Ключевые слова: бизнес, предпринимательство, регулирование, саморегулирование.
В рыночной экономике предпринимательская деятельность, как и любой другой вид экономической деятельности, охватывается рыночным саморегулированием. Рыночное саморегулирование основано на способности рыночного механизма реагировать на внешние факторы, адаптироваться к ним, сохранять внутренний потенциал рынка. Рынком обеспечивается эффективная аллокация ресурсов. В условиях свободного ценообразования эти экономические блага (ресурсы) поступают туда, где их использование максимизирует полезность. Рынок регулирует пропорции производства. Рыночная конкуренция приводит к снижению цен и повышению качества товаров. Свобода в принятии экономических решений поощряет предпринимательскую инициативу. Рыночные сделки обеспечивают сокращение трансакционных издержек.
Межфирменное регулирование предпринимательства осуществляется посредством создания и поддержания нормальных условий функционирования предпринимательских организационных систем на внутренних и мировых товарных рынках. Цель межфирменного регулирования достигается решением соответствующих задач, к которым относятся: защита интересов предпринимателей перед органами власти и управления национальных и иностранных государств; участие предпринимателей в национальных и международных неправительственных организациях, ассоциациях производителей и экспортеров; согласование намерений и действий в межфирменных отношениях.
Формой межфирменного регулирования является монополистическое регулирование предпринимательской деятельности.
Бизнес и предпринимательство оказываются под воздействием ряда сил - рыночной конкуренции, монополистического регулирования, государственного воздействия, международного регулирования.
В известном смысле альтернативой действию всех этих сил становится организованное саморегулирование предпринимательской деятельности. В развитых странах оно приводит к росту эффективности деятельности участников рынка и повышению уровня доверия к ним потребителей, ускорению реакции на запросы потребителей и снижению издержек по их информированию о стандартах и качестве продукции производителей, повышению стандартов рыночного поведения, устранению провалов рынка.
На основе такого саморегулирования участниками рынка разрабатываются, адаптируются и изменяются правила, регулирующие их предпринимательскую и профессиональную деятельность. Для этого создаются организации саморегулирования, выполняющие соответствующие функции. В этих организациях объекты регулирования имеют возможность легитимно управлять поведением регулятора [2]. Формируется замкнутая система с положительной обратной связью, как минимум, из двух экономических субъектов (организации саморегулирования и члена организации), каждый из которых в одном случае выступает в качестве агента, а в другом - в качестве центра.
Организация саморегулирования в такой ситуации начинает выполнять роли контролера и центрального агента, с которым заключают соглашения участники. Выдерживается правило участия в организации: издержки, связанные с присоединением (прямые - уплачиваемые членские взносы и косвенные - связанные с соблюдением правил организации), меньше выгод, получаемых от участия.
Участники уступают организации саморегулирования следующие права, становящиеся ее функциями: установление или адаптацию правил ведения ее членами хозяйственной деятельности; установление санкций за нарушение установленных правил; осуществление контроля за соблюдением правил организации; применение санкций в случае обнаружения нарушения правил; разработку и реализацию процедуры внесудебного (частного) разрешения спорных вопросов между членами организации и организацией и ее членами; рассмотрение жалоб аутсайдеров на деятельность членов организации (на нарушение ими правил организации); внесудебное разрешение споров аутсайдеров (прежде всего потребителей) с членами организации.
По степени независимости от государства организации саморегулирования классифицируются следующим образом: на одном полюсе существуют полностью частные системы, в которых правила вырабатываются и защищаются исключительно их участниками; на другом полюсе располагаются системы с участием государственных органов. Между ними - промежуточные формы. При этом правила саморегулирования могут дополнять, расширять или ужесточать правила государственного регулирования.
Существуют различные системы саморегулирования. Добровольное саморегулирование предполагает установление и поддержание правил участниками системы без одобрения со стороны государства. Делегированное саморегулирование предполагает, что государство передает определенные функции по регулированию рынка организациям саморегулирования, определяет ограничения и права их деятельности. Сорегулирование отличается от саморегулирования — регулирования деятельности предпринимательских организационных систем самими предпринимательскими организационными системами. Сорегулирование представляет собой совместное регулирование определенной сферы деятельности представителями государства, предпринимательства и других заинтересованных сторон.
Саморегулируемые организации могут создаваться по принципу подобия производимого товара, услуги, применяемой технологии.
Правилами саморегулирования обычно регламентируются следующие параметры деятельности:
требования, которым должны соответствовать участники организации саморегулирования;
общие технические требования к ведению деятельности в какой-либо сфере;
требования к юридической стороне деятельности участников организации;
финансовые условия ведения деятельности и взаимоотношений участников с организацией саморегулирования;
условия и порядок разрешения споров между организацией и ее участниками, между конкурентами, между членами организации и контрагентами - потребителями, поставщиками.
Набор параметров различается в зависимости от характера деятельности и правил конкретной организации.
Набор санкций в рамках организации саморегулирования ограничен. К ним относятся: различные формы осуждения со стороны участников системы саморегулирования, которые, в случае их эффективности, могут оказывать негативное воздействие на репутацию экономического агента и таким образом отражаться на его доходах; финансовые формы наказания нарушителей (системы штрафов, невозврата залогов), не противоречащие законодательству; исключение из числа членов организации.
Саморегулирование, также, как и государственное регулирование, может приводить к росту общественного благосостояния или к его снижению.
Сравнительными преимуществами и в теории, и на практике обладают организации в формах добровольного саморегулирования и сорегулирования.
На наш взгляд, саморегулирование в большей степени способно решать проблемы устоявшегося бизнеса, рационально использующего существующий капитал, а не инициативного, рискованного по своей сущности предпринимательства, создающего новый капитал в разнообразных формах, а также с большей продуктивностью применяющего ранее созданный капитал.
Предпринимательскими структурами наряду с саморегулированием активно используются стратегические альянсы. Как отмечает В. В. Смыков, современные стратегические альянсы изменяют сам характер межфирменных отношений: они совмещают сотрудничество и партнерство в развитии существующих и формировании новых рынков с ожесточенной конкуренцией в глобальных масштабах [6].
И. Г. Владимирова выделяет следующие основные мотивы слияний и поглощений компаний [1]:
Получение синергетического эффекта.
Экономия, обусловленная масштабами. Такой эффект часто называют эффектом агломерации; он заключается в том, что издержки на единицу продукции при получении добавленной стоимости применительно к стандартному товару, измеренные в постоянных денежных единицах, уменьшаются на фиксированный процент при каждом удвоении объема продукции. Эмпирические данные показывают, что темп снижения издержек на единицу продукции составляет: для корпораций автомобильной промышленности - 12 %, для сталелитейных и самолетостроительных корпораций - 20 %, для полупроводниковой промышленности - 40 % [4, с.8].
Слияния с целью получить взаимодополняющие ресурсы.
Мотив монополии.
Выгоды от слияния могут быть получены в связи с экономией на дорогостоящих работах по разработке новых технологий и созданию новых видов продукции, а также на инвестициях в новые технологии и новые продукты.
Повышение качества управления. Устранение неэффективности.
Налоговые мотивы.
Диверсификация производства.
Возможность использования избыточных ресурсов.
Разница в рыночной цене компании и стоимости ее замещения.
Разница между ликвидационной и текущей рыночной стоимостью (продажа «вразброс»).
Личные мотивы менеджеров.
Список литературы
1. Владимирова И. Г. Слияния и поглощения компаний // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. № 1. С. 25-28.
2. Крючкова П. Издержки и риски саморегулирования / П. Крючкова, А. Обыденов. – М.: ИИФ «Спрос-Конфоп». 2003.4. Рудык Н. Б. Конгломеративные слияния и поглощения: книга о пользе и вреде непрофильных активов: учеб.пособие. М.: Дело, 2005. С. 9-65. 5. Слияния и поглощения. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. С. 11-47. 6. Смыков В. В. Конкурентные преимущества стратегических альянсов // Проблемы современной экономики. 2004. № 1 (9). С. 53-58.
6