Поэтому необходимо найти такие средства восстановления, которые бы оказывали наиболее эффективное влияние на повышение работоспособности в процессе тренировочных занятий.
Еще в античные времена, когда состязались между собой атлеты Древней Греции, Рима помимо известных средств восстановления и повышения работоспособности применяли различные "чудодейственные" средства, мази. С тех далеких времен многое изменилось, предела физического совершенства нет, но проблема эффективного восстановления и повышения высокой работоспособности посредством различных лекарственных средств до сих пор остается одной из самых интересных и острых тем [14].
Восстановление – это биологическое уравновешивание организма, его отдельных функций, органов, тканей, клеток после интенсивной мышечной работы. Прежде чем говорить о восстановлении организма спортсмена после тренировочных нагрузок, следует сказать о симптомах утомлении, недовосстановления. Ими являются: снижение работоспособности, быстроты и силы мышечных сокращений, ухудшение координации движений, отсутствие желания тренироваться, вялость, скованность в движениях, апатия; иногда боли в мышцах, плохой аппетит, сон и т. д. Возможен ряд нарушений в психической деятельности спортсмена: раздражительность, конфликтность, нетерпимость по отношению к товарищам, тревожность и др. Могут быть изменения со стороны сердечно-сосудистой системы, нервно-мышечного аппарата, биохимических показателей биологических жидкостей: крови, слюны. Происходит разлад в деятельности различных органов и систем организма [3].
Установлено, что восстановительные процессы в зависимости от их направленности в одних случаях могут обеспечить рост работоспособности, а в других привести к ее снижению. При этом в организме могут развиваться два противоположных состояния: нарастание тренированности – если восстановление обеспечивает восполнение энергетических ресурсов, или переутомление – если восстановление энергетических ресурсов не происходит. Однако не следует забывать, что иногда целесообразно выполнять двигательную нагрузку на фоне неполного восстановления [32].
Как уже было сказано, восстановление является одним из важнейших факторов повышения работоспособности. На сегодняшний день существует большое количество средств восстановления, которые делятся на три группы: педагогические, медико-биологические и психологические. Все они играют немаловажную роль в подготовке спортсмена высокого уровня. Педагогические средства восстановления определяют режим и правильное сочетание нагрузок и отдыха на всех этапах многолетней подготовки спортсменов (рациональное планирование тренировочного процесса, правильное построение отдельного тренировочного занятия с использованием средств для снятия утомления, варьирование интервалов отдыха между отдельными упражнениями и тренировочными занятиями, разработка системы планирования, разработка специальных физических упражнений с целью ускорения восстановления работоспособности) [11].
Средства психологического воздействия весьма разнообразны. К психотерапии относятся внушенный сон-отдых, мышечная релаксация, специальные дыхательные упражнения, к психопрофилактике — психорегулирующая тренировка (индивидуальная и коллективная), к психогигиене — разнообразный досуг, комфортабельные условия быта, снижение отрицательных эмоций.
Особое место среди средств восстановления, способствующих повышению физической работоспособности, занимают медико-биологические средства, к числу которых относятся: рациональное питание, фармакологические препараты и витамины, белковые препараты, спортивные напитки, кислородный коктейль, физио- и гидротерапия, различные виды массажа, бальнеотерапия, баровоздействие, бани и т. д.
По мнению многих специалистов, правильное сочетание нагрузки с отдыхом, в процессе тренировок, во многом определяют будущие достижения в спорте [18, 23, 25 и др.].
Цель исследования: изучить влияние оперативных средств восстановления (отдыха и массажа) на работоспособность боксеров на этапе начальной подготовки.
Объектом исследования является процесс спортивной подготовки юных боксеров.
Предметом исследования являются медико-биологические и педагогические средства восстановления, применяемые в процессе тренировки боксеров на этапе начальной подготовки.
Гипотеза исследования: мы предположили, что наиболее эффективными средствами восстановления работоспособности боксеров на этапе начальной подготовки являются активный отдых и массаж.
Задачи исследования:
Выявить состояние вопроса по влиянию различных средств восстановления на работоспособность юных боксеров на основе анализа научно-методической литературы.
В процессе проведения педагогического эксперимента определить наиболее эффективные средства восстановления работоспособности боксеров на этапе начальной подготовки.
При организации исследований по интересующей нас проблеме мы использовали следующие методы:
Теоретический анализ и обобщение литературных данных.
Обобщение опыта существующей практики
Педагогический эксперимент.
Метод кистевой динамометрия.
Методы математической статистики.
С целью выявления состояния проблемы мы осуществляли поиск литературных данных и анализ научно-методической литературы разных авторов по интересующему нас вопросу.
Обобщение опыта существующей практики по данным бесед со спортсменами и тренерами, наблюдений со спортсменами.
В беседах с тренерами и спортсменами мы узнали (на основе их личного опыта), что наиболее эффективно использовать между упражнениями активный отдых.
Наблюдение за спортсменами осуществлялось на тренировочных занятиях соревновательного периода.
В проводимых исследованиях с группами детей нами был использован метод педагогических контрольных испытаний (тестов):
контрольные упражнения с интервалами отдыха;
динамометрия.
Для наблюдения за изменением мышечной силы мы использовали пружинный динамометр для измерения силы кисти.
Методы математической статистики мы использовали при обработке результатов, полученных в ходе тестирования. В ходе обработки данных мы получили средние арифметические показатели, далее производился расчет среднеквадратического отклонения, значения границ доверительных интервалов с помощью компьютерной программы Microsoft Excel.
Исследование проводилось с октября 2014 года по март 2015 года. Педагогический эксперимент проводился на группах боксеров, всего было протестировано 8 спортсменов в возрасте от 10 до 12 лет.
В процессе проведения педагогического эксперимента юным спортсменам было предложено трижды выполнить четыре контрольных упражнения. Между попытками представлялись семиминутные интервалы отдыха. В первом случае занимающиеся выполняли четыре упражнения с пассивной формой отдыха, во втором случае эти же четыре упражнения применялись с активной формой отдыха, а в третьем случае контрольные упражнения сочетались с применением массажа.
Параллельно проходило исследование по динамометрии. Определялась сила кистей рук перед первой и последней попытками выполнения контрольных упражнений. Всего было предложено пять попыток измерений силы кисти.
Анализ полученных результатов показывает, что различные восстановления отдыха, применяемые в семиминутном интервале между попытками выполнения контрольных упражнений, по-разному повлияли на результаты контрольных упражнений (табл. 2, рис. 1-4).
Сравнивая средние значения результатов в тесте «броски партнёра в течение 3-х минут» у боксеров, которые применяли в 7-минутном интервале пассивный отдых со значениями данного теста, когда боксерами применялась активная форма отдыха и в случае, когда применялся массаж, установлены достоверные различия (ро