ВОСПИТАНИЕ СКОРОСТНЫХ И СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ НА УРОКАХ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВОСПИТАНИЕ СКОРОСТНЫХ И СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ НА УРОКАХ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность данной темы в настоящее время имеет большое значе­ние, так как уроки легкой атлетики в начальных классах обеспечивают необ­ходимый минимум знаний ученика и его разностороннюю физическую под­готовку. Включение в урок легкой атлетики подвижных игр имеет также не­маловажное значение. Элементы техники разучиваемого двигательного дей­ствия, использование игрового метода, активизируют внимание, повышают эмоциональное состояние учащихся. Использование упражнений скоростно-силового характера способствует развитию мышечных групп, которые несут основную нагрузку в игровой деятельности ученика.

Цель исследования: проанализировать методику воспитания скоростных и скоростно-силовых качеств у детей младшего школьного воз­раста.

Гипотеза исследования - использование метода повторного скоростного упражнения, упражнений с преодолением массы собственного тела, а также игрового и соревновательного методов, способствуют наилучшему развитию скорост­ных и скоростно-силовых качеств на уроках легкой атлетики в начальных классах.

Таким образом, для наилучшего развития вышеназванных качеств в комплексе необходимо сочетать:

- использование метода повторного скоростного упражнения;

- упражнения с преодолением массы собственного тела;

- игровой и соревновательный методы;

- нагрузка в упражнениях скоростно-силового характера дозируется количеством повторения и интенсивностью, а также длительностью интервалов отдыха.

Цель нашей работы предполагала решение следующих задач:

Выявить анатомо-физиологические, психологические и возрастныеособенности физического воспитания детей младшего школьного возрастапо данным научным исследованием.

Проанализировать методику воспитания скоростных и скоростно-силовых качеств на уроках легкой атлетики в начальных классах по данным научным исследованием и практике ведущих специалистов в данной области.

Выявить влияние использования на уроках легкой атлетики метода по­вторного скоростного упражнения, игрового и соревновательного, упражне­ний с преодолением массы собственного тела на воспита­ние скоростных и скоростно-силовых качеств у младших школьников.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

Теоретический анализ и обобщение данных научно-педагогической литературы.

Педагогический эксперимент.

Педагогические наблюдения.

Математико-статистические методы.

В процессе исследования изучалась литература по теме исследования. Анализ научно-методической литературы осуществлялся с целью выявления анатомо-физиологических, психологических и возрастных особенностей фи­зического воспитания младших школьников, изучения методики воспитания скоростных и скоростно-силовых качеств на уроках легкой атлетики в на­чальных классах, постановки задач, подбора методов исследования, обсуж­дения полученных результатов.

Основным методом исследования был педагогический эксперимент. Суть его заключалась в том, что 3 «А» класс в течение всего учебного года занимался под руководством учителя физической культуры этой школы, а 3 «Б» класс - под нашим руководством. На уроках по легкой атлетике нами использовался метод повторного скоростного упражнения, игровой и сорев­новательный методы, которые предлагал Крапотин А. (1997) для развития качества быстроты у младших школьников. А для развития скоростно-силовых качеств у детей этого возраста использовались упражнения с отяго­щениями (обручи, гимнастические палки, скакалки, набивные мячи) и уп­ражнения с преодолением массы собственного тела (бег, прыжки, метания и другие), игровой и соревновательный методы.

Содержание уроков.

Упражнения, направленные на воспитание быстроты, мы проводили в начале основной части урока и придерживалась следующих методических приемов: а) по технике упражнения не должны быть сложными; б) упражне­ния должны быть хорошо освоены занимающимися; в) скорость выполнения упражнений не должна снижаться к концу занятия; г) последующие упраж­нения должны выполняться в фазе сверх восстановления.

Для развития быстроты реакции и скорости выполнения отдельных движений мы использовали, например, такие упражнения:

по команде «Разойдись!» разбежаться по залу, по команде «Становись!»построиться как можно быстрее в одну шеренгу, колонну, круг;

изменение направления бега по сигналу с последующим ускорением 5-6метров;

партнеры стоят лицом друг к другу на расстоянии 2-3 метра - быстрая ловляи передача мяча.

Для развития быстроты движений мы применяли следующие упражне­ния:

- бег на месте (10 - 15 секунд) с высоким подниманием бедра;

бег с максимальной скоростью 15 - 20 метров;

бег с максимальной скоростью через набивные мячи 10-12 метров, 5-6мячей;

спортивная ходьба с максимальной частотой на отрезке 8-10 метров, чере­дуя ее с легким бегом 15-20 метров;

бег по лестнице с максимальной частотой, наступая на каждую ступеньку (20 - 30 ступенек);

из основной стойки максимально быстро выполнить упор присев, упор ле­жа, упор присев и вернуться в исходное положение.

На уроках мы использовали подвижные игры для развития скорости бега: «Салки», «Вызов номеров», «День и ночь», «Два мороза», эстафеты с бегом «Челночный бег», «Встречная эстафета», «Команда быстроногих» и другие [16].

Для развития скоростно-силовых качеств мы использовали большое количество упражнений. Приведу некоторые из них, например:

разновидности бега в максимальном темпе на отрезках 10-15 метров (наместе, у опоры, через набивные мячи, по обручам, по матам, через резиновые шнуры;

бег по лестнице с преодолением двух ступенек;

прыжки на месте с различной интенсивностью;

прыжки через скакалку на месте и с продвижением вперед;

прыжки через гимнастические скамейки;

прыжки через набивные мячи;

тройные и пятерные прыжки на одной и двух ногах;

прыжки в глубину с высоты 30-40 сантиметров, с последующим выпрыги­ванием вверх, в длину;

прыжки много скоки с ноги на ногу.

Разновидности бросков набивного мяча из различных исходных

положений.

стоя, бросок набивного мяча вперед-вверх от груди, из-за головы, бросоквверх-назад - набивной мяч внизу;

сед ноги врозь, бросок набивного мяча вперед-вверх от груди, из-за головы;

лежа на животе, прогнувшись, набивной мяч за головой, бросок вперед;

лежа на спине, набивной мяч перед грудью, бросок вверх;

перебрасывание набивного мяча в парах и тройках на месте и в движении;

метание мяча в цель.

Для развития скоростно-силовых качеств на уроках легкой атлетики мы использовали следующие подвижные игры и эстафеты: «Удочка», «Пере­стрелка», «Волк во рву», «Прыжки по полоскам», эстафеты с палками и прыжками, со скакалкой и обручем и другие [16].

Мы старались избегать асимметриче­ских упражнений, чрезмерного развития гибкости, резких толчков во время приземлений при прыжках, неравномерной нагрузки на левую и правую ноги, больших нагрузок на нижние конечности. В этом возрасте у детей еще слабо развита устойчивость внимания. Им свойственна высокая эмоциональность, сильно развита потреб­ность в движениях.

Основными средствами развития скоростных и скоростно-силовых качеств у младших школьников являлись игровые упражнения, подвижные и спортивные игры, эстафеты. Применение под­вижных игр на уроках легкой атлетики позволяет всем занимаю­щимся всесторонне повышать уровень своей физической подготов­ленности и более эффективно развивать конкретные двигательные качества. Подвижные игры можно успешно включать в любую часть урока легкой атлетики.

Основой методики воспитания быстроты являлось выполнение уп­ражнений с максимальной интенсивностью в течение короткого от­резка времени - 5 - 10 секунд. Быстрота наиболее успешно разви­вается у школьников в возрасте 7-8 лет. В этом возрасте целесо­образно воспитывать быстроту путем преимущественного исполь­зования игровых средств, направленных на повышение частоты движений. Упражнения для воспитания быстроты не должны но­сить однообразный характер, но должны применяться в начале ос­новной части урока. Ведущим методом развития этого качества является метод повторного скоростного упражнения.

Для развития скоростно-силовых качеств у детей младшего школь­ного возраста использовали упражнения с отягощениями (набив­ные мячи, обручи, гимнастические палки) и упражнения с преодо­лением массы собственного тела (бег, прыжки, метания). Нагрузка в упражнениях скоростно-силового характера дозировалась количеством повторения и интенсивностью, а также длительностью интервалов отдыха.

Педагогические наблюдения проводились в процессе учебных заня­тий. Под наблюдения брались средства и методы воспитания скоростных и скоростно-силовых качеств на уроках легкой атлетики в начальных классах.

Все цифровые материалы, приведенные в протоколах, подвергались статистической обработке с использованием методов определения средних арифметических величин, стандартного отклонения, расчета границ доверительных интервалов с помощью программы Microsoft Excel.

Исследования проходили в три этапа. На первом этапе (2013-2014 учебный год) нами осуществлялся подбор литературных источников по теме исследования, изучалась методика воспитания скоростных и скоростно-силовых качеств на уроках легкой атлетики в начальных классах.

На втором этапе (2014-2015 учебный год) проходил эксперимент с учениками 3 «А» и 3 «Б» класса средней общеобразовательной школы № 14 города Кемерово в период с 10.09.2014 г. по 1.04.2015 г. На протяжении этого времени в эксперименте участвовали 43 ученика (19 мальчиков и 24 девочки). В результате эксперимента нами был получен цифро­вой материал.

На третьем этапе (сентябрь-декабрь 2015 г.) нами проводилась математико-статистическая обработка полученных данных, выявление результатов ис­следования и их обсуждение.

Педагогический эксперимент был организован для выявления влияния использования на уроках легкой атлетики метода по­вторного скоростного упражнения, игрового и соревновательного, упражне­ний с отягощениями и с преодолением массы собственного тела на воспита­ние скоростных и скоростно-силовых качеств у младших школьников. В экспериментальной группе нами была предложена методика воспи­тания скоростных и скоростно-силовых качеств, при помощи метода повтор­но-скоростного упражнения, упражнения с отягощениями и упражнения с преодолением массы собственного тела, а также использование игрового и соревновательного методов. А в контрольной группе обучение проводилось по общепринятой методике с использованием равномерного, переменного и игрового методов.

В начале и в конце учебного года нами были проведены контрольные тесты для определения скоростных и скоростно-силовых качеств: бег на 30 метров с высокого старта и прыжки в длину с места с фиксированием ре­зультатов. Далее нами была проведена математическая обработка полученных данных, с помощью которой мы определили, насколько улуч­шились результаты каждого ученика к концу учебного года. Помимо этого мы определили, насколько в каждом классе у мальчиков и у девочек в сред­нем улучшились результаты. По этим результатам нам стало яв­но видно, что в 3 «Б» классе и у мальчиков, и у девочек результаты улучши­лись больше, чем в 3 «А» классе.

Несмотря на то, что достоверных различий изучаемых показателей не было зафиксировано (ро˃0,05), тенденция к более существенным приростам показателей развития скоростных способностей ярко проявилась у мальчиков и девочек экспериментальной группы (рис. 1-4).

Младший школьный возраст характеризуется интенсивным, плавным и равномерным развитием организма. В возрасте 6-10 лет нервная система еще развивается, кости ске­лета развились не полностью и не окрепли, гормоны, управляющие ростом человека, влияют на развитие организма, органы кровооб­ращения обладают большой резервной мощностью. В младшем школьном возрасте постепенно формируются основные типы индивидуальных психологических особенностей интеллекту­альной и эмоциональной деятельности детей.

В возрасте 6-7 лет значительно увеличиваются по сравнению с детьми 4 -5 лет резервные возможности сердечно - сосудистой и дыхательной систем, позволяющие выполнять продолжительное время аэробную работу умеренной интенсивности, наблюдается ес­тественный бурный прирост выносливости, интенсивное развитие двигательной функции. Повышается способность детей к выполне­нию мало-интенсивной работы в течение сравнительно продолжи­тельного времени.

Дети младшего школьного возраста хорошо переносят кратковре­менные скоростно-силовые упражнения (прыжки, акробатические упражнения, упражнения на снарядах).

В процессе проведения эксперимента были получены результаты, которые подтверждают, что использование метода повторного ско­ростного упражнения, игрового и соревновательного, упражнений с отягощениями и с преодолением массы собственного тела, способ­ствуют наилучшему развитию скоростных и скоростно-силовых ка­честв на уроках легкой атлетики в начальных классах.

Рис. 1. Результаты в тесте «бег на 30 м» в процессе проведения педагогического эксперимента у девочек контрольной и экспериментальной групп

Рис. 2. Результаты в тесте «бег на 30 м» в процессе проведения педагогического эксперимента у мальчиков контрольной и экспериментальной групп

Рис. 3. Результаты в тесте «прыжок в длину с места» в процессе проведения педагогического эксперимента у девочек контрольной и экспериментальной групп

Рис. 4. Результаты в тесте «прыжок в длину с места» в процессе проведения педагогического эксперимента у мальчиков контрольной и экспериментальной групп

Список литературы

  1. Батрымбетова, С. А. Здоровье и социально-гигиеническая характеристика современного студента // Гуманитарные методы исследования в медицине : состояние и перспективы. - Саратов, 2007. - С. 165-179.

  2. Аракелян, Е. Е. Бег на короткие дистанции [Текст] / Е. Е. Аракелян, В. П. Филин, А. В. Коробов, А. В. Левченко. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 218 с.

  3. Белоусов, В. А. Обучая метанию на дальность [Текст] / В. А. Белоусов // Физическая культура в школе. - 1994. - № 4. - С. 25.

  4. Боген, М. М. Обучение двигательным действиям [Текст] / М. М. Боген. – М.: Физкультура и спорт, 2005. – 192 с.

  5. Валик, Б. В. Тренерам юных легкоатлетов [Текст] / Б. В. Валик. – М.: Физкультура и спорт, 1974. – 168 с.

  6. Гойхман, Б. Н. Легкая атлетика в школе [Текст] / О. Н. Трофимов. - М.: Физкультура и спорт, 1972. – 200 с.

  7. Гужаловский, А. А. Развитие двигательных качеств у школьников.[Текст] / А. А. Гужаловский. - Минск: Народная аскета, 1978. - 204 с.

  8. Должиков, И. И. Уроки физической культуры в начальной школе. [Текст] / И. И. Должиков. // «Спорт в школе» - 2006. № 35 - с. 1.

  9. Ермолаев, Ю. Л. Возрастная физиология [Текст] / Ю. Л. Ермолаев. - М.: Высшая школа, 2011. – 384 с.

  10. Зеличенок, В. Б. Легкая атлетика: Критерии отбора [Текст] / В. Б. Зеличенок, В. Г. Никитушкин, В. П. Губа. – М.: Терра-Спорт, 2000. – 240 с.

  11. Качашкин, В. М. Физическое воспитание в начальной школе [Текст] /В. М. Качашкин. - М.: Просвещение, 1983. - 223 с.

  12. Крапотин, А. Как развить физические качества у младших школьни­ков. [Текст] / А. Крапотин // Спорт в школе. - 1997. - № 17. - с. 14.

  13. Куколевский, Г. М. Советы врача спортсмену [Текст] / КуколевскийГ. М. - М.: Государственное издательство медицинской литературы,1978. - 190 с.

  14. Легкая атлетика и методика преподавания: Учебник [Текст] / Под ред. О. В. Колодия, Е. М. Лутковского, В. В. Ухова. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 271 с.

  15. Легкая атлетика. Учебник для ИФК [Текст] // Под ред. Н. Г. Озолина и В. И. Воронкина. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 598 с.

  16. Легкая атлетика. Учебник для ИФК [Текст] / Под. ред. А. Н. Макарова. - М.: Просвещение, 1987. – 304 с.

  17. Лях, В. И. Физическое воспитание учащихся I-XI классов с направленным развитием двигательных качеств: базовая часть содержания программного материала в I-XI классах [Текст] / Г. Б. Мейксон // Физкультура в школе. – 1994. № 4. - С. 28 -37

  18. Лях, В. И. Двигательные способности школьников: Основы теории и методики развития [Текст] / В. И. Лях. – М.: Советский спорт, 2000 – 192 с.

  19. Лях, В. И. Тесты физического воспитания школьников [Текст] / ЛяхВ. И. – М.: Издательство АСТ, 1998. - 271 с.

  20. Макаров, А. Н. Легкая атлетика [Текст] / Макаров А. Н. - М.: Просве­щение, 1987. - 303 с.

  21. Максименко, Г. Н. Управление тренировочным процессом юных бе­гунов [Текст] / Г. Н. Максименко. - Киев: Здоровье, 1978. – 144 с.

  22. Малков, Е. А. Подружись с «королевой спорта» [Текст] / Е. А. Малков. - М.: Просвещение, 1991. – 127 с.

  23. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для вузов [Текст] / Л. П. Матвеев. – М.: Физическая культура, 2008. – 543 с.

  24. Методика обучения легкоатлетическим упражнениям [Текст] / Под общ. ред. М. П. Кривоносова, Т. П. Юшкевича. – Минск, 1986. – 312 с.

  25. Минаев, Б. Н. Основы методики физического воспитания школьни­ков [Текст] / Б. Н. Минаев, Б. М. Шиян. - М.: Просвещение. 1989. -221 с.

  26. Петровский, В. В. Бег на короткие дистанции (Спринт) [Текст] / В. В. Петровский. - М.: Физкультура и спорт, 1978. – 80 с.

  27. Платонов, В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте [Текст] / В. Н. Платонов. – Киев: Олимпийская литература, 2005. – 583 с.

  28. Попов, В. Б. Специальная физическая подготовка легкоатлетов [Текст] / В. Б. Попов // Физкультура в школе. – 2001. – № 6. - С. 56-91

  29. Попов, В. Б. Юный легкоатлет: Пособие для тренеров ДЮСШ [Текст] / В. Б. Попов, Ф. П. Суслов, Е. И. Ливадо. – М.: Физкультура и спорт, 2004. – 224 с.

  30. Родин, М. А. Формирование физических качеств у старших подростков в условиях учебно-тренировочного процесса (на примере легкоатлетического многоборья) [Текст] / М. А. Родин. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000 – 17 с.

  31. Филин, В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов [Текст] / В. П. Филин. – М.: Физкультура и спорт, 1974. – 232 с.

Просмотров работы: 2625