ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТА ВО ВРЕМЯ ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНО-ПОЛЕВЫХ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРАКТИК - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТА ВО ВРЕМЯ ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНО-ПОЛЕВЫХ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРАКТИК

Николаев Петр Дмитриевич, Стручкова Сардана Гаврильевна
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Процесс социализации является базовым в жизни каждого человек и сопровождает человека на протяжении всей жизни. Он начинается с раннего детства и продолжается на протяжении всей жизни. При этом каждый студент формирует модель общения, получает жизненный опыт в различных ситуациях и группах, усваивает и реализует систему социокультурных норм. Одним из основных этапов в социализации современного молодого человека является период получения им высшего образования [2].

Результативной формой, позволяющей сочетать анализировать природы с деятельностью по её охране, являются такие конкретные ситуации, как полевая практика. Наша практика подтверждает целесообразность организации работы по нескольким комплексным темам и предметам.

Особая специфика изучаемых дисциплин связана с постоянным взаимодействием в процессе обучения с живой природой, что закладывает ценностные идеи экологического образования [1].

Первая учебно - полевая практика проходит в окрестностях села Еланка Хангаласского улуса РС(Я). Здесь студенты I курса проживают в полевых условиях: с утра дежурят, варят на костре, учат на полях видовой состав представителей растений, животных, описывают современное состояние геологических, геоморфолого- ландшафтных объектов (алас, долину р.Лены, склоны), измеряют теодолитом, нивелиром высоту рельефа, рисуют план каждого вида ландшафта, анализируют качество воды реки и озерводоемов и почвы, общаются целыми днями и т.п. При этом студенты овладевают особенностями экологически правильного образа жизни.

Во время первой практики на Арке н.п. Еланка Хангаласского улуса

А цель второй дальней практики является научно- образовательная. Она направлена на получение студентами научно-методических навыков работы с природными и промышленными объектами.

Основные задачи практик - закрепление теоретических знаний, полученных студентами на аудиторных занятиях, знакомство практикантов с различными природными ландшафтами в естественном географическом окружении и промышленными объектами, ознакомление на местности с различными видами антропогенизации окружающей среды и формирующимися в результате этого типами антропогенных ландшафтов, овладение методикой полевых исследований, изучение природных комплексов, умения выявить и анализировать взаимосвязи, как между отдельными компонентами природы, так и между природой и хозяйственной деятельностью человека.

Группу разделяют на несколько бригад. Работа бригадой укрепляет и развивает внутригрупповых и межгрупповых связей среди студентов- экологов. Совместное проживание, учения различных предметов, игры и проведение времяпровождения существенно влияет на организации коллектива внутри группы. Заготовка дров, разжигание костра, варка пищи, поддержание порядка на месте проживания вырабатывают умения, необходимых для жизни в полевых условиях, также навык взаимопомощи.

Во время второй практики мы ознакомились с работой горнодобывающих и производственных предприятий Нерюнгринского и Алданского районов Республики Саха (Якутия), так как эти районы начиная с 20-х годов прошлого века являются очагами промышленного освоения ранее слабо обжитых территорий. Встретились с работниками на ОАО АК «Транснефть», ОО «Востокнефтепровод», метеостанции «Буяга», НПС-14 «Алдан, Нижне- Куранахской ЗИФ компании ОАО «Алданзолото» ГРК, дражной разработки ЗАО ГДК «Алдголд», площадки кучного выщелачивания ОАО ХК «Селигдар», разреза «Нерюнгринский» ОАО ХК «Якутуголь», филиал автобазы технологического транспорта ОАО ХК «Якутуголь», Нерюнгринского ремонтно-механического завода филиала ОО «Мечел-Ремсервис», филиала «Шахта Денисовская» ОАО угольной компании «Нерюнгриуголь», ОАО «Нерюнгринский водоканал», полигона ТБО г. Нерюнгри и т.д.. Также поднялись на горе Эвота (высота 1601м).

Сплоченность в группе вырабатывает навык самостоятельности в учебной и научной работ, развивает диалектическое мировоззрение. Мы научились группой осмыслить и обсуждать каждую проблему, темы, работать совместно. А экологическое сознание и первое научное мышление студентов открывает мир обследования природных явлений и процессов. При этом каждая учебно- полевая практика ориентирована на создание условий для раскрытия, развития и реализации возможности каждого студента- эколога.

Далее был на производственной практике в Анабарский район с работниками лаборатории систематики и экологии беспозвоночныхИнститута биологических проблем криолитозоны СО РАН. Там работали на отстойниках рек Кула, сформировавшихся на местах горных выработок. Изучили современное состояние беспозвоночных отстойников в бассейне р. Анабар включало несколько задач, в первую очередь выявление таксономического состава макрозообентоса и его распределения в их литоральной зоне. Во-вторых, охарактеризовать состав наземных комплексов и его распределение вдоль береговой линии отстойников в зависимости от антропогенного влияния; выявить хортобионтные комплексы на мезо- и гидрофильной растительности, а также определить аэрофауну насекомых вблизи отстойников.

На этой практике мне помогли навыки, полученные на ранее учебно- полевой практике. За период полевых работ сделано свыше 600 учетов водных, амфибиотических и наземных насекомых, в т.ч.: в реках и ручьях бассейна р. Анабар – свыше 450, в отстойниках – 150. Линиями почвенных ловушек Барбера на 4 разных биотопах отстойника Кула-4, где была проведена рекультивация сеяными травами, отработано 400 ловушко-суток. Сделано 10 учетов кошением энтомологическим сачком по растительности. Объем собранного перечисленными методами материала составил 2000 наземных, водных и амфибиотических беспозвоночных.

Таким образом, наш университет является важнейшим ресурсом для становления личности студента. Мы, студенты – экологи, благодарны своим преподавателям за их терпение, учение и т.д.

Список литературы

1. Николаев П.Д. Влияние учебно-полевой практики на сознание студентов-экологов// http://novainfo.ru/article/3592 от 12.05.2015

2. Дударь А.И., Хусяинов Т.М. Место полевой практики в процессе социализации студентов-биологов: теоретический анализ // Современное образование. — 2015. - № 1. - С.143-150. DOI: 10.7256/2409-8736.2015.1.13500. URL: http://e-notabene.ru/pp/article_13500.html

Просмотров работы: 606