игры, эстафеты.

Обучение элементам техники ударов по мячу и остановок мяча

Низкая

Среда

Развитие быстроты: эстафеты, подвижные игры, игры с мячом. Обучение элементам техники ведения мяча и обводки

Средняя

Пятница

Повышение ОПФ: эстафеты, подвижные игры и игрыс мячом. Обучение элементам техники ударов по мячу и остановки мяча.

Игра в мини-футбол 2х2 или 3х3

Средняя

Занятия мы проводили в рамках неурочной деятельности во вторую половину дня продолжительностью 45 минут.

В предварительном исследовании до начала педагогического эксперимента нами были проведены тесты физической подготовленности, результаты которого представлены в таблице ниже. Для оценки уровня физической подготовки мы сравнили наши результаты с имеющимися нормативами здоровых подростков.

Таблица 3

Результаты тестирования физической подготовленности подростков с легкой степенью умственной отсталости

№ п/п

Показатели

Эксперимен-тальная

группа

Х ± m

Контро-льные норма-тивы

Разность

Оценка достоверности различий

1.

Наклон вперед (см)

5,1±1,0

6,2±0,5

1,1

>0,05

2.

Бег 30м (с)

8,6±0,7

5,3±0,2

3,3

>0,05

3.

Челночный бег 3х10м (с)

9,9±0,1

8,4±0,07

1,5

>0,05

4.

Прыжок в длину с места (см)

165±4

173±7

8

>0,05

5.

Подтягивание, кол-во раз

3,4±0,7

5,8±0,23

2,4

>0,05

В результате проведенных нами исследований было выявлено, что подростки 13-14 лет с легкой степенью умственной отсталости существенно и достоверно отличаются от здоровых сверстников по всем показателям физической подготовки.

Это связано, во-первых, с объективными причинами, потому что умственная отсталость всегда есть результат недоразвития или поражения головного мозга. Так, поражение низших отделов центральной нервной системы влечет за собой нарушение элементарных движений, поражение высших — затрудняет реализацию сложных двигательных актов, требующих произвольной регуляции. Нарушения сложных двигательных актов при умственной отсталости, проявляющиеся в недостатках тонкой моторики, определяются теми же механизмами, что и интеллектуальный дефект — нарушением аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга [4].

Во-вторых, существующие подходы к физическому воспитанию умственно отсталых школьников являются малоэффективными и ограниченными. Два часа в неделю не способны удовлетворить потребности умственно отсталого школьника в двигательной активности и не могут положительно влиять на их физическую подготовку.

В большей степени отставание по результатам проведенного исследования физической подготовки отмечается нами по тестам, оценивающим координационные, скоростные способности, далее скоростно-силовые и силовые способности менее всего отставание прослеживается в тесте на гибкость.

Отставание в координационных способностях выявлено многими авторами в исследованиях. Так, согласно исследованиям Горской И. Ю., возрастные темпы прироста всех видов КС умственно отсталых детей имеют ту же динамику, что и у здоровых школьников, но с отставанием на 2–3 года. Большинство сенситивных периодов развития КС приходится на диапазон 9–12 лет [1].

Однако, как известно, умственная отсталость – явление необратимое, она поддается коррекции. Постепенность и доступность материала на занятиях физическим воспитанием создают условия для овладения детьми разными двигательными умениями, играми, для развития физических качеств и способностей, необходимых в жизнедеятельности подростка [4].

Нами в настоящее время проходит экспериментальное обоснование возможности использования средств футбола с подростками 13-14 лет, имеющими легкую степень умственной отсталости во внеурочной деятельности коррекционной школы VIII вида. В процессе проведения специфических упражнений футбола мы отметили:

  1. интерес со стороны подростков к данным занятиям;

  2. визуально отметили улучшение практически всех показателей физической подготовки подростков, что говорит о том, средства футбола благоприятно воздействуют на данный аспект личности подростков с легкой степенью отсталости.

Литература

  1. Горская, И. Ю. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья: Монография / И. Ю. Горская, Л. А. Суянгулова. — Омск: СибГАФК, 2000. – 210 с.

  2. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура: учебное пособие / С. П. Евсеев. – М.: Советский спорт, 2005. - 450 с.

  3. Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков [Текст]: Руководство / Д.Н. Исаев. – СПб.: Речь, 2007. – С. 124 – 141.

  4. Литош, Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого – педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии [Текст]: Уч. пособие / Н.Л. Литош. – СПб.: Ин-т спец. педагогики и психологии, 2002. – С. 25-48.

  5. Рязанов А.А. Коррекция психофизического развития детей с умственной отсталостью в процессе дополнительных занятий средствами футбола возраста : автореф. дис. … канд. пед. наук / А. А. Рязанов – Тамбов.,2007. - 24 с.

  6. Юный футболист [Текст]: Учебное пособие для тренеров / Под ред. А.П. Лаптева, А.А. Сучилина. - М.: Физкультура и спорт, 2003. - 84с.

Просмотров работы: 1309