ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В начале 90-х гг. повысился интерес к физическому воспитанию школьников и их здоровью в общеобразовательных школах. Однако реализация на практике содержания принятых программ не позволяет сохранить на должном уровне физическое развитие школьников и их здоровье. Эта проблема особенно актуальна в связи с отмечающимся ухудшением состояния здоровья, снижением уровня физической активности детей и подростков.

В такой ситуации на фоне дальнейшего ухудшения особенно остро встает вопрос о повышении эффективности учебного процесса по физической культуре в образовательных учреждениях, которые являются основным звеном в физическом воспитании молодежи и сохранении их здоровья.

Условия воспитания и обучения являются той средой, в которой вынужден постоянно находиться ребенок в возрасте от 3-х до 18-ти лет. Именно в эти годы отмечается интенсивный рост и развитие организма молодого человека, происходит его биологическое и социальное созревание, формируется мировоззрение, готовность к разнообразной трудовой и творческой деятельности. В то же время детям возраста 7-17 лет свойственны большая ранимость, повышенная чувствительность к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.

Здоровье и отношение к здоровью педагогов, обучающихся имеют большое значение в связи с тем, что образовательные учреждения являются важнейшим звеном социализации детей, где среди прочих ценностей усваивается ценность здоровья, формируется мотивация на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих.

В период обучения в школе организм ребенка способен чутко реагировать как на неблагоприятные, ухудшающие здоровье факторы, так и на благоприятные, оздоровляющие. И это время нельзя упустить, поскольку уровень здоровья формируется именно в этом возрасте 7-17 лет.

Цель исследования – выявить возрастную динамику развития двигательных способностей у школьников 7-17 лет.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

  1. Проанализировать теоретико-практические основы развития двигательных способностей в школьном возрасте

  2. Выявить возрастно-половые особенности развития двигательных способностей школьников на основе анализа и обобщения данных научно-методической литературы;

  3. Выявить возрастную динамику показателей развития физических качеств и способностей у школьников 1-11 классов.

  4. Провести сравнительный анализ результатов нашего исследования учащихся 1-11 классов и информации литературных источников о возрастной динамике двигательных способностей школьников 7-17 лет.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

  1. Анализ научно-методической литературы;

  2. Педагогическое тестирование;

  3. Методы математической статистики.

Анализ научно-методической литературы осуществлялся с целью изучения следующих вопросов:

  • анатомо-физиологические особенности школьников 7-17 лет;

  • методики развития физических качеств и способностей учащихся 1-11 классов.

Педагогическое тестирование проводилось с целью определения динамики развития физических качеств и способностей у школьников 7-17 лет. Тестировались по 10 мальчиков и по 10 девочек основной медицинской группы (учащиеся с 1 по 11 класс).

В основе тестирования были использованы «Президентские тесты» (бег 300 метров (секунды); бег 1000 метров (минуты); подтягивание на перекладине высокой мальчики, на низкой девочки (количество раз); сгибание и разгибание рук в упоре лежа (количество раз); бег 30 метров (секунды); бег 60 метров (секунды); прыжок в длину с места (сантиметры); поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 секунд (количество раз); наклон вперед из положения сидя (сантиметры); челночный бег 3*10 м (секунды) [12].

Оценивались следующие физические способности:

1. Выносливость:

  • бег 300 метров (секунды);

  • бег 1000 метров (минуты).

2. Сила:

  • подтягивание на перекладине высокой мальчики, на низкой девочки (количество раз);

  • сгибание и разгибание рук в упоре лежа (количество раз).

3. Быстрота: (бег 30 м и 60 м);

  • бег 30 метров (секунды);

  • бег 60 метров (секунды).

4. Скоростно-силовые способности:

  • прыжок в длину с места (сантиметры);

  • поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 секунд (количество раз).

5. Гибкость: наклон вперед из положения сидя (сантиметры).

6. Координационные способности: челночный бег 3*10 м (секунды).

Методы математической статистики использовались для получения и обработки информации, характеризующей динамику развития физических качеств и способностей у школьников 7-17 лет.

Исследование было организовано и проведено на базе МБОУ СОШ №1 г. Топки (Кемеровская область). Всего в исследовании участвовали 220 школьников основной медицинской группы (по 20 человек с 1 по 11 класс).

ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ

ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Анатомо-физиологические особенности школьников 7-17 лет.

Младший школьный возраст (детский) охватывает детей с 7-10 лет (I-IV классы).

Младший школьный возраст характеризуется развитием всех систем организма, только в разной степени.

Система крови: кровь младших школьников составляет 7 % от массы тела. С 8 лет начинает увеличиваться число эритроцитов и количество гемоглобина; Его содержание у детей составляет 80-81%. Количество эритроцитов колеблется в пределах от 4,8 до 5,5 млн. в 1 мм3 крови. В таком же объеме крови детей этого возраста содержится от 7 до 10 тыс. лейкоцитов. Несмотря на их большое количество, чем у взрослых, подвижность и фагоцитарная активность их понижена. У детей так же понижена и способность крови к образованию специфических защитных тел, а это повышает восприимчивость детей к инфекционным заболеваниям. Количество тромбоцитов в 1 мм3 крови детей 250-350 тыс., а у взрослых - 30-400 тыс. Поэтому дети могут потерять много крови при незначительных ранениях.

Сердечнососудистая система: У детей 7-10 лет общий темп роста сердца относительно замедляется, рост желудочков опережает рост предсердий. Вес сердца у мальчиков и девочек увеличивается одинаково. Емкость камеры сердца к 7 годам увеличивается до 23 мл., а к 9 годам до 40 мл. Сердце ребенка младшего школьного возраста совершает 95-100 сокращений в минуту, минутный объем сердца составляет 2120 мл. Артериальное давление составляет 99/64 мм. ртутного столба [28].

Дыхательная система: с 7 лет начинают интенсивно развиваться основные мышцы гортани – голосовые.

Поэтому певческий и разговорный голос детей резко отличается от голоса взрослых. В этот период в легких значительно увеличиваются размеры альвеол. У 7- летних детей отчетливо заметен грудной тип дыхания.

В 8 лет выявляются половые отличия в типе дыхания у мальчиков становится преобладающим брюшной тип дыхания, у девочек - грудной. У младших школьников происходит дальнейшее урежение дыхания (18-20 раз в минуту). Частота дыхания у мальчиков выше, чем у девочек. Объем вдыхаемого воздуха составляет 240 мл. – ЖЗЛ составляет 1400-1600 мл.

Система пищеварения: Слизистая оболочка пищевода у детей богата кровеносными сосудами, нежная, легко ранимая. Эластичная ткань и слизистые железы в стенке пищевода недоразвиты, поэтому выделяется мало слизи. Это затрудняет прохождение не пережеванной пищи по пищеводу у детей младшего школьного возраста. В связи с этим грубая пища должна занимать небольшое место в рационе. Поджелудочная железа и печень мл. школьника отличается взрослого человека только размерами. Тонкий кишечник у младших школьников увеличивается до 40 см [1].

Мочевыделительная система: В этом возрасте происходит рост и развитие мозгового вещества почек. Форма мочевого пузыря яйцевидная. Емкость составляет 500-800 мл. У младших школьников выделяется за сутки от 1000 до 1500 мл. мочи. В этом возрасте у детей встречается ночное непроизвольное недержание мочи – энурез.

Эндокринная система: В этот период функции гипофиза и надпочечников отчетливо усиливаются, а роль зобной железы заметно ослабевает. Постепенно снижается тормозящее влияние шишковидной железы на гипоталамическую область, нарастает секреция гонадотропинов гипофиза. В период младшего школьного возраста организм ребенка отличается гармоничным развитием и стабильным гормональным статусом. С ослаблением гипоталамуса и формируется тесная взаимосвязь его функций с гипофизом, т.е. оформляется гипоталамо-гипофизарная система [10].

ЦНС: В 9 лет вес головного мозга составляет 1300 г. К этому возрасту борозды и извилины занимают такое же положение, как и у взрослого. В этом возрасте созревают третичные, ассоциативные поля коры (зоны высшего анализа и синтеза).

В младшем школьном возрасте уже возникают преобладающие влияния коры на подкорковые процессы, усиливаются процессы внутреннего торможения и произвольного внимания, проявляется способность к освоению сложных программ деятельности, формируются характерные индивидуально-патологические особенности высшей нервной деятельности ребенка. У детей младшего школьного возраста по сравнению с дошкольниками наблюдается значительное развитие лобных долей головного мозга. Морфологическое развитие НС почти полностью завершается, в этом возрасте заканчивается рост и структурное дифференцирование нервных клеток. Но функциональным показателям НС еще далеко до совершенства. Сила и уравновешенность нервных процессов относительно невелики. И хотя все виды внутреннего торможения выражены достаточно хорошо, но преобладают процессы возбуждения, что может привести к быстрой истощаемости клеток коры головного мозга и быстрому утомлению [17].

Созревающие, к 7 годам лобные доли, делают возможным переход управления произвольными движениями на новый этап, характеризующийся возможностью предвидения результатов действия и составлением сложных двигательных программ [12].

Дети, у которых доминирует правое полушарие, обладают хорошей пространственной ориентацией, чувством тела, высокой координацией движения, успешны в командных видах спорта. Левополушарные дети обладают чувством времени, выносливы, успешны в одиночных видах спорта. Правополушарные дети не контролируют правильность своей речи. Виды деятельности, требующие постоянного самоконтроля, выполняются ими плохо. При устной речи могут возникать проблемы в грамматике и подборе слов. Дети с доминированием левого полушария контролируют свою речь, но они медленнее выполняют письменные работы.

Сенсорные системы: К 10 годам формирование зрительной функции в основном завершается, достигая уровня взрослого организма. Острота зрения у мл. школьников 0,9-1,0 ус.ед. Поле зрения составляет 80 % от размеров поля взрослого человека. В 7-8 лет поле зрения у девочек больше, чем у мальчиков. В младшем школьном возрасте значительно увеличивается число близоруких детей. Важным фактором способствующим появлению близорукости является нарушение гигиены зрения (чтение лежа, выполнение уроков в плохо освещенной комнате и т.д.). Острота слуха (порог слышимости) хуже, чем у подростков.

Тактильная чувствительность увеличивается с ростом двигательной активности ребенка и достигает максимальных значений к возрасту 10 лет.

Чувствительность вкусовой и обонятельной сенсорных систем заметно повышается и в младшем школьном возрасте практически достигает взрослых значений.

Опорно-двигательная система: С 7 до 9 лет череп растет одинаково кпереди и кзади от наружного отверстия слухового прохода. В этом возрасте соотношение мозгового и лицевого отделов – 1:3. Активно продолжается развитие лицевых костей черепа, особенно увеличиваются околоносовые пазухи. Первые постоянные зубы (первые моляры) чаще всего прорезываются в возрасте 7 лет на месте молочных моляров, с которых начинается выпадение молочных зубов, в последовательности, в которой они появились. Смена происходит с интенсивностью около четырех зубов в год в течение 5 лет. В 7-9 лет наблюдается усиление темпов роста позвоночника. У мальчиков в возрасте 7-8 лет, а у девочек еще раньше верхняя часть грудной клетки расширяется, и вся она укорачивается, принимая черты грудной клетки взрослого.

К 7-8 годам срастаются лобковая и седалищная кости таза. В возрасте 7-10 лет дети больше прибавляют в весе (второе нарастание веса). Мышечная масса к 8 годам увеличивается до 27 %. В период младшего школьного возраста рост мышечной ткани происходит как за счет продолжающихся структурных преобразований мышечного волокна так и в связи со значительным ростом сухожилий. В этом возрасте дети обладают еще низкими показателями мышечной силы. Силовые и особенно статические упражнения вызывают у них быстрое утомление. Дети этого возраста наиболее приспособлены к кратковременным скоростно-силовым динамическим упражнениям [1].

Средний школьный возраст (подростковый) охватывает детей в возрасте от 11 до 15 лет.(V-IX классы).

Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4-7 см. главным образом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3-6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13-14 лет, когда длина тела прибавляется за год на 7-9 см. А у девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11-12 лет в среднем на 7 см.

В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Позвоночный столб подростка очень подвижен. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину.

В этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц, главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13-14 лет, а у девочек в 11-12 лет [2].

Наблюдаются существенные различия в сроках полового созревания девочек и мальчиков. Процесс полового созревания у девочек наступает обычно на 1-2 года раньше, чем у мальчиков. В одном классе обучаются школьники с разной степенью полового созревания, а, следовательно, и с разными функциональными адаптационными возможностями [16].

У подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечнососудистой системы, а также продолжающегося развития ЦНС особенно заметно выступает незавершенность формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей 11-15 лет при мышечной деятельности значительно меньше, чем в юношеском возрасте. Их система кровообращения реагирует на нагрузки менее экономично. Полного морфологического и функционального совершенства сердце достигнет лишь к 20 годам [8].

В период полового созревания у подростков отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Объем легких в возрасте с 11 до 14 лет увеличивается почти в два раза, значительно повышается минутный объем дыхания (МОД) и растет показатель ЖЕЛ: у мальчиков – с 1970мл (12 лет) до 2600 мл (15 лет); у девочек – с 1900 мл (12 лет) до 2500 мл (15 лет). Режим дыхания у детей среднего школьного возраста менее эффективный, чем у взрослых. За один дыхательный цикл подросток потребляет 14 мл кислорода, в то время как взрослый – 20 мл. Подростки меньше чем взрослые, способны задерживать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода. У них быстрее, чем у взрослых, снижается насыщение крови кислородом [2].

Подростковый возраст – это период, продолжающегося, двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности (в метаниях на меткость и на дальность и др.), силовые и скоростно-силовые способности; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости [27].

Старший школьный возраст (юношеский) охватывает детей с 16 до 17 лет (X – XI классы).

Старший школьный возраст характеризуется продолжением процесса роста и развития, что выражается в относительно спокойном и равномерном его протекании в отдельных органах и системах. Одновременно завершается половое созревание. В этой связи четко проявляются половые и индивидуальные различия, как в строении, так и в функциях организма. В этом возрасте замедляются рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост в массе. Различия между юношами и девушками в размерах и формах тела достигают максимума. Юноши перегоняют девушек в росте и массе тела. Мальчики в среднем выше девочек на 10-12 см и тяжелее на 5-8 кг. Масса их мышц по отношению к массе тела больше на 13 %, а масса подкожной жировой ткани меньше на 10 %, чем у девушек. Туловище юношей немного короче, а руки и ноги длиннее, чем у девушек.

У старших школьников почти заканчивается процесс окостенения большей части скелета. Рост трубчатых костей в ширину усиливается, а в длину замедляется. Интенсивно развивается грудная клетка, особенно у юношей. Скелет способен выдерживать значительные нагрузки. Развитие костного аппарата сопровождается формированием мышц, сухожилий и связок. Мышцы развиваются равномерно и быстро, в связи, с чем увеличивается мышечная масса и растет сила. В этом возрасте отмечается ассиметрия в увеличении силы мышц правой и левой половины тела. Появляются благоприятные возможности для развития силы и выносливости мышц тела [15].

У девушек в отличие от юношей наблюдается значительно меньший прирост мышечной массы, заметно отстает в развитии плечевой пояс, но зато интенсивно развиваются тазовый пояс и мышцы тазового дна. Грудная клетка, сердце, легкие, жизненная емкость легких, сила дыхательных мышц, максимальная легочная вентиляция и объем потребления кислорода также менее развиты, чем у юношей. В силу этого функциональные возможности органов кровообращения и дыхания у них оказываются гораздо ниже.

Сердце юношей на 10-15 % больше по объему и массе чем у девушек; пульс реже на 6-8 ударов в минуту; сердечные сокращения сильнее, что обуславливает больший выброс крови в сосуды и более высокое кровяное давление. Девушки дышат чаще и не так глубоко, как юноши. ЖЕЛ примерно на 100 кубических сантиметров меньше [20].

В 16-17 лет у школьников заканчивается формирование познавательной сферы. Наибольшие изменения происходят в мыслительной деятельности. У детей старшего школьного возраста повышается способность понимать структуру движений, точно воспроизводить дифференцировать отдельные движения, осуществлять двигательные действия в целом [16].

Характеристика физических способностей

Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений).

Силовые способности – это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности.

Психофизиологические механизмы этого качества связаны с регуляцией напряжения мышц и с условиями режима их работы. Напряжение мышцы зависит от степени волевого усилия, прилагаемого человеком, и от работы центрально-нервных и периферических отделов двигательной системы. В частности, от сигналов, поступающих к мышце из нервных центров, и от функционального состояния самой мышцы. В самой общей форме можно считать, что напряжение мышцы определяется: 1) частотой импульсов, поступающих из центра к мышцам (чем больше частота, тем большее напряжение развивает мышца); 2) числом включенных в напряжение двигательных единиц; 3) возбудимостью мышцы и наличием в ней энергетических источников [8].

Виды силовых способностей различаются по характеру сочетания режимов напряжения мышц. Выделяют собственно-силовые способности, проявляемые в статических режимах и медленных движениях, и скоростно-силовые способности (динамическая сила), проявляемые при быстрых движениях. Это так называемая взрывная сила, то есть способность проявлять наибольшую силу за наименьшее время. В прыжках, например, она проявляется в прыгучести.

Главный фактор в проявлении человеком силы – мышечное напряжение, однако масса тела (вес) тоже играет определенную роль. Поэтому различают еще абсолютную и относительную силу. Под первой понимают максимальную силу, которую человек проявляет в каком-либо движении, независимо от массы его тела; под второй – силу, проявляемую человеком в пересчете на 1 кг собственного веса.

Абсолютная сила характеризуется предельным весом, который может поднять человек, показателями динамометрии и пр. Относительная сила измеряется отношением абсолютной силы к собственному весу. У людей одинакового уровня тренированности, но разного веса абсолютная сила с увеличением веса повышается, а относительная снижается. Это объясняется тем, что с увеличением размеров тела вес его возрастает в большей пропорции, чем мышечная сила.

В ряде видов спорта (например, в метаниях) успех обеспечивается большей абсолютной силой. Там же, где увеличение веса ограничено весовыми категориями или где имеется многократное перемещение тела (например, в гимнастике), успех обеспечивает относительная сила. Проявление силы находится в прямой зависимости и от биомеханических условий движения: длины плеч рычагов, физиологического поперечника мышц и т.д. [19].

Для развития силы используютсяупражнения с повышенным сопротивлением.

Они делятся на две группы:

Упражнения с внешним сопротивлением. В качестве сопротивления используют вес предметов (гири, штанга и пр.), противодействие партнера, самосопротивление, сопротивление упругих предметов (пружинные эспандеры, резина), сопротивление внешней среды (бег по песку, глубокому снегу и т. п.).

Упражнения с преодолением тяжести собственного тела (например, отжимание в упоре лежа) [6].

Каждое силовое упражнение имеет свои преимущества и недостатки. Упражнения с тяжестями удобны тем, что с их помощью можно воздействовать как на крупные, так и на мелкие мышечные группы, они легко дозируются. К недостаткам относятся: нарушение скоростно-силового характера движений (особенно при больших отягощениях), преобладание статического компонента в исходном положении, затруднение в организации упражнения (необходимость специального инвентаря и оборудованного помещения, шум, вызываемый металлическим инвентарем). Самосопротивление удобно тем, что за короткое время позволяет дать большую нагрузку и не требует специального оборудования, однако вызывает потерю эластичности в мышцах. Кроме того, такие упражнения сопряжены с большим нервным напряжением, поэтому их можно рекомендовать лишь здоровым, хорошо подготовленным людям, при тщательном самоконтроле [21].

Прирост мышечной силы существенно зависит от методов ее развития.

Метод максимальных усилий, то есть поднимание предельного или около предельного веса (90-95% от максимального веса), способствует максимальной мобилизации нервно-мышечного аппарата и наибольшему приросту мышечной силы. Однако он связан с большими психическими напряжениями, что неблагоприятно, особенно при развитии силы у школьников. Малое число повторений не способствует мобилизации обменных, пластических процессов, в результате чего мало нарастает мышечная масса. Этот метод затрудняет работу над техникой движений, так как предельное напряжение приводит к повышенному возбуждению в нервных центрах и к включению в работу лишних мышечных групп. Наконец следует учесть, что даже у достаточно подготовленных спортсменов, но со слабой нервной системой метод около предельных нагрузок может давать меньший прирост силы мышц, чем метод непредельных нагрузок.

При методе непредельных усилий с предельным числом повторений совершается большой объем работы, происходят значительные сдвиги в обмене веществ, способствующие росту мышечной массы. Непредельные отягощения дают больше возможности контролировать технику исполнения движений, что очень важно для начинающих. Средние нагрузки на первых этапах тренировочного процесса дают большее значение для сверх восстановления возбудимости, за счет чего происходит прирост силы. Наконец, непредельные усилия исключают опасность травматизма новичков. Поэтому данный метод считается основным для развития силы у школьников. По мере улучшения физической подготовленности все чаще могут использоваться около предельные и предельные веса [13; 29].

В связи с возрастными особенностями школьников использование силовых упражнений на уроках физического воспитания ограничено. В младшем и среднем школьном возрасте не следует форсировать развитие собственно силовых способностей. Упражнения должны иметь скоростно-силовую направленность, с ограничением статических компонентов. Однако полностью исключать последние не следует, так как, например, упражнения, связанные с сохранением статических поз, полезны для выработки правильной осанки. С возрастом использование этих упражнений расширяется. При этом необходим обязательный контроль над дыханием, ибо длительная задержка дыхания оказывает вредное влияние (особенно на девочек) и иногда приводит к потере сознания.

Основной задачей силовой подготовки в школе является развитие крупных мышечных групп спины и живота, от которых зависит правильная осанка, а также тех мышечных групп, которые в обычной жизни развиваются слабо (косые мышцы туловища, отводящие мышцы конечностей, мышцы задней поверхности бедра и др.) [22].

Типичными средствами развития силы являются: в 7-9 лет – общеразвивающие упражнения с предметами, лазанье по наклонной скамейке, по гимнастической стенке, прыжки, метания; в 10-11 лет – общеразвивающие упражнения с большими отягощениями (набивными мячами, гимнастическими палками и пр.), лазанье по вертикальному канату в три приема, метание легких предметов на дальность и т. д.; в 14-15 лет – упражнения с набивными мячами, гантелями небольшого веса, силовые игры типа «перетягивание каната», подтягивания, стойки и т. п. Правда, вес внешних отягощений у подростков ограничен (примерно 60-70% от максимального), кроме того, не рекомендуется выполнять упражнения до отказа [6].

С 13-14-летнего возраста силовые нагрузки для девочек, в отличие от мальчиков, характеризуются преобладанием упражнений с отягощением весом собственного тела, большей долей локальных силовых упражнений, использованием в качестве внешних отягощений преимущественно гимнастических предметов или других нетяжелых снарядов.

Самым благоприятными периодами развития силы у мальчиков и юношей считается возраст от 13-14 до 17-18 лет, а у девочек и девушек – от 11-12 до 15-16 лет [30].

Скоростные характеристики движений и действий объединены под общим названием — быстрота. В самых общих чертах она характеризует способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Однако характеристики быстроты неоднородны и либо не связаны друг с другом, либо связаны слабо. К скоростным характеристикам двигательных действий относятся: 1) скорость одиночного движения; 2) частота движений; 3) быстрота двигательной реакции.

Установлено, что время реакции не связано с быстротой одиночного движения и с максимальной частотой движений. Можно обладать хорошей реакцией на сигналы, но иметь малую частоту движений, и наоборот. Это объясняется тем, что психофизиологические механизмы проявления указанных скоростных характеристик существенно различаются. Независимость характеристик отчетливо проявляется в беге на короткие дистанции. Можно быстро принимать старт (за счет хорошего времени реакции), но хуже сохранять скорость на дистанции. Вообще скорость бега лишь относительно связана с перечисленными характеристиками движений. Она во многом определяется длиной шага, зависящей от длины ног, от силы отталкивания, то есть от факторов, не относящихся к скоростным характеристикам движений. Поэтому нельзя, например, по времени реакции судить о том, как школьник будет бегать спринтерские дистанции.

Отсутствие связи между характеристиками скоростных движений приводит к тому, что перенос качества быстроты с одного упражнения на другое, как правило, не наблюдается. Его можно выявить только в том случае, если движения сходны по координации, но чем более тренирован человек, тем в меньшей степени наблюдается такой перенос. Поэтому следует говорить не о развитии качества быстроты вообще, а о развитии конкретных скоростных особенностей движений человека [26].

Частота движений характеризует циклические дви­жения. Максимальная частота движений рук выше, чем ног; частота движений дистальных звеньев конечностей выше, чем проксимальных.

Измерение частоты движений производится, как правило, за короткие интервалы времени. Например, у спринтеров частоту движений в беге на 100 м характеризуют средней частотой шагов за 1 с; измерение максимальной частоты движений конечностей (чаще всего кисти) проводят за отрезки времени в 5-10 с. Нередко в последнем случае максимальная частота движений пересчитывается на 1 мин, однако получаемые величины превышают реальные возможности человека, так как выдержать максимальный темп в течение минуты человек не может.

Частоту движений, а вместе с ней и быстроту циклических движений развивают с помощью упражнений, которые можно выполнять с максимальной скоростью. В начале спортивной тренировки не следует увлекаться использованием узконаправленных упражнений. Этим методом можно улучшить результат в беге на короткие дистанции лишь на 1-1,5 с. С самого начала следует добиваться роста скорости за счет общефизической подготовки и лишь, потом переходить к ограничению средств развития скорости. Если не придерживаться этого правила, то у занимающегося быстро образуется своего рода скоростной барьер (стабилизация скорости), который преодолевается с большим трудом.

Для развития частоты и быстроты движений применяют повторный, повторно-прогрессирующий и переменный методы упражнения. При этих методах дистанция бега подбирается такой длины, чтобы в конце ее скорость не снижалась и при повторных попытках. В связи с тем, что работа с максимальной интенсивностью протекает в анаэробных условиях, интервалы отдыха между попытками следует устанавливать достаточными для погашения кислородного долга. Их можно заполнить легким бегом, спокойной ходьбой и т. п.

Значительные интервалы отдыха приводят к снижению плотности занятий, поэтому развивать быстроту движений у школьников на уроках целесообразно другими методами: игровым и соревновательным, при которых эмоциональное возбуждение выше и поэтому создаются лучшие условия для проявления скоростных возможностей.

Если скоростная работа выполняется на фоне утомления, то развивается скоростная выносливость, а не максимальное проявление быстроты. Возрастные особенности существенно ограничивают возможности развития быстроты движений. Наиболее благоприятным является возраст 11-12 лет у девочек и 12-13 лет у мальчиков. Половые различия в уровне развития скоростных способностей невелики до 12-13-летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать девочек [30].

При развитии быстроты движений у детей предпочтение следует отдавать естественным формам движений и нестереотипным способам их выполнения. Стандартное повторение упражнений с максимально возможной скоростью может уже в детском возрасте привести к образованию скоростного барьера. Подвижные игры в младшем школьном возрасте и спортивные игры в среднем и старшем имеют явное преимущество перед стандартными пробежками на быстроту.

В младшем школьном возрасте используют разнообразные упражнения, требующие быстрых кратковременных перемещений и локальных движений. Это эстафеты с бегом, упражнения с бросками и ловлей мяча и т. п [5].

В среднем школьном возрасте все большее место должны занимать скоростно-силовые упражнения: прыжки, многоскоки, спрыгивания и выпрыгивания в темпе, переменные ускорения в беге, метания. Следует также включать повторное преодоление коротких дистанций (от 30 до 60 м) с максимальной скоростью. В старшем школьном возрасте применяется комплекс собственно скоростных, скоростно-силовых упражнений и упражнений для развития скоростной выносливости. Продолжают использоваться и спортивные игры, эстафеты. Дистанция бега для развития скорости увеличивается до 80-100 м.

Скоростные упражнения у детей необходимо сочетать с упражнениями на расслабление мышц. Следует учить их умению расслаблять мышцы и по ходу выполнения упражнений (например, в беге после отталкивания расслаблять мышцы голени) [25].

Быстрота двигательной реакции, то есть быстрота ответа человека движением на какой-либо сигнал (световой, звуковой, тактильный), представляет собой сенсомоторную реакцию.

Различают простые и сложные реакции. Простая реакция – это ответ заранее определенным движением на ожидаемый сигнал (например, принятие старта при выстреле стартера). Сложные реакции разделяются на реакции выбора и реакции на движущийся объект. Реакция выбора – это ответ определенным движением на один из нескольких сигналов, который заранее обусловлен (например, реагировать на красный и не реагировать на зеленый сигнал). Реакции на движущийся объект часто встречаются в играх и спортивных единоборствах (например, выход игроков на пас мяча партнером). Время сложных реакций значительно длиннее времени простой реакции за счет «центральной задержки», дифференцировки сигналов.

Простые реакции обладают свойством переноса: если человек быстро реагирует на сигнал в одной ситуации, то он будет быстро реагировать на них и в других ситуациях. Сложные реакции, наоборот, отличаются специфичностью. Если человек относительно быстро реагирует на предъявление попеременно двух сигналов, то это не означает, что он будет также быстро реагировать на предъявление трех и более сигналов.

Измеряют быстроту двигательной реакции в секундах и миллисекундах [22].

Обычно не прибегают к специальным упражнениям для развития быстроты реакций. Простая реакция хорошо развивается в ходе выполнения различных скоростных упражнений. Однако в обратном направлении перенос не наблюдается, то есть, развивая быстроту реакции, нельзя увеличить быстроту движений. Особенно ценны для развития быстроты реакции разнообразные подвижные и спортивные игры, среди которых ведущее место принадлежит баскетболу.

Основной метод – повторное реагирование на появляющийся сигнал. Метод аналитического подхода, то есть раздельное развитие быстроты реакции в облегченных условиях и скорости последующих движений, также дает хорошие результаты. Применяют и сенсомоторный метод, при котором увеличение способности различать временные интервалы приводит к повышению скорости реагирования на сигналы. На уроках физического воспитания в школе время реакции развивают с помощью разнообразных упражнений, требующих быстрого реагирования на заранее обусловленные сигналы (например, свободный бег с остановками или изменением направления по сигналу учителя). Хорошим средством развития быстроты реагирования являются спортивные игры [30].

Выносливость – это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.

Развитие выносливости – это в значительной мере развитие биохимических процессов, способствующих более длительному выполнению работы, а также устойчивости нервной системы к возбуждению большой интенсивности.

Длительность работы до момента снижения интенсивности можно разделить на две фазы. Первая фаза – работа до появления чувства усталости, которое у спортсменов свидетельствует, как правило, о наступлении утомления. Вторая фаза – работа на фоне утомления до тех пор, пока человек может за счет дополнительного волевого усилия поддерживать заданную или выбранную им самим интенсивность. Соотношение длительности этих двух фаз различно: у людей с сильной нервной системой длиннее вторая фаза, со слабой нервной системой – первая фаза. В целом же выносливость тех и других может быть одинаковой.

Интенсивность работы и особенности упражнений, выполняемых в процессе этой работы, определяют разновидности выносливости: скоростная, силовая, выносливость к статическим усилиям и т. п. Проявление выносливости всегда конкретно, поскольку определяется конкретными условиями деятельности. Однако в сходных по интенсивности видах деятельности наблюдается явление переноса выносливости, которое обусловлено общими физиологическими и биохимическими механизмами. Например, лыжник будет обладать большой выносливостью и в других циклических видах деятельности (легкоатлетическом беге, гребле и т. д.), так как в них решающим фактором является уровень развития аэробных возможностей организма.

Иногда выносливость при работе умеренной интенсивности в циклических упражнениях называют общей выносливостью. Это не совсем правильно: можно обладать большой выносливостью в беге и не иметь ее в статических напряжениях.

Измеряется выносливость временем выполнения работы без снижения интенсивности. Поскольку интенсивность работы может быть разной, выведены соотношения между интенсивностью работы и длительностью ее выполнения. В общем виде кривая, отражающая это соотношение, показывает: чем интенсивнее деятельность, тем ниже выносливость человека.

Поскольку при разной интенсивности работы причины утомления различны, различными должны быть и методические приемы развития конкретного вида выносливости. Так, при работе максимальной и субмаксимальной интенсивности главная причина утомления состоит в уменьшении анаэробных возможностей организма (гликолитических и креатинофосфатных). При работе большой и умеренной интенсивности ведущая роль в обеспечении работы принадлежит аэробным (окислительным) процессам.

Надо иметь в виду, что интенсивность работы индивидуальна и зависит от уровня физической подготовленности. Поэтому 75-85% от максимальной интенсивности у новичков составляют одну величину, а у хорошо подготовленных спортсменов – другую. Так, развитие аэробных возможностей у новичков будет проходить при пробегании одного километра за 5-7 мин, у квалифицированных спортсменов – за 3,5-4,5 мин.

Школьники до 15-16-летнего возраста могут преодолевать наступившее утомление лишь короткое время вследствие малой устойчивости нервной системы к сильным раздражителям. В последующем фаза компенсированного утомления увеличивается за счет повышения способности к волевым усилиям.

У младших школьников целесообразно развивать выносливость, прежде всего к работе умеренной и переменной интенсивности. Средством развития выносливости являются подвижные игры с повышенной моторной плотностью, однако игры не позволяют достаточно точно дозировать нагрузку.

Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30-ти лет. Наиболее интенсивный прирост наблюдается 14-20 лет [30].

Ловкость – способность человека быстро, оперативно, целесообразно осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях.

Несомненно, что этими двумя способностями содержание ловкости не исчерпывается, но особенности двигательной деятельности, группируемые под названием ловкость, до настоящего времени изучены недостаточно.

Психофизиологические механизмы ловкости различны. Быстрота образования навыка может зависеть от двигательной памяти, а последняя – от инертности нервных процессов. Быстрота же переделки навыка, наоборот, может определяться подвижностью нервных процессов. Поэтому пути развития различных видов ловкости должны быть разными.

Выбор измерителей ловкости представляет большие трудности. Первым мерилом ловкости считается координационная сложность двигательных действий. Однако сама по себе сложность действия может и не являться показателем ловкости, важно, как быстро осваивает учащийся сложное упражнение. Вторым мерилом ловкости считают точность движений по пространственным, силовым и временным параметрам [23].

Развитие ловкости происходит в процессе обучения человека.

Первый путь – постоянное овладение новыми упражнениями. Для развития ловкости могут быть использованы любые упражнения, но при условии, что они имеют элементы новизны.

Второй путь развития ловкости — увеличение координационной трудности упражнений, которая может определяться повышением требований к высокой точности движений, их взаимной согласованности, соответствия с внезапно изменяющейся ситуацией.

Третий путь — борьба с нерациональной мышечной напряженностью, так как проявление ловкости во многом зависит от умения расслабить мышцы в необходимый момент. Люди с разными психофизиологическими особенностями обладают разной способностью к расслаблению мышц. Выделяют даже группу так называемых напряженных учащихся, которые при выполнении двигательных действий скованы, а расслабление дается им с трудом даже при длительной тренировке.

Четвертый путь развития координации человека — повышение его способности поддерживать равновесие тела. Существует два способа развития этой способности: 1) упражнения в действиях, затрудняющих сохранение равновесия, например, в ходьбе на ограниченной опоре; 2) упражнения в действиях с прямолинейными и угловыми ускорениями, например, в кувырках с различными направлениями.

При развитии ловкости необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. В младшем школьном возрасте имеются существенные морфологические и психофизиологические предпосылки координационных способностей. Именно в этом возрасте развитие координации дает наибольший эффект. Школьники младшего возраста очень легко схватывают технику довольно сложных физических упражнений, поэтому в технически сложных видах спорта отмечается ранняя спортивная специализация. В младшем и среднем школьном возрасте сравнительно легко развивается способность поддерживать равновесие тела, усиленно развивается точность движений. В дальнейшем в связи с наступлением периода полового созревания происходит либо замедление, либо даже ухудшение показателей, характеризующих это качество [21].

В возрасте 7-8 лет двигательные координации характеризуются неустойчивостью скоростных параметров и ритмичности.

В период от 11 до 13-14 лет увеличивается точность дифференцировки мышечных усилий, улучшается способность к воспроизведению заданного темпа движений. Подростки 13-14 лет отличаются высокой способностью к усвоению сложных двигательных координаций, что обусловлено завершением формирования функциональной сенсомоторной системы, достижением максимального уровня во взаимодействии всех анализаторных систем и завершением формирования основных механизмов произвольных движений.

В возрасте 14-15 лет наблюдается некоторое снижение пространственного анализа и координации движений. В период 16-17 лет продолжается совершенствование двигательных координаций до уровня взрослых [30].

Гибкость – это способность выполнять движения с большой амплитудой.

Термин «гибкость» более приемлем, если имеют в виду суммарную подвижность в суставах всего тела. А применительно к отдельным суставам правильнее говорить «подвижность», а не «гибкость к отельным суставам».

Подвижность в суставах – морфофункциональное двигательное качество. С одной стороны, она определяется строением сустава, эластичностью связок, с другой – эластичностью мышц, которая зависит от физиологических и психологических факторов. Гибкость в суставах увеличивается при повышении температуры мышц в результате их работы (увеличение температуры мышц приводит к повышению их эластичности), при эмоциональном возбуждении, например во время соревнований, при высокой температуре внешней среды.

Различают активную и пассивную подвижность в суставах. Первая проявляется при активных (произвольных) движениях самого человека, вторая – при пассивных движениях, совершаемых под воздействием внешних сил (например, усилий партнера). Пассивная подвижность больше, чем активная. Под влиянием утомления активная подвижность в суставах уменьшается (за счет снижения способности мышц к полному расслаблению после сокращения), а пассивная увеличивается (за счет меньшего противодействия растяжению тонуса мышц).

Не следует добиваться чрезмерного развития подвижности. Она должна быть такой, чтобы несколько превосходить ту максимальную амплитуду, которая необходима при выполнении данного упражнения (должен быть некоторый запас подвижности).

Развитие подвижности в суставах требует ежедневных упражнений (иногда даже два раза в день). На уроке их включают в подготовительную и основную части, как правило, в конце. Перед выполнением необходимо хорошо разогреться. Возрастные особенности играют роль в развитии подвижности в суставах. С возрастом морфологическое строение суставов меняется (уменьшение подвижности в сочленениях и эластичности связок), и это приводит, к ограничению их подвижности. Поэтому у школьников младшего возраста подвижность развивается значительно легче, чем у старшеклассников. В старшем возрасте ставится задача не увеличения подвижности в суставах, а сохранения ее на достигнутом уровне.

Развивая подвижность суставов у детей, надо иметь в виду, прежде всего те звенья опорно-двигательного аппарата, которые играют наибольшую роль в жизненно необходимых действиях: плечевые, тазобедренные, голеностопные суставы, сочленения кисти.

В младшем школьном возрасте растягивающие упражнения применяются главным образом в активном динамическом режиме. С увеличением массы мышц и уменьшением деформации связок целесообразно применять пассивные и статические упражнения.

Подвижность в суставах у девочек и девушек больше, чем у мальчиков и юношей (примерно на 20-30%), поэтому объем нагрузок для учащихся мужского пола должен быть больше.

Развитие подвижности в суставах не должно приводить к нарушению осанки, которое может возникать из-за большого растяжения связок, из-за недостаточного или, наоборот, чрезмерного развития силы отдельных мышечных групп

Наиболее интенсивно гибкость развивается до 15-17 лет, При этом для развития пассивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9-10 лет, а для активной – 10-14 лет [30].

Целенаправленно развитие гибкости должно начинаться с 6-7-ми лет. У детей и подростков 9-14-ти лет это качество развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте [24].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ

Для определения динамики развития физических способностей у школьников 1-11 классы были подобраны тесты по каждому физическому качеству. Из каждого класса были выбраны по 10 мальчиков и девочек основной медицинской группы, которые сдавали тестовые испытания. Для этого были подготовлены протоколы для занесения в них результатов тестирования. После чего было проведено тестирование школьников 1-11 классы на уроках физкультуры.

В ходе организации и проведения практического исследования для тестовых испытаний мы использовали следующие условия:

1. Бег 300 м и 1000 м

Выполняется с высокого старта. Результат фиксируется с помощью секундомера до десятых долей секунды. На дистанции при необходимости возможен переход на ходьбу (спортивную или обычную).

2. Подтягивание на перекладине

Исходное положение: в висе на перекладине необходимо подтягивать себя вверх до тех пор, пока подбородок не окажется чуть выше перекладины, после чего плавно опуститься вниз в исходное положение. Упражнение выполняется за счет силы мышц рук без махов и рывков. Дается одна попытка. Фиксируется количество подтягиваний при условии правильного выполнения теста в произвольном темпе.

3. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

Исходное положение: упор лежа, голова, туловище, ноги составляют прямую линию. Сгибание рук выполняется до касания грудью пола, не нарушая прямой линии тела, а разгибание – до полного выпрямления рук. При сохранении прямой линии «голова-туловище-ноги». Дается одна попытка. Фиксируется количество отжиманий от пола при условии правильного выполнения теста в произвольном темпе.

4. Бег 30 м и 60 м

Выполняется с высокого старта. Результат фиксируется с помощью секундомера до десятых долей секунды.

5. Прыжок в длину с места

Исходное положение: носками ног к стартовой линии. Приготовиться к прыжку. Прыжок выполняется толчком обеими ногами с махом рук. Длина прыжка измеряется в сантиметрах от стартовой линии до ближнего к стартовой линии касания пола ногами испытуемого (с трех попыток).

6. Поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 сек

Исходное положение: лежа на спине руки за головой, пальцы рук «в замок», ноги согнуты в коленях под углом 90 градусов, стопы закреплены. Фиксируется количество, выполненных, упражнений до касания локтями коленей в одной попытке за 30 сек.

7. Наклон вперед из положения сидя

На полу обозначить центровую и перпендикулярную ей линию. Сидя на полу, стопами ног касаться центровой линии, ноги выпрямлены в коленях, стопы вертикальны, расстояние между ними 20-30см. Выполняется 3 наклона вперед, на четвертом фиксируется результат на перпендикулярной мерной линии по кончикам пальцев (с фиксацией согнутого положения в течение 3сек.), при этом помощник удерживает колени, не допуская сгибания ног.

8. Челночный бег 3*10 м

Выполняется с высокого старта. Результат фиксируется с помощью секундомера до десятых долей секунды.

После завершения педагогического тестирования полученные результаты были обработаны и занесены в протоколы. После чего результаты по каждому упражнению были подвергнуты математическому анализу с использованием методов математической статистики. Анализ итоговых данных позволил выявить следующее.

Из первого и второго графиков (Рис.1 и 2) видно, что у мальчиков скоростная и общая выносливость к 11-му классу увеличивается с каждым годом. А у девочек скоростная и общая выносливость увеличивается только к 7-8-му классу, после чего происходит снижение показателей выносливости к 11-му классу. Но у девочек показатели скоростной выносливости к 8-му классу выше, чем у мальчиков этих, же возрастов, но с 9-го класса девочки показывают результаты хуже мальчиков тех же возрастов. Ухудшение результатов у девочек связано с тем, что после полового созревания у них меняется структура тела, увеличивается тазобедренный сустав, увеличивается масса тела. А в период полового созревания девочки либо перегоняют мальчиков по всем показателям, или показывают такие же результаты, мы это видим из графиков (рис.1 и 2). Из этого следует, что полученные нами данные согласуются с литературными источниками.

Анализируя рисунок 3 и 4 мы видим, что у мальчиков и у девочек наблюдается прирост показателей силы каждый год в течение 11-ти лет. Но в упражнении подтягивание видно, что девочки значительно опережают мальчиков, но это связано со спецификой выполнения упражнения. А вот в сгибании и разгибании рук в упоре лежа мальчики значительно перегоняют девочек на протяжении 10-ти лет. Так же видно, что юноши в отжимании с 9-го класса показывают меньшие результаты и в подтягивании с 10-го. На наш взгляд, это связано с уменьшением двигательной активности и занятиями физкультурой и спортом, т. к. молодые люди задумываются о будущей профессии, готовятся к сдаче экзаменов.

Девочки; Мальчики.

Рис.1. Динамика развития скоростной выносливости (бег 300 м)

мальчиков и девочек 7-17 лет

Девочки; Мальчики.

Рис.2. Динамика развития общей выносливости (бег 1000 м)

мальчиков и девочек 7-17 лет

Девочки; Мальчики.

Рис. 3. Динамика развития силовой выносливости

(подтягивание на перекладине) мальчиков и девочек 7-17 лет

Девочки; Мальчики.

Рис. 4. Динамика развития силовой выносливости (сгибание и разгибание рук в упоре лежа) мальчиков и девочек 7-17 лет

Девочки; Мальчики

Рис. 5. Динамика развития быстроты (бег 30м) мальчиков и девочек 7-17 лет

Девочки; Мальчики

Рис. 6. Динамика развития быстроты (бег 60м) мальчиков и девочек 7-17 лет

Девочки; Мальчики

Рис. 7. Динамика развития скоростно-силовых способностей

(прыжок в длину с места) мальчиков и девочек 7-17 лет

Девочки; Мальчики

Рис. 8. Динамика развития скоростно-силовых способностей (поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 сек.) мальчиков и девочек 7-17 лет

Девочки; Мальчики.

Рис. 9. Динамика развития гибкости (сидя, наклон вперед)

мальчиков и девочек 7-17 лет

Девочки; Мальчики.

Рис. 10. Динамика развития координационных способностей (челночный бег 3*10 м) мальчиков и девочек 7-17 лет

Далее из рисунков 5 и 6, характеризующих динамику развития быстроты, можно выделить равномерное развитие этого физического качества. У мальчиков в течение всех 11-ти классов наблюдается прирост показателей в беге на 30 м и 60 м, а вот у девочек в беге на 30 м ухудшение результатов происходит с 6-го по 8-й классы, а далее идет их стабилизация. В беге на 60 м девочки начинают показывать снижение результатов в юношеском возрасте (9-11 классы). Из этого можно сделать вывод, что для девушек короткая дистанция позволяет показывать неплохие результаты, а с ее увеличением происходит спад. Также это связано с половым созреванием и изменением структуры тела девушек, увеличением веса, появлением особенностей телосложения, отличающих их от юношей. А юноши с возрастом становятся сильнее, быстрее и выносливее.

Характеризуя, развитие скоростно-силовых способностей (рис. 7 и 8) можно сказать, что здесь происходят практически те же самые изменения, что и при развитии быстроты, т. к. эти способности взаимосвязаны. Только в прыжке в длину с места наблюдается скачкообразное изменение результатов, как у юношей, так и девушек. И происходит это в те же самые периоды у девушек с 6-го по 7-й и с 9-го по 11-й классы.

Из результатов развития гибкости (рис. 9) можно сказать, что происходят очень большие скачкообразные изменения, как в лучшую сторону, так и в худшую. У мальчиков и юношей происходит практически равномерное развитие и улучшение результатов, что совпадает с сенситивными периодами развития, отмеченными рядом литературных источников. Исключением является 7-й класс, когда произошел большой скачок результатов вверх. А вот у девочек и девушек приросты происходят через год, так же отмечаются и ухудшения результатов.

Рассматривая рисунок 10, мы видим туже самую картину, что и с развитием скоростно-силовых способностей, потому что происходят те же самые изменения в результатах в те самые возрастные периоды. Т. к. все эти упражнения – бег на короткие дистанции, прыжок в длину с места и челночный взаимосвязаны между собой и в равной степени могут характеризовать такое качество, как скоростные способности.

Выводы

  1. На основе анализа и обобщения данных научно-методической литературы были сделаны следующие выводы:

  • младший школьный возраст характеризуется развитием всех систем организма, только в разной степени; средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела, наблюдаются существенные различия в сроках полового созревания девочек и мальчиков; старший школьный возраст характеризуется продолжением процесса роста и развития, что выражается в относительно спокойном и равномерном его протекании в отдельных органах и системах;

  • самым благоприятными периодами развития силы у мальчиков и юношей считается возраст от 13-14 до 17-18 лет, а у девочек и девушек – от 11-12 до 15-16 лет; развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30-ти лет; наиболее интенсивный прирост наблюдается 14-20 лет; наиболее интенсивно гибкость развивается до 15-17 лет, при этом для развития пассивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9-10 лет, а для активной – 10-14 лет;

  • в период от 11 до 13-14 лет увеличивается точность дифференцировки мышечных усилий, улучшается способность к воспроизведению заданного темпа движений, подростки 13-14 лет отличаются высокой способностью к усвоению сложных двигательных координаций, что обусловлено завершением формирования функциональной сенсомоторной системы, достижением максимального уровня во взаимодействии всех анализаторных систем и завершением формирования основных механизмов произвольных движений.

  1. В результате проведенных исследований определена динамика развития физических способностей у школьников 7-17 лет (1-11 классы):

  • у мальчиков скоростная выносливость увеличивается с 1 по 4 и с 7 по 11 классы, с 5 по 7 класс показатели стабилизируются, общая выносливость существенно увеличивается с 1 по 2 и с 3 по 6 классы, а со 2 по 3 и с 6 по 11 классы ее уровень практически не изменяется;

  • у девочек скоростная выносливость прогрессирует с 1 по 5 класс, после чего с 5 по 7 класс стабилизируется, а с 7 по 11 класс снижается;

  • общая выносливость увеличивается только со 2 по 5 класс, после чего происходит стабилизация (с 5 по 8 класс) и снижение показателей выносливости к 9-му классу;

  • у мальчиков силовая выносливость (по тесту «Подтягивания на перекладине») увеличивается с 1 по 7 и с 8 по 10 классы, с 10 по 11 класс обнаруживается тенденция к снижению, а с 7 по 8 класс существенных изменений нет; у девочек наблюдается прирост показателей с 1 по 5 и с6 по 9 классы, с 5 по 6 и с 10 по 11 классы наблюдается снижение;

  • по тесту «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа» у мальчиков отмечены положительные изменения с 1 по 4, с 5 по 7, и с 8 по 9 классы, в остальные диапазоны результаты снижаются; у девочек прогресс очевиден со 2 по 3, с 4 по 5 и 9 по 10 классы, с 1 по 2 и с 3 по 4 классы показатели стабильны, а с 5 по 9 и с 10 по 11 классы снижаются;

  • зафиксировано равномерное развитие скоростных способностей на протяжении всего рассматриваемого диапазона;

  • развитие скоростно-силовых способностей происходит идентично изменениям быстроты, т. к. эти способности взаимосвязаны, только в прыжке в длину с места наблюдается скачкообразное изменение результатов, как у юношей, так и девушек;

  • из результатов развития гибкости можно сказать, что происходят скачкообразные изменения, как в лучшую сторону, так и в худшую;

  • динамика показателей развития координационных способностей схожа с развитием скоростно-силовых способностей, потому что происходят те же самые изменения в результатах в те самые возрастные периоды.

  1. В результате проведенных исследований была выявлена возрастная динамика развития двигательных способностей у школьников 7-17 лет, таким образом, цель исследования достигнута, а также результаты тестирования школьников 1-11 классов, определяющие динамику развития физических способностей согласуются с аналогичными данными литературных источников, что подтверждает гипотезу нашего исследования.

Практические рекомендации

  1. Для осуществления предложенного тестирования мы рекомендуем провести работу, направленную на решение следующих задач:

а) обеспечить врачебно-педагогическое обследование школьников;

б) вооружить школьников основными знаниями о занятиях физической культурой;

в) обеспечить занятия надлежащей материально-технической базой;

г) преподавателю необходимо знать методику развития физических качеств и способностей, и уметь ее применять на практике.

  1. Для проведения теоретического раздела рекомендуется следующая тематика:

а) физиологические закономерности развития физических качеств;

б) методические основы занятий физической культурой;

в) основы техники физических упражнений, подобранные для тестирования;

г) гигиенические требования к школьникам;

д) профилактика травматизма, техника безопасности на занятиях.

  1. К тестированию допускаются школьники только основной медицинской группы.

  2. Преподавателю необходимо обеспечить жесткий контроль над техникой выполнения школьниками предложенных физических упражнений (тестов).

Литература

  1. Баева, Н. А. Анатомия и физиология детей школьного возраста: Учебное пособие / Н. А. Баева, О. В. Погадаева. – Омск: СибГУФК, 2013. – 56 с.

  2. Гигиена детей и подростков: Учебник // Под ред. Г. Н. Сердюковской. – М.: Медицина, 2009. – 234 с.

  3. Дронов, А. А. Общеоздоровительный урок физической культуры для 1-2 классов / А. А. Дронов // Начальная школа, 2012. - № 8. - С. 63-65.

  4. Дронов, А. А. Общеоздоровительный урок физической культуры для 3-4 классов / А. А. Дронов // Начальная школа, 2012. - № 10. - С. 71-74.

  5. Коробейников Н. К. Физическое воспитание: Учеб. пособие для сред. спец. учеб. заведений / Н. К. Коробейников, А. А. Михеев, И. Г, Николенко. – М.: Высшая школа, 2010. – 288 с.

  6. Куколевский, Г. М. Физическое совершенствование / Г. М. Куколевский. - М.: Медицина, 2007. – 198 с.

  7. Крупицкая, Л. И. Будь здоров / Л. И. Крупицкая // Начальная школа, 2005. - № 9. – С. 18-22.

  8. Макарова, Г. А. Спортивная медицина: Учебник / Г. А. Макарова. – М.: Советский спорт, 2014. – 480 с.

  9. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культуры / Л. П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 2008. – 542 с.

  10. Настольная книга учителя физической культуры // Под ред. Проф. Кофмана Л.Б. –М.: Физкультура и спорт, 2008. – 195 с.

  11. Погадаева, О. В. Физиология человека. Висцеральные системы: Учебное пособие / О.В. Погадаева, В.Г. Тристан. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2011. – 136 с.

  12. Родин, М. А. Формирование физических качеств у старших подростков в условиях учебно-тренировочного процесса (на примере легкоатлетического многоборья): Дисс. … канд. пед. наук / М. А. Родин. – Кемерово, 2000. – 154 с.

  13. Романенко, В. А. Круговая тренировка при массовых занятиях физической культурой / В. А. Максимович. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 143 с.

  14. Сафронов, А. А. Анализ возрастных особенностей учащихся как основной компонент построения процесса физического воспитания / А. А. сафронов // Молодой ученый. - 2014. - №18. - С. 101-103.

  15. Сафронов, А. А. Динамика физического развития и физической подготовленности учащихся 5–6 классов / А. А. Сафронов // Молодой ученый. - 2013. - №7. - С. 455-458.

  16. Серенко, А. И. Анализ динамики комплекса показателей физического развития и подготовленности как основа организации дифференцированной системы знаний по физической культуре / А. И. Серенко // Физическая культура: образование, воспитание, тренировка. - 2011. - №2. - С.23 - 26.

  17. Солодков, А. С. Физиологическая характеристика урока физической культуры в школе: учебно-методическое пособие / А. С. Солодков. - СПб., 2012. - 280 с.

  18. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. – 520 с.

  19. Тристан, В. Г. Практикум по физиологии спорта: Учебное пособие / В. Г. Тристан. - Омск: СибГУФК, 2006. - 108 с.

  20. Тер-Ованесян, А. А. Педагогические основы физического воспитания / А. А. Тер-Ованесян. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 234 с.

  21. Теория и методика физического воспитания: Учеб. пособие для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов / Б. А. Ашмарин, М. Я. Виленский, К. Х. Грантынь и др.; под ред. Б. А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1979. – 388 с.

  22. Тимашова, Н. Показатели физического развития российских школьников / Н. Тимашева // Зеленый мир, 2004. - № 5-6. - С. 11-12.

  23. Теория и методика физического воспитания: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. Круцевич Т.Ю. - Киев: Олимпийская литература. - Киев, 2013. - 423 с.

  24. Теория и методика физического воспитания: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов и пед. уч-щ по спец. № 2115 «Нач. воен. подготовка и физ. воспитание» и № 1910 «Физ. культура»/Б. М. Шиян, Б. А. Ашмарин, Б. Н. Минаев и др.; Под ред. Б. М. Шияна. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с.:ил.

  25. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – 2-е изд., испр. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.

  26. Тристан, В. Г. Физиология спорта: Учебное пособие / В. Г. Тристан, О. В. Погадаева. – Омск: СибГУФК, 2003. – 92 с.

  27. Физическая культура в семье / Сост. А. А. Светов, Н. В. Школьникова. – М.: Физкультура и спорт, 2011. – 138 с.

  28. Физическое воспитание: учебник // под ред. В. А. Головина, В. А. Маслякова, А. В. Коробкова и др. – М.: Академия, 2003. – 488 с.

  29. Физиология человека: Учебник для вузов физ. культуры и факультетов физ. воспитания педагогических вузов / Под общ. ред. В. И. Тхоревского. – М.: Физкультура, образование и наука, 2001. – 492 с.

  30. Физиология. Основы и функциональные системы: Курс лекций / Под редакцией акад. К.В. Судакова. – М.: Медицина, 2000. – 784 с.

  31. Хабаров, А. А. Основы общей силовой подготовки / А. А. Хабаров. – Краснодар: Кубанский гос. университет, 2012. - 147 с.

  32. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 4-е изд., испр. и доп. / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 480 с.

 

32

 

Просмотров работы: 14567