САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация. В рыночной экономике бизнес и пред­принимательство оказываются под воздействием ряда сил - рыноч­ной конкуренции, монополистического регулирования, государ­ственного воздействия, международного регулирования. Альтернативой действию всех этих сил ста­новится организованное саморегулирование предпринимательской деятельности. В развитых странах оно приводит к росту эффектив­ности деятельности участников рынка и повышению уровня доверия к ним потребителей, ускорению реакции на запросы потребителей и снижению издержек по их информированию о стандартах и каче­стве продукции производителей, повышению стандартов рыночного поведения, устранению провалов рынка.

Ключевые слова: бизнес, предпринимательство, регулирование, саморегулирование.

В рыночной экономике предпринимательская деятельность, как и любой другой вид экономической деятельности, охватывается рыночным саморегулированием. Рыночное саморегулирование осно­вано на способности рыночного механизма реагировать на внешние факторы, адаптироваться к ним, сохранять внутренний потенциал рынка. Рынком обеспечивается эффективная аллокация ресурсов. В условиях свободного ценообразования эти экономические бла­га (ресурсы) поступают туда, где их использование максимизирует полезность. Рынок регулирует пропорции производства. Рыночная конкуренция приводит к снижению цен и повышению качества то­варов. Свобода в принятии экономических решений поощряет пред­принимательскую инициативу. Рыночные сделки обеспечивают со­кращение трансакционных издержек.

Межфирменное регулирование предпринимательства осущест­вляется посредством создания и поддержания нормальных условий функционирования предпринимательских организационных систем на внутренних и мировых товарных рынках. Цель межфирменного регулирования достигается решением соответствующих задач, к ко­торым относятся: защита интересов предпринимателей перед орга­нами власти и управления национальных и иностранных государств; участие предпринимателей в национальных и международных не­правительственных организациях, ассоциациях производителей и экспортеров; согласование намерений и действий в межфирмен­ных отношениях.

Формой межфирменного регулирования является монополисти­ческое регулирование предпринимательской деятельности.

Бизнес и пред­принимательство оказываются под воздействием ряда сил - рыноч­ной конкуренции, монополистического регулирования, государ­ственного воздействия, международного регулирования.

В известном смысле альтернативой действию всех этих сил ста­новится организованное саморегулирование предпринимательской деятельности. В развитых странах оно приводит к росту эффектив­ности деятельности участников рынка и повышению уровня доверия к ним потребителей, ускорению реакции на запросы потребителей и снижению издержек по их информированию о стандартах и каче­стве продукции производителей, повышению стандартов рыночного поведения, устранению провалов рынка.

На основе такого саморегулирования участниками рынка раз­рабатываются, адаптируются и изменяются правила, регулирую­щие их предпринимательскую и профессиональную деятельность. Для этого создаются организации саморегулирования, выполняю­щие соответствующие функции. В этих организациях объекты ре­гулирования имеют возможность легитимно управлять поведением регулятора [2]. Формируется замкнутая система с положительной обратной связью, как минимум, из двух экономических субъектов (организации саморегулирования и члена организации), каждый из которых в одном случае выступает в качестве агента, а в другом - в качестве центра.

Организация саморегулирования в такой ситуации начинает выполнять роли контролера и центрального агента, с которым за­ключают соглашения участники. Выдерживается правило участия в организации: издержки, связанные с присоединением (прямые - уплачиваемые членские взносы и косвенные - связанные с соблюде­нием правил организации), меньше выгод, получаемых от участия.

Участники уступают организации саморегулирования следую­щие права, становящиеся ее функциями: установление или адапта­цию правил ведения ее членами хозяйственной деятельности; уста­новление санкций за нарушение установленных правил; осущест­вление контроля за соблюдением правил организации; применение санкций в случае обнаружения нарушения правил; разработку и реа­лизацию процедуры внесудебного (частного) разрешения спорных вопросов между членами организации и организацией и ее членами; рассмотрение жалоб аутсайдеров на деятельность членов организа­ции (на нарушение ими правил организации); внесудебное разре­шение споров аутсайдеров (прежде всего потребителей) с членами организации.

По степени независимости от государства организации само­регулирования классифицируются следующим образом: на одном полюсе существуют полностью частные системы, в которых прави­ла вырабатываются и защищаются исключительно их участниками; на другом полюсе располагаются системы с участием государствен­ных органов. Между ними - промежуточные формы. При этом пра­вила саморегулирования могут дополнять, расширять или ужесто­чать правила государственного регулирования.

Существуют различные системы саморегулирования. Добро­вольное саморегулирование предполагает установление и поддержа­ние правил участниками системы без одобрения со стороны госу­дарства. Делегированное саморегулирование предполагает, что госу­дарство передает определенные функции по регулированию рынка организациям саморегулирования, определяет ограничения и права их деятельности. Сорегулирование отличается от саморегулирова­ния — регулирования деятельности предпринимательских организа­ционных систем самими предпринимательскими организационными системами. Сорегулирование представляет собой совместное регули­рование определенной сферы деятельности представителями госу­дарства, предпринимательства и других заинтересованных сторон.

Саморегулируемые организации могут создаваться по принципу подобия производимого товара, услуги, применяемой технологии.

Правилами саморегулирования обычно регламентируются сле­дующие параметры деятельности:

требования, которым должны соответствовать участники организации саморегулирования;

общие технические требования к ведению деятельности в какой-либо сфере;

требования к юридической стороне деятельности участни­ков организации;

финансовые условия ведения деятельности и взаимоотно­шений участников с организацией саморегулирования;

условия и порядок разрешения споров между организацией и ее участниками, между конкурентами, между членами организа­ции и контрагентами - потребителями, поставщиками.

Набор параметров различается в зависимости от характера дея­тельности и правил конкретной организации.

Набор санкций в рамках организации саморегулирования огра­ничен. К ним относятся: различные формы осуждения со стороны участников системы саморегулирования, которые, в случае их эф­фективности, могут оказывать негативное воздействие на репутацию экономического агента и таким образом отражаться на его доходах; финансовые формы наказания нарушителей (системы штрафов, не­возврата залогов), не противоречащие законодательству; исключе­ние из числа членов организации.

Саморегулирование, также, как и государственное регулиро­вание, может приводить к росту общественного благосостояния или к его снижению.

Сравнительными преимуществами и в теории, и на практике об­ладают организации в формах добровольного саморегулирования и сорегулирования.

На наш взгляд, саморегулирование в большей степени способно решать проблемы устоявшегося бизнеса, рационально использую­щего существующий капитал, а не инициативного, рискованного по своей сущности предпринимательства, создающего новый капи­тал в разнообразных формах, а также с большей продуктивностью применяющего ранее созданный капитал.

Предпринимательскими структурами наряду с саморегулированием активно используются стратегические альянсы. Как отмечает В. В. Смыков, современные стратегические альянсы изменяют сам характер межфирменных отношений: они совмещают сотрудничество и партнерство в развитии существующих и формировании новых рынков с ожесточенной конкуренцией в глобальных масштабах [6].

И. Г. Владимирова выделяет следующие основные мотивы слияний и поглощений компаний [1]:

Получение синергетического эффекта.

Экономия, обусловленная масштабами. Такой эффект часто называют эффектом агломерации; он заключается в том, что издержки на единицу продукции при получении добавленной стоимости применительно к стандартному товару, измеренные в постоянных денежных единицах, уменьшаются на фиксированный процент при каждом удвоении объема продукции. Эмпирические данные показывают, что темп снижения издержек на единицу продукции составляет: для корпораций автомобильной промышленности - 12 %, для сталелитейных и самолетостроительных корпораций - 20 %, для полупроводниковой промышленности - 40 % [4, с.8].

Слияния с целью получить взаимодополняющие ресурсы.

Мотив монополии.

Выгоды от слияния могут быть получены в связи с экономией на дорогостоящих работах по разработке новых технологий и созданию новых видов продукции, а также на инвестициях в новые технологии и новые продукты.

Повышение качества управления. Устранение неэффективности.

Налоговые мотивы.

Диверсификация производства.

Возможность использования избыточных ресурсов.

Разница в рыночной цене компании и стоимости ее замещения.

Разница между ликвидационной и текущей рыночной стоимостью (продажа «вразброс»).

Личные мотивы менеджеров.

Список литературы

1. Владимирова И. Г. Слияния и поглощения компаний // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. № 1. С. 25-28.

2. Крючкова П. Издержки и риски саморегулирования / П. Крючкова, А. Обыденов. – М.: ИИФ «Спрос-Конфоп». 2003.4. Рудык Н. Б. Конгломеративные слияния и поглощения: книга о пользе и вреде непрофильных активов: учеб.пособие. М.: Дело, 2005. С. 9-65. 5. Слияния и поглощения. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. С. 11-47. 6. Смыков В. В. Конкурентные преимущества стратегических альянсов // Проблемы современной экономики. 2004. № 1 (9). С. 53-58.

6

Просмотров работы: 912