ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

Лежава В.А. 1, Асанова Н.А. 2
1Краснодарский кооперативный институт
2Красноарский кооперативный институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В цивилизованной рыночной экономике место и роль малого и среднего бизнеса определяются его функциями и реальным вкладом в экономическое и общественное развитие. В сфере малого предпринимательства осуществляется большая часть всех инноваций, что должно способствовать ускоренному росту ВВП, созданию дополнительных рабочих мест, решению проблемы формирования `среднего класса`, являющегося важнейшим фактором социальной и политической стабильности общества. В России использование возможностей малого и среднего бизнеса (МСБ) пока еще не является реальным приоритетом государственной политики. Только декларируется, но практически не решается задача наращивания предпринимательского ресурса в этой сфере и его целевого использования для ускорения экономического роста и улучшения социального климата в стране. Малый и средний бизнес между тем затрагивает интересы миллионов наших сограждан, уже занятых в этом реально действующем секторе экономики. По данным Госкомстата и МНС России, сегодня в стране имеется около 5,5 млн. субъектов малого предпринимательства - малых предприятий (юридических лиц) и предпринимателей без образования юридического лица, а также фермерских хозяйств. В целом в данном секторе экономики занято примерно 15 млн. чел., что составляет 20% от общей численности занятого населения. В то же время малый бизнес уже несколько лет (фактически, с середины 90-х гг.) находится в фазе `нулевого роста`. На 1 тыс. жителей России приходится в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда как в странах-членах ЕС - не менее 30. Общий вклад малого предпринимательства в ВВП России не превышает 11%. Совокупный вклад в производство продовольствия составляет около 20%. Вместе с тем малые предприятия, удельный вес которых в промышленности составляет лишь 15%, производят 30% общего объема товаров и услуг. Однако значительная доля малого предпринимательства находится в `тени`. По данным экспертов и аналитиков Национального Фонда, эта доля колеблется в пределах от 30 до 50%. Барьеры, препятствующие развитию малого предпринимательства, можно условно разделить на внешние и внутренние. Первые в основном связаны с неразвитостью правовой системы, отношений собственности, слабой защищенностью предпринимателя, недостаточной определенностью и непредсказуемостью изменений в макроэкономической ситуации, неадекватностью финансовой инфраструктуры, исторически сложившимся монополизмом на многих рынках. Даже если наш малый бизнес и пробьется за пределы страны, то ввиду своей неопытности, некой безграмотности, а зачастую и простой безалаберности удержать свои позиции на должном уровне в сферах мировой экономики практически невозможно. К тому же может просто не хватить собственных ресурсов. Также есть риск быть «съеденным рыбой покрупней». Внутренние барьеры обусловлены низким уровнем корпоративной, предпринимательской, инвестиционной и инновационной культуры, культуры менеджмента, сохранением старой структуры экономического образования. Ведь большая довольно часть представителей нашего малого и среднего бизнеса этонеобремененные специальным образованием люди, которые грубо говоря смогли в нужное время оказаться в нужном месте и подстроиться под сложившуюся в экономике страны нестабильную ситуацию. Путем определенных и разных для многих будущих представителей МСБ доступных условий и средств эти люди смогли создать для себя самостоятельные собственные источники дохода в виде магазинов, мастерских, автосервисов, сервисов бытового обслуживания населения и т.п. Каких бы то ни было производств какой ни будь продукции было создано на порядок ниже имеющегося даже на тот момент спроса. Ведь создание производственной сферы дело трудоемкое, затратное и не быстро окупаемое. А на тот момент МСБ думал в основном о быстром обогащении, нежели о перспективах своего развития. Судьба МСБ нашего Краснодарского края мало чем отличается от МСБ страны в целом. Отличие только в сферах деятельности. Ведь, что не говори Краснодарский край это прежде всего аграрный край. И в любом случае не задействовать сельскохозяйственный сегмент МСБ края не мог. Но и практически все сферы торговли и услуг тоже охвачены представителями МСБ края. Безусловно, с одной стороны, активной предпринимательской деятельности способствует уникальность Краснодарского края (климатические условия, географическое положение, природные ресурсы, а в последние годы – и статус территории проведения масштабных спортивных мероприятий). Ведущие позиции Краснодарского края в стране по уровню развития МСБ отмечены неоднократно, по основным показателям (количество предприятий, товарооборот, численность занятых в малом и среднем бизнесе) он входит в тройку лидеров. На начало текущего года на Кубани работало порядка 400 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса. В крае наибольшее количество индивидуальных предпринимателей среди всех российских регионов. Такой широкий круг предприятий МСБ – большой плюс для региональной экономики, но и проблем в их деятельности, требующих решения, множество. Конечно же развитие МСБ требует, прежде всего, совершенствования внешней среды малого бизнеса, в первую очередь, законодательной и нормативно-правовой базы, в том числе Федерального Закона РФ `О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации`. Многие положения этого Закона до сих пор не имеют необходимой нормативной базы и потому не действуют, а ряд положений просто устарел или противоречит другим законодательным актам. Например, это относится к имущественной поддержке и порядку финансирования программ поддержки предпринимательства, получению предпринимателями информации по широкому спектру интересующих их вопросов. Вроде что-то и делается в этой сфере, однако не решена проблема предоставления малым предприятиям государственных и муниципальных заказов. Многие нормативные акты, регламентирующие этот процесс, нуждаются в кардинальном пересмотре. Законодательно установленный норматив относительно предоставления малым предприятиям не менее 15% от общего стоимостного объема заказов повсеместно не выполняется. Они практически не допускаются к госзаказу. Некоторые законы (например, `О банках и банковской деятельности`) вообще не учитывают положения данногоЗакона. Действующие в настоящее время системы налогообложения субъектов малого предпринимательства также существенно препятствуют его развитию, особенно если это касается производств. Постоянно внося изменения в порядок налогообложения власти не учитывают не только жизненные интересы предпринимателей, но исуществующие нормы законодательства о порядке принятия соответствующих решений. Непродуманное и поспешное введение в 2014 году дополнительного взноса (пусть хоть и в размере 1%) в УПФР с оборота, превышающего 300000 рублей в год имеет своим результатом, по существу, двойное налогообложение ИП, уплачивающих налог на вмененный доход, УСН, а также ИП находящихся на традиционной системе налогообложения. Решение законодателей обязать вести бухгалтерский и налоговый учет в полном объеме, а также опять платить налог на имущество малыми предприятиями, применяющими УСН тоже весьма противоречивое решение. В чем тогда упрощенная система, только в ставке налога? А введение огромного количества новых отчетов? С одной стороны, вроде принимаются законы, упрощающие документооборот малого и среднего бизнеса, например, введение патентной системы налогообложения для отдельных видов деятельности в крае. А с другой стороны этим же самым патентом «убивают» всякое желание его применять. Если представитель МСБ владеет торговыми аппаратами по продаже воды, кофе и т.п., которые не занимают много места и могут находиться практически без ограничений территориально, то система налогообложения в виде патента очень выгодна. Налог там небольшой – с одного аппарата около 12000 рублей в год, но и прибыль немаленькая. Однако, применить патент, например, сапожнику, гораздо менее выгодно, чем, например, ЕНВД. И чтобы платить меньше сапожник вынужден ежеквартально подавать декларации в ИФНС, оплачивать налог и страховые взносы в ПФ. Самостоятельно как правило он это сделать не может, что вынуждает его обращаться в расчетные центры. А если этот сапожник вздумает себе взять на работу наемного сотрудника, то начисляя соответствующие статусу работодателя налоги и взносы он рискует ежемесячно выделять время на походы в расчетные центры или будет вынужден нанять бухгалтера, а также оплачивать около 43,1% налогов и взносов с заработной платы наемных сотрудников. При чем за пусть даже одного сотрудника нужно подавать – ежемесячно данные о вакансиях в службу занятости, раз в месяц в УПФР и ежеквартально в ИФНС и это, не считая отчета и налогов, и взносов за себя. Так еще и место рабочее аттестовать нужно будет. А если у представителя МСБ пусть хоть и небольшой, но штат сотрудников, то уплата взносов за них иногда просто разорительна. Вот по этой именно причине происходит выдача зарплаты в так называемых «конвертах», с которой ведется сейчас борьба. И это я еще поднимаю в своей работе вопрос пожарного обслуживания, роспотребнадзора, вывоза мусора, всяких СЭС, кассовых аппаратов, новшеств для реализующих алкогольную продукцию, проверяющих всякого рода и т.п. Это немногие примеры безответственного отношения законодателей и других органов власти к своим обязанностям к проведению провозглашенной государством политики поддержки малого предпринимательства. Конечно следует отметить, что органы власти сейчас стараются уделять большое внимание развитию малых форм бизнеса. На Кубани действует целый комплекс программ, направленных на улучшение бизнес-среды для малых и средних компаний. Реализована долгосрочная целевая программа «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае» на 2009-2012 годы с объемом финансирования 1,7 млрд рублей. Утверждена новая краевая целевая программа на 2013- 2017 годы с объемом финансирования 760 млн рублей за счет средств краевого бюджета.Из разных уровней бюджета на 2016 год в целом на меры господдержки предусмотрено более 1 млрд рублей. Одним из финансовых инструментов помощи МСБ является кредитование с участием Гарантийного фонда поддержки субъектов малого предпринимательства Краснодарского края. Его основная задача – содействие доступу к заемным ресурсам субъектам МСБ, не имеющих достаточного залогового обеспечения. Соглашение о сотрудничестве с фондом заключили 22 кредитные организации, из них 7 – краевые банки. Еще к началу 2013 года Гарантийный фонд предоставил поручительства 173 предприятиям на сумму 571 млн рублей, обеспечив выдачу им банковских кредитов на сумму 1,1 млрд рублей. Сейчас эта сумма в разы выше. Но масштабы их деятельности еще слишком малы. Департамент инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края с 20 апреля 2012 года начал прием заявок от предпринимателей и предприятий малого и среднего бизнеса на получение субсидий. Субсидии могут получить начинающие предприниматели на приобретение основных фондов и нематериальных активов. Также субсидии могут выдать на уплату процентов по кредитам сельскохозяйственных или потребительских кооперативов, которые направили средства на предоставление займов фермерам и предпринимателям. Отделения по приему заявок на субсидии открыты во всех муниципальных образованиях края. Предусмотрено и субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях, и части затрат по лизинговым платежам. Также из положительного - Законодательным собранием Краснодарского края принят закон «Об условиях применения упрощенной системы налогообложения на территории Краснодарского края», разработанный при непосредственном участии Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае Игоря ЯКИМЧИКА. Законом предусмотрена нулевая налоговая ставка в рамках упрощенной системы налогообложения для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей на территории Краснодарского края. Утверждены виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и научной сферах, в отношении которых применима ставка в размере 0%. Нулевая налоговая ставка будет действовать до 1 января 2018 года. Также, закон устанавливает налоговую ставку в размере 5% для налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и научной сферах. Применение пониженной налоговой ставки должно способствовать нивелированию негативных последствий, вызванных сложившейся внешнеполитической ситуацией.Налогоплательщики смогут применять пониженную налоговую ставку с 1 января 2016 года. Предполагается, что данная норма будет действовать до 1 января 2018 года. Налоговые каникулы должны привлечь больше жителей Краснодарского края в сферу малого предпринимательства.
Просмотров работы: 1909