МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БЕГУ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ ДЕТЕЙ 12-14 ЛЕТ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БЕГУ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ ДЕТЕЙ 12-14 ЛЕТ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
История развития бега на средние дистанции

Легкая атлетика - один из древнейших видов спорта. Так, еще за много веков до нашей эры некоторые народы Азии и Африки устраивали легкоатлетические соревнования.

Но подлинный расцвет этого вида спорта наступил в Древней Греции.Первые Олимпийские игры древности, о которых сохранилась достоверная запись, состоялись в 776 году до нашей эры. Тогда в программу состязаний входил лишь бег на 1 стадий (192 метра 27 сантиметров). В 724 году до нашей эры, проводился бег уже на 2 стадия, а еще через четыре года состоялся первый олимпийский забег на длинную дистанцию – 24 стадия. Победа на играх ценилась очень высоко. Чемпионам оказывали большие почести, избирали на почетные должности, в их честь возводили монументы [26].

Историческое развитие бега на средние дистанции тесно связано с историей человечества. Первобытный охотник должен был попасть копьем в убегающего зверя и преследовать его в длительном беге.

Позднее программа игр была расширена, и в нее включили бег на средние и длинные дистанции вплоть до 24 стадий, то есть 4610,44 метров.

Бег на более длинные дистанции как физическое упражнение не культивировался. На большое расстояние бегали только гонцы и профессиональные бегуны. Так, например, Филиппид пробежал за два дня от Афин до Спарты, чтобы передать просьбу о помощи в войне против персов.

Истоки современных легкоатлетических видов бега на средние дистанции следует искать в Англии. Уже в 18 веке здесь выступали профессиональные бегуны, пользовавшиеся большой популярностью, о достижениях которых имеются письменные свидетельства. Они пробегали расстояния от 1/4 мили до 100 миль. Наиболее известным бегуном к началу 19 века был Баркли.

В 1801 году он пробежал 110 миль (177,027 километров) за 19 часов 27 минут. В середине 19 века бегом начали заниматься также любители. Ко времени проведения первых Олимпийских игр современности наряду с Великобританией и США выдающихся бегунов имели и другие страны.

После второй мировой войны важную роль в развитии бега на средние стали играть бегуны социалистических стран. После 1964 года мировую элиту бегунов на средние дистанции пополнили представители африканского континента.

После первой мировой войны ввели бег на 800 метров для женщин. Однако после того, как на Олимпийских играх 1928 года в Амстердаме большинство участниц добежали до финиша в полном изнеможении, было решено исключить эту дистанцию из олимпийской программы. Лишь в Советском Союзе и Великобритании продолжали бегать на 800 и 1500 метров.

Когда после окончания второй мировой войны бег на 800 метров был включен в программу первенства Европы, господствующее положение занимали британские и советские бегуньи. Успешное развитие бега на 800 метров обусловило затем включение в программу первенства Европы и бег на 1500 и 3000 метров для женщин.

Современный бег на средние дистанции зародился в Англии в 18 веке. Для мужчин бег на 800 и 1500 метров вошел в программу первых Олимпийских игр современности. Женщины впервые стали соревноваться в беге на 800 метров на Олимпийских играх в 1928 году. Затем эта дистанция была исключена из программы игр вплоть до 1960 года.

В дореволюционной России результаты в беге на средние дистанции у мужчин отставали от уровня мировых достижений: 800 метров – 2.00.3, на 1500 метров – 4.12. (И.Виллемсон, Рига, 1917 год.). Среди женщин высшее достижение было зарегистрировано только в беге на 800 метров – 3.20.2 (Милюм, Рига, 1913 год.).

Рекорды мира, кроме результата Я.Кратахвиловой (Чехия) на 800 метров 1.53.28 (1983 год.), имеют тенденцию к росту и составляют в беге на 1500 метров у женщин 3.50.46 секунд – Цюй Юнсна (КНР); у мужчин в беге на 800 метров – 1.40.91 секунды Дэвид Рудиша (Кения), на 1500 метров – 3.26.00 секунд Х.Эль-Геружа (Марокко) [2].

Техника бега на средние дистанции

Бег является одним из популярнейших занятий в мире. Занятия этим видом спорта являются важным средством физического воспитания, занимают одно из первых мест по своему характеру двигательных действий.

За последнее двадцатилетие наука о спорте, в том числе и теория, и методика бега, начала развиваться быстрыми темпами. Если раньше она в основном занимала объяснительную функцию и мало помогала практике, то в настоящее время ее роль существенно изменилась. Спортивные соревнования – это уже не просто индивидуальные поединки и не только соревнование команд, это прежде всего демонстрация силы и умения спортсмена, высокого тактического мышления преподавателя-тренера.

Каждый, кто начинает заниматься бегом, ставит перед собой определенную цель: один хочет стать чемпионом, другой – просто сильнее и выносливее, третий стремится с помощью ходьбы на лыжах похудеть, четвертый – укрепить волю. И все это возможно. Нужно лишь регулярно, не делая себе поблажек и скидок, упорно тренироваться.

Принято считать, что к бегу на средние дистанции относится бег на дистанции от 800 до 2000 метров. Однако классическими видами этого бега являются 800 и 1500 метров.

Бег на средние дистанции является одной из популярных групп видов легкой атлетики, так как он не такой продолжительный, как бег на длинные дистанции, и не настолько быстрый, как спринт.

Старт в беге на 800 метров в настоящее время дается с отдельных дорожек, и лишь после линии перехода (через ≈ 100 метров бега) спортсмены выходят к бровке. Бегуны на 1500 метров стартуют на прямой.

Бег на средние дистанции относится к группе циклических упражнений и по характеру усилий требует от бегуна работы субмаксимальной (околопредельной) мощности. Бегун на средние дистанции должен иметь высокий уровень специальной выносливости, то есть обладать способностью пробегать всю дистанцию в максимально высоком для себя темпе, зачастую при меняющейся скорости бега (ускорение на старте, рывки на дистанции, финиширование). Основой для формирования специальной выносливости являются физическая или силовая подготовленность бегуна, общая его выносливость и быстрота [5].

Условно процесс бега можно разделить на старт и стартовый разгон, бег по дистанции и финиширование.

Бег на средние дистанции начинается со старта. По команде «На старт!» бегун занимает исходное положение у стартовой линии. Толчковая нога находится у линии, а маховая нога ставится на 2–2,5 стопы сзади. Туловище наклонено вперед примерно на 40–45°, ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах, ОЦТ (общий центр тяжести) расположен ближе к впереди стоящей ноге. Положение тела бегуна должно быть удобным и устойчивым. Руки согнуты в локтевых суставах и занимают противоположное положение ногам. Взгляд бегуна направлен вперед на дорожку, примерно на 3–4 метра.

После команды «Марш!» или выстрела стартера спортсмен активно начинает бег. Со старта спортсмен бежит в наклонном положении, постепенно выпрямляя туловище и занимая беговое положение, при котором наклон туловища равен примерно 5–7° (Рисунок 1).

Рисунок 1. Техника бега на средние дистанции.

Переход от стартового разбега к бегу по дистанции должен совершаться постепенно, и четкой границы между этими частями нет. Хорошая техника бега на дистанции может проявляться следующими основными чертами:

  • небольшой наклон туловища (4–5°) вперед;

  • плечевой пояс расслаблен;

  • лопатки немного сведены;

  • небольшой естественный прогиб в пояснице;

  • голова держится ровно, мышцы лица и шеи не напрягаются.

Такая поза способствует оптимальному варианту бега, снимает излишнее напряжение мышц.

На последних метрах дистанции техника движений может расстроиться, так как наступает утомление. Влияние утомления прежде всего сказывается на скорости бега: снижается частота движений, увеличивается время опоры, снижается эффективность отталкивания и мощность отталкивания.

Финиширование. В беге на средние дистанции бегуны обычно в конце выполняют финишный бросок или спурт, длина которого в среднем достигает 150–200 метров в зависимости от дистанции и потенциальных возможностей бегуна. Техника бега во время финишного броска несколько меняется: увеличивается наклон туловища вперед, наблюдаются более активные движения рук.

После пробегания финиша скорость бега нужно снижать постепенно, за счет усиления тормозного действия во время фазы амортизации. Для этого бегун, продолжая бежать по инерции, несколько отклоняет туловище назад, а стопы ставит далеко впереди ОЦТ (общий центр тяжести). Остановка после бега не имеет значения для спортивного результата, но следует учитывать, что резкая остановка после финиша может привести как к травмам, так и негативно сказаться на состоянии спортсмена.

Основы техники бега являются наиболее консервативными, и они существенно не изме­нялись на протяжении веков. Проводимые исследования в инди­видуальной технике среди ведущих спортсменов вносили лишь небольшие изменения. В основном определялось влияние различ­ных факторов на технику бега, работа определенных мышц в процессе создания скорости бега, определялись биомеханические па­раметры основных характеристик техники бега [11].

В основе современной техники бега на средние дистанции лежит способность быстрого продвижения вперед при условии экономичности, свободы и естественности движений. Под техникой бега следует понимать не только внешнюю форму, но и качественное содержание движений бегуна, такие как умение, затрачивать минимум усилий на продвижение вперед, включать в работу только необходимые группы мышц.

Одними из главных показателей техники бега являются мощ­ность усилий и экономичность движений.Они связаны, с одной сто­роны, со скоростно-силовой подготовленностью бегуна, а с другой – с экономичностью расхода энергетических ресурсов [21].

Для максимальной эффективности бега на средние дистанции необходимо применять различные техники для каждого из этапов бегового отрезка, правильно рассчитывать скорость. На старте важно набрать оптимальную скорость, задать общий темп прохождения всей дистанции. Если этот темп будет слишком высок, существует риск излишних затрат энергии, что приведет к низкому результату.

Хорошей техникой бега можно назвать такой бег, при котором все движения эффективны, плавны и расслаблены, обеспечивают продвижение вперед по прямой линии без каких-либо резких порывистых усилий. Этому в значительной степени способствует приземление на согнутую в колене ногу. Стопа при этом ставится с передней части на основании пальцев с последующим опусканием на всю подошву, включая и пятку. Стопы ставятся, возможно, ближе к прямой линии, без разворота их наружу, что значительно уменьшает боковые колебания.

Чрезвычайно важное значение для эффективного продвижения вперед имеет полное выпрямление ноги во всех суставах во время отталкивания, которое сопровождается махом свободной ноги вперед-вверх. Бедро ноги поднимается на предельную для этого вида бега высоту. Высота подъема бедра тем меньше, чем длиннее дистанция. Голень находится в расслабленном состоянии.

Руки при беге согнуты в локтевых суставах примерно под прямым углом, кисти слегка повернуты вниз. Угол сгиба рук в локтевых суставах при беге может меняться. Основное назначение движений рук в беге на средние дистанции – поддерживать устойчивое положение тела.

Наклон тела обычно не должен превышать 85%. Большой наклон приведет к сокращению длины шага. При этом не должно быть сгибания в тазобедренном суставе. Таз должен быть подан вперед так, чтобы в пояснице был небольшой прогиб. Голова держится прямо, и мышцы лица и шеи не напряжены.

Чрезвычайно важными компонентами техники бега являются длина и частота шагов. Соотношение между ними должно быть оптимальным, то есть обеспечивать естественный и ритмичный бег. Искусственное увеличение шага нежелательно. Более эффективно увеличение скорости бега за счет учащения шагов.

В процессе стартового ускорения рекомендуется увеличивать частоту и длину шага примерно до 70 метров дистанции, чтобы потом постепенно перейти на дистанционную скорость. Умение набрать стартовый разгон и плавно перейти к оптимальному темпу бега достигается длительными тренировками, вырабатывающими технику и правильную тактику бега [25].

Поскольку старт в беге проводится по отдельным дорожкам, некоторые бегуны начинают бег с низкого старта. Во всех остальных случаях бегуны на средние дистанции применяют высокий старт, при котором сильнейшая нога ставится у стартовой линии, другая нога на 10-15 сантиметров отставлена назад, а туловище выведено вперед. Одноименная сильнейшей ноге рука отведена назад, другая вперед.

Стартовое ускорение, делается обычно на первых 30-40 метрах, и движения бегуна напоминают движения спринтера. При беге на поворотах туловище слегка наклоняется влево, носок правой ноги ставится больше внутрь, а локоть правой руки отводится в сторону.

Дыхание при беге на средние дистанции производится через нос и рот. Его ритм согласуется с ритмом бега. При возрастании потребности организма в кислороде ритм дыхания должен учащаться [25].

Скоростная выносливость в беге на средние дистанции

Выносливость – это способность выполнять работу заданной интенсивности за определенный период времени. Основной фактор, который ограничивает и в то же время влияет на выступление, – это усталость. Спортсмен считается достаточно выносливым, если не так быстро устает или может продолжать выступать в состоянии утомления.

Основой функциональной подготовки бегуна на средние дистанции является тренировка выносливости. Говоря о возможностях воспитания выносливости как одного из физических качеств, нельзя не коснуться взаимосвязи между силой, быстротой и выносливостью. Поскольку двигательная деятельность является целостной реакцией всего организма, в упражнении (даже в преимущественно направленной тренировке) развиваются все физические качества. Однако условия двигательной деятельности могут влиять на взаимосвязь между физическими качествами как положительно, так и отрицательно [16].

Под скоростной выносливостью понимают способность к поддержанию предельной и около определенной интенсивности движений (70-90% максимально) в течение длительного времени без снижения эффективности профессиональных действий.

Для выработки скоростной выносливости учебно-тренировочный процесс необходимо строить таким образом, чтобы последовательно решались вначале задачи развития общей, а затем скоростной выносливости. Способствуют развитию скоростных качеств и спортивные игры, требующие специальной выносливости и коротких и длинных рывков на предельной скорости. Выносливость во время прохождения основной дистанции, а также умение совершить скоростной финишный рывок позволят спортсмену добиться высоких результатов в беге на средние дистанции.

Скоростная выносливость зависит от следующих педагогических, биологических и психических факторов:

  1. Технической подготовленности, умения выполнять соревновательное упражнение не только наиболее эффективно, но и наиболее экономно, с наименьшей затратой сил.

  2. «Запаса скорости».

  3. Умения путем максимальной концентрации волевых усилий противостоять наступающему утомлению.

  4. Функциональных возможностей организма: анаэробной производительности и экономичности [19].

Упражнения для повышения скоростной выносливости.

Удлиняя шаг мы не увеличим свою скорость. От этого вместо бега будут получаться прыжки. Величина бегового шага зависит от силы выталкивания. И не забывайте про растяжку во время разминки. Бывают моменты, когда не возможно быстро бежать из-за недостаточной растяжки сгибателей и разгибателей ног.

Упражнение для растяжки. Ставим ноги на ширину вашего шага, правая нога впереди, другая сзади. Стопа правой смотрит прямо, стопа левой повернута под углом 90° по направлению к движению. Колено правой ноги согнуто. Нужно обхватить правое бедро руками и тянем корпус к правой ноге. В это время, начинаем медленно перемещать вес на левую опорную ногу, согнутую в колене. Повторяем то же меняя положение ног.

Стоит помнить про ошибку многих, которую обычно мы не замечаем во время медленного бега, и которая сразу бросается в глаза, когда начинаем бежать быстрее. Это - наши руки, а вернее их не правильная работа и закрепощенность верхней части тела. Когда плечи напряжены, то в беге наше тело будет крутить в стороны. В следствии, движение тела вперед сменяется раскачиванием корпуса.

Упражнения для правильной постановки рук. Становимся перед зеркалом. Плечи должны быть расслаблены. Сгибаем руки в локтях под углом 90°. Пальцы в кулаки не зажимаем. Напрягая пальцы, мы передаем напряжение и всему плечевому поясу. Начинаем не спеша работать руками, держим угол сгиба в локтях. Смотрим в зеркало и контролируем, чтобы верхняя часть нашего тела оставалась неподвижна. Со временем пробуем увеличивать темп работы руками.

Хорошо для увеличения скоростной выносливости добавить в тренировку бег с изменением скорости. За тренировку меняем бег со спокойного на быстрый. Приблизительно 1-4 минуты бежим быстро, после переходим на спокойный и пробегаем 3-8 минут. Время зависит от вашей подготовленности. Таких повторов необходимо сделать 4-6 раз. Время быстрого бега необходимо увеличивать с каждой тренировкой. Со временем скоростная выносливость будет увеличиваться и можно будет пробегать большие дистанции в быстром темпе.

Основные средства и методы физической подготовки детей 12-14 лет

в беге на средние дистанции

Техника бега является характерной для всех бегунов. Поэтому при подготовке бегунов на средние дистанции в первую очередь необходимо научить их правильным, наиболее эффективным и экономным движениям. Процесс обучения технике бега рекомендуется строить в следующей последовательности.

1. Создать представление о беге на средние дистанции.

Средства:

  1. рассказ о дистанциях для мужчин и женщин, о высших достижениях в беге, местах проведения бега, об основных правилах соревнований по бегу;

  2. показ фильмов, обучающих видео-курсов;

  3. демонстрация техники бега.

2. Обучение технике бега маховым шагом на прямой дистанции и на повороте.

Средства:

  1. демонстрация техники бега маховым шагом на прямом отрезке 80-100 метров;

  2. краткий разбор основных моментов бега (постановка стоп на грунт, толчок, подъем бедра, наклон туловища и движение рук);

  3. бег по прямой на 80 и 100 метров маховым шагом в среднем темпе;

  4. движение руками стоя на месте и в беге;

  5. разбор основных положений при беге на повороте (постановка стоп, наклон туловища, работа рук);

  6. демонстрация техники бега по повороту на отрезке 80-100 метров;

  7. бег на 50-60 метров при входе в поворот;

  8. бег на 80-100 метров при входе в поворот и по повороту;

  9. бег на 50-60 метров при выходе с поворота;

  10. бег на 100-120 метров на повороте.

При изучении техники бега маховым шагом по прямой дистанции или на повороте демонстрация бега может быть выполнена тренером или же бегуном. Обучение осуществляется путем многократного бега на отрезках по прямой в 80-100 метров.

При этом тренер контролирует: а) постановку ноги на грунт с передней части стопы; б) прямолинейность бега, используя меловые линии; в) полное разгибание ноги в момент заднего толчка; г) вынос бедра вперед-вверх.

После разбора и демонстрации бега на повороте обучающийся пробегает по 50-60 м при входе в поворот, на повороте и при выходе с поворота, обращая внимание на плавный вход и выход с поворота, постепенный наклон туловища влево и вперед, на отведение локтя правой руки вправо и на постановку ног [19].

Обычно при изучении техники бега на повороте новичок, вместо наклона всего тела от правой ноги в момент толчка ею влево и вперед наклоняется только влево, или же делает наклон влево только головы или боковой изгиб в пояснице.

В таких случаи следует объяснить, что такой наклон зависит от скорости бега и от крутизны поворота и обеспечивается постановкой ног на грунт (особенно правой). А равновесие при этом поддерживается асимметричной работой рук.

Начинать обучение движению рук при этом следует сначала стоя на месте, вообразив, что левая рука представляет гриф скрипки, а правая – смычок. Тогда движение левой будет вперед-назад, а правой как бы поперек, наподобие смычка при игре на скрипке, но кисть правой руки не должна пересекать плоскость симметрии, а потом уже пробегать отрезки по повороту.

3. Обучение технике высокого старта на прямой дистанции и на повороте.

Средства:

  1. Рассказ и демонстрация основных положений бегуна по команде «На старт!», «Внимание!» и «Марш!».

  2. Выполнение этих команд на месте с уточнением положений в исправлением ошибок.

  3. Выход с высокого старта с пробеганием 20-40 метров на прямой дистанции и на повороте.

  4. Построение стартовой линии при общем старте и входе в поворот.

При изучении техники высокого старта группа строится в одну или несколько шеренг. Каждой шеренге подается команда, после чего тренер проверяет правильность ее исполнения: расстановку и сгибание ног. Распределение веса тела, наклон туловища, расположение рук и тому подобное [20].

При обучении выходу со старта и стартовому разгону лучше давать старт сначала каждому обучающемуся, проследить за его выталкиванием, работой рук, выходом в наклоне без раннего выпрямления, а затем перейти к работе с группой в 6-8 человек.

Начало бега со старта на повороте существенно ничем не отличается от старта на прямой, за исключением того что вместо Прямой стартовая линия здесь строится в виде дуги радиусом в 20 метров центр которой находится на внутренней бровке в 20 метров от линии финиша. При таком старте необходимо обращать внимание на то, чтобы бегуны подходили к бровке не по секущей, а по касательной к дуге поворота.

4. Совершенствование техники бега.

Средства: пробегание отрезков 100-200 метров с различной скоростью.

Основным средством совершенствования техники бега является пробегание отрезков вначале по 100-200 метров, а потом» по мере овладения техникой и развитием основных качеств бегуна (быстроты, выносливости, силы) 300-400 метров с постепенным ускорением их пробегания. В процессе занятий преподаватель устанавливает наиболее типичные ошибки, присущие отдельным бегунам, и намечает пути их исправления.

Очень часто ошибки того или иного бегуна зависят не от незнания техники, а от других, не зависящих от него причин. Например, у бегуна слабо поднимается бедро, хотя он хорошо знает это. Ошибка эта может быть обусловлена слабостью мышц, поднимающих бедро, или же недостаточной эластичностью мышц задней поверхности бедра, что тормозит подъем, а зачастую - и то, и другое.

В таких случаях необходимо подобрать упражнения, укрепляющие мышцы передней части бедра и растягивающие мышцы задней поверхности.

Такими наиболее распространенными упражнениями являются бег с высоким подниманием бедра; подскоки с высоким подниманием бедра; имитация бега в висе на стенке или на перекладине и так далее. При слабом заднем толчке можно рекомендовать прыжки с ноги на ногу (бег толчками), бег в упоре и так далее [19].

Помимо этих упражнений, для развития подвижности и укрепления голеностопного сустава, а также для обучения свободному не напряженному бегу можно рекомендовать «семенящий бег» и бег с высоким подниманием бедра и забрасыванием голени.

Это является самым главным, что можно выделить в процессе обучения бега на средних дистанциях.

Физическая подготовка бегуна на средние дистанции подразделяется на общую и специальную. Цель общей физической подготовки - развитие важнейших двигательных качеств: силы, быстроты, гибкости. Цель специальной подготовки - максимальное развитие выносливости спортсмена соответственно требованиям дистанции, к которой он готовится. Критерием выносливости служит способность бегуна длительное время удерживать оптимальную частоту и длину шага. Отсюда и понятия скоростной и силовой выносливости.

Главным средством специальной подготовки бегуна служит сам бег в различных формах, включая такие, как повторный и переменный бег на местности, стадионе, в гору, под гору, по песку, снегу [23].

В подготовке бегунов используются четыре группы упражнений, выделенных по характеру энергообеспечения и направленности функционирования основных систем организма:

  • упражнения аэробной направленности (бег в диапазонах чистота сердечных сокращений (ЧСС) у юных бегунов до 160 ударов в минуту, накопление лактата в крови до 25 миллиграммов с двумя зонами нагрузки, восстанавливающей и поддерживающей тренированность;

  • упражнения смешанной (аэробно-анаэробной) направленности (диапазон чистоты сердечных сокращений (ЧСС) в беге - 160-190 ударов в минуту, концентрация лактата в крови – до 80 миллиграммов); эти упражнения также объединяются в две зоны нагрузки - в развивающую (чистоту сердечных сокращений (ЧСС) - до 170 ударов, лактат - до 40 миллиграммов) и экономизации (свыше 40 миллиграммов);

  • упражнения преимущественно анаэробной направленности (концентрация лактата в крови свыше 80 миллиграммов) с двумя зонами нагрузки - субмаксимальной и максимальной (частота сердечных сокращений при этом режиме энергообеспечения не информативна);

  • скоростно-силовые упражнения, которые по своей физиологической направленности могут относиться к трем зонам нагрузки - развивающей, экономизации и субмаксимальной, в зависимости от характера усилий [1].

В процессе обучения бегу на средние дистанции необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности занимающихся и определять пути их использования при дальнейшем совершенствовании техники бега в целом.

С самого начала занятий тренеры должны работать с учениками над совершенствованием техники бега. Главным критерием техники в упражнениях на выносливость является экономичность движений.

Для того чтобы удержать высокую скорость бега и отдалить наступление первой фазы утомления (уменьшение длины шага), необходимо более длительное время сохранять оптимальную длину шага, то есть не терять мощности движений. Особенно это касается бега на средние дистанции.

Техника бега на средние дистанции должна быть естественной, без лишних, искусственных движений: «загребаний» голенью, чрезмерного «захлеста» пятки после окончания отталкивания. Бег должен быть мягким, что связано с правильной постановкой ноги на землю, умеренным сгибанием опорной ноги в момент вертикали. Чем длиннее дистанция, тем больше должен «катиться» бегун.

Правильная, естественная техника бега должна вырабатываться на каждом тренировочном занятий, как на беговой дорожке, так и в затрудненных условиях (бег по воде, песку, снегу, в гору). Однако объем упражнений в затрудненных условиях должен быть небольшим [2].

В подростковом возрасте методы физической активности во многом обусловлены особенностями психики ребенка и новыми моментами, связанными со становлением характера и утверждением себя в обществе. Целью управления процессом формирования интересов является в данном возрасте правильная организация мотивов, которые во многом определяются тренером, родителями и товарищами.

В подростковом возрасте сообщение знаний целесообразно сочетать с освоением и совершенствованием конкретных двигательных действий, развитием двигательных способностей, формированием умений самостоятельно тренироваться и осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность [13].

Таким образом, мы рассмотрели последовательность процесса обучения технике бега и используемые средства и методы физической подготовки юных бегунов на средние дистанции. В процессе обучения бегу на средние дистанции необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности занимающихся и определять пути их использования при дальнейшем совершенствовании техники бега в целом.

Учет возрастных особенностей детей школьного возраста

В работе с юными легкоатлетами необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности детского организма, которые являются важными показателями.

В процессе роста и развития организм ребенка во всех функциональных системах претерпевает постоянные изменения. Так, например, максимальные темпы роста у девочек в 12-13 лет, у мальчиков – в 13-14 лет, по 6-7 сантиметров в год. Максимальный прирост мышечной массы отмечается у девочек в возрасте 13, у мальчиков 14 лет, по 4-5 килограмм в год. К 14-15 годам развитие мышечно-связочного аппарата достигает высокого уровня, а тканевая дифференциация в скелетных мышцах уже мало отличается от мышц взрослых людей.

Одновременно с увеличением мышечной массы происходит интенсивное нарастание силы мышц, которое, правда, несколько отстает от роста массы тела. Активизируется деятельность половых и эндокринных желез, начинается половое созревание, которое вносит свои коррективы в процессы роста и развития. Однако, в функциональном отношении организм ребенка еще не устойчив, часто подвергается заболеваниям и срывам.

В возрасте 12-14 лет определяется более четко соотношение различных частей тела, тип телосложения, которые имеют определяющее значение в выборе спортивной специализации. Учеными доказано, что тип телосложения и спортивные достижения тесно взаимосвязаны. При этом тип телосложения генетически обусловлен и почти не поддается влиянию тренировок.

Наблюдаемые за последние 120-150 лет в разных странах ускорение темпов роста, увеличение тотальных размеров тела от поколения к поколению, более ранние сроки наступления полового созревания получили название «акселерация». Термин «акселерация» означает увеличение тотальных размеров тела, ускорение темпов роста и развития у представителей одновозрастной популяции по сравнению со сверстниками предыдущего поколения.

Переход от одного возрастного периода к другому обычно считается переломным этапом в возрастном развитии – в это время возникают не только количественные, но и качественные возрастные изменения. На каждом переломном этапе происходит генетически обусловленное созревание тех структур, которые должны обеспечить новые особенности физиологических отношений и поведенческих реакций, имеющих место в соответствующем возрастном периоде.

Бегуны 12-14 лет одного и того же возраста с различными темпами полового созревания значительно отличаются уровнем морфофункциональных показателей, причем характер физического развития, уровень проявления двигательных качеств (быстрота, выносливость, сила), особенности адаптивных реакций кровообращения и внешнего дыхания у них в большей степени связаны с индивидуальными особенностями роста и развития. Однако существующие возрастные границы и этапы подготовки бегунов (предварительная подготовка, начальная спортивная специализация, углубленная тренировка в избранном виде спорта, спортивное совершенствование) основаны пока на учете только подросткового возраста и не учитывают индивидуальных особенностей роста и развития.

К сожалению, явление акселерации не всегда положительным образом сказывается на функциональных возможностях детского организма. Есть доказательства, что у акселерированных детей рост и развитие сердца отстает от роста тела. В результате нарушается его нормальная деятельность, создаются предпосылки для развития сердечно-сосудистых заболеваний.

При обучении бегу на средние дистанции следует учитывать возрастные особенности развития организма, в частности такие закономерности, как неодновременность (гетерохронность) развития физических качеств и функций организма. Обучение подростков бегу на средние дистанции может считаться эффективным только в том случае, если оно способствует положительным анатомо-физическим изменениям растущего организма, всестороннему развитию организма и на этой основе – улучшению результатов [17].

При осуществлении физического воспитания подростков необходимо учитывать и некоторые особенности морфо-функциональной организации. Так, чрезмерные мышечные нагрузки, как факторы ускорения процесса окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину, что отрицательно влияет на сбалансированность режима роста ребенка.

К серьезным изменениям функций различных органов и систем могут привести нарушения осанки, если не осуществлять постоянного контроля за позой подростка и не обеспечивать укрепления мышц, управляющих осанкой.

При действии сверхсильных или монотонных раздражителей у подростков развивается резко выраженное запредельное торможение, что следует учитывать при выполнении детьми этого возраста нагрузок, связанных с проявлением выносливости, и резко обрезать виды нагрузок.

Наряду с морфологическими и функциональными системами организма, происходит развитие функции равновесия тела. Темпы становления стратегии баланса тела определяются естественными ростовыми процессами и особенностями двигательного режима.

Подростковый возраст - период максимальных темпов роста всего организма человека и отдельных его звеньев. Он характеризуется усилением окислительных процессов, резко выраженными эндокринными сдвигами, усилением процесса полового созревания. Интенсивный рост и увеличение всех размеров тела получили название второго полового скачка, или второго «вытягивания» [26].

В подростковом возрасте имеются существенные различия в ритме развития тела у девочек и мальчиков. Так у мальчиков максимальный темп роста в длину отмечается в 13-14 лет, а у девочек – в 12 лет. В этот период быстро изменяются пропорции тела, приближаясь к параметрам характерным для взрослого человека.

В подростковом возрасте мышечная система развивается довольно быстрыми темпами, что особенно выражено в развитии мышц, сухожилий, суставно-связочного аппарата и в тканевой дифференциации. Резко возрастает общая мышечная масса, ускорения в росте, которые особенно заметны у мальчиков в 13-14 лет и у девочек – в 12 лет. Развитие инерциального аппарата мышц в подростковом возрасте в основном завершается.

Одновременно с резким увеличением общей массы мышц, возрастает и их сила, особенно в 13-14 лет. К 14-15 годам мышцы по своим свойствам мало отличаются от мышц взрослых людей. В основном завершается развитие иннервационного аппарата мышц, что делает возможным длительное выполнение тонко дифференцированных движений. В этот период заканчивается возрастное развитие координации движений.

Существенные изменения в подростковом возрасте демонстрирует сердечнососудистая система. Особенно заметно увеличение массы желудочков, преимущественно левого, быстро увеличивается объем сердца, несколько медленнее утолщаются его стенки. Наибольшие размерные прибавки отличаются у девочек в возрасте 12-13 лет, у мальчиков - в 13-14 лет. Изменяется и микроструктура миокарда, прежде всего размеры мышечных волокон и ядер. Сердце подростка по своим структурным показателям практически не отличается от сердца взрослого.

Разноплановые изменения происходят в строении легочной артерии. До 11-12 лет она шире аорты, а к концу периода устанавливаются обратные соотношения. Увеличение объема сердца опережает рост емкости сосудистой сети, что обуславливает повышение сосудистого тонуса как предпосылку к росту значений артериального давления. Морфологическая и функциональная незрелость отдельных элементов сердца и сосудистой сети снижает адаптационные возможности системы кровообращения у подростков даже при относительно небольших физических нагрузках.

В период полового созревания у подростков отличается наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Объем легких с 11 до 14 лет увеличивается почти в два раза.

В этом возрасте повышается способность к выполнению как интенсивных кратковременных нагрузок, так и продолжительной работы. Аэробные возможности увеличиваются в большей степени, чем анаэробные.

При этом наибольший ежегодный прирост показателей аэробной производительности у мальчиков наблюдается в интервале 12-14 лет, а у девочек – 12-13 лет [26].

Экономичность кислородных режимов у подростков при физических нагрузках еще значительно ниже, чем у взрослых, хотя по сравнению с младшими школьниками они демонстрируют снижение вентиляционного эквивалента, увеличение потребления кислорода и утилизация его тканями. В то же время ликвидации кислородного долга у подростков происходит с невысокой интенсивностью.

В подростковом возрасте происходит глубокая перестройка в эндокринной системе. В этот период начинается усиленный рост половых желез, повышается активность надпочечников и щитовидных желез. Активизация гормональной функции нейрогипофиза сопровождается значительным увеличением его хромафоринных клеток. В корковом веществе надпочечников начинает усилено вырабатываться андроген, влияющие на рост и развитие мышц, на процессы созревания скелета. У мальчиков 14 лет максимальная скорость значительно выше, чем, например, у 18-летних.

В соответствии с возрастным развитием организма детей 12-14 лет при планировании и организации тренировочного процесса необходимо учитывать пубертатные процессы и конкретные сроки сенситивных фаз развития того или иного физического качества.

Сенситивные периоды имеют значительные индивидуальные колебания, связанные с наступлением биологической зрелости. Наибольший прирост всех качеств происходит в пубертатный период в возрасте 12-14 лет у мальчиков и 11-13 лет у девочек (таблица 1).

Таблица 1.

Примерные сенситивные (чувствительные) периоды развития физических качеств

п/п

Морфофункциональные показатели

и физические качества

Возраст

12 лет

13 лет

14 лет

3

4

5

1

Рост

+

+

+

2

Вес

+

+

+

3

Сила

 

+

+

4

Быстрота

+

   

5

Скоростно-силовые качества

+

+

+

6

Выносливость (аэробные возможности)

     

7

Скоростная выносливость (анаэробные возможности)

 

+

+

Особенно важно соблюдать соразмерность в развитии общей и специальной выносливости, быстроты и скоростно-силовых качеств [8].

Подростковый возраст – переломный период в развитии двигательных функций ребенка. К 12 годам учащиеся в основном овладевают базовыми двигательными действиями в беге. У них складываются весьма благоприятные предпосылки для углубленной работы над развитием двигательных способностей. В связи с этим одной из главных задач становится обеспечение всестороннего развития координационных (быстрота перестроения двигательных действий, быстрота и точность двигательных реакций, согласование движений, ритм, равновесие) и кондиционных (скоростно-силовых, силовых, выносливости, скоростных) способностей учащихся, а также их сочетаний.

Функциональное совершенствование скоростно-силового потенциала опорно-двигательного аппарата юношей и девушек 12-14 лет, занимающихся бегом на средние дистанции, характеризуется следующими закономерностями:

  • функциональной основой роста спортивного мастерства является сила мышц и скорость ее нарастания;

  • скорость спринтерского бега определяется начальной составляющей развития усилия на начальном этапе рабочего движения;

  • на результативность в беге на средние дистанции оказывает наиболее существенное влияние скорость расслабления мышц, с повышением спортивного мастерства ее роль увеличивается [20].

Главной целью тренировки юных спортсменов 12-14 лет будет разносторонняя физическая подготовка на основе учебных планов легкоатлетических секций и отделений СДЮШОР (спортивная детско-юношеская школа олимпийского резерва), однако развитию их выносливости должно уделяться значительное внимание.

Ошибочно считать, что отставание выносливости в этом возрасте от других качеств - явление нормальное. Подростки 13-14 лет, постепенно увеличивая расстояние, могут пробегать 5-10 километров и более.

Тренировки следует проводить 3-4 раза в неделю, причем на беговую подготовку отводится от 30 до 45 минут, на каждом занятии. В соревнованиях по бегу детям рекомендуется участвовать не ранее чем через 3-4 месяца после начала занятий. Максимальная длина дистанций на дорожке - 1000 метров, в кроссах - 2000 метров [14].

Таким образом, учет особенностей развития физических качеств и уровня физической подготовленности позволит правильно решать вопросы выбора средств и методов обучения бегу на средние дистанции, определения индивидуальных показателей по физической подготовленности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алексеенко, А.И. Легкая атлетика в школе [Электронный ресурс] // Сайт учителей физкультуры «Физкультура на 5». – Режим доступа: http://fizkultura-na5.ru

  2. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания [Текст]: учебник / Б.А. Ашмарин, Ю.В. Виноградов, З.Н. Вяткина. – М: Просвещение; 2003. – 287 с.

  3. Германов, Г.Н. Педагогическая технология пошаговой регламентации двигательных заданий, используемых в подготовке юных бегунов на средние дистанции [Текст] / Г.Н. Германов, Е.Г. Цуканова, А.А. Новикова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.- 2011.- Т. 79.- № 9.- С. 50-58.

  4. Гужаловский, А. Развитие двигательных качеств у школьников [Текст]: учебник / А. Гужаловский. – М: Физкультура и спорт; 2005. – 88 с.

  5. Жилкин, А.И. Легкая атлетика [Текст]: учебник / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В Сидорчук.- М: Издательство «Академия»; 2009. – 464 с.

  6. Ионов, Д.П. Бег во всех измерениях [Текст]: учебник / Д.П. Ионов, – М: АСТ, 2005. – 90 с.

  7. Кобринский, М.Е. Легкая атлетика [Текст]: учебник / М.Е. Кобринский, Т.П. Юшкевич, А.Н. Конников - Минск: Тесей; 2005. – 219 с.

  8. Коробейников, Н.К. Физическое воспитание [Текст]: учебное пособие / Н.К. Коробейников, А.А. Михеев, И.Г. Николенко. – М: Высшая школа; 2004. – 384 с.

  9. Легкая атлетика [Текст] / под ред. Е.М. Лутковского и А.А. Филиппова. – М.: Физкультура и спорт, 2004.- 344 с.

  10. Легкая атлетика [Текст]: учебник для ин-тов физ. культ. / под ред. Н.Г. Озолина, В.И. Воронкина, Ю.Н. Примакова. - изд. 4-е, перераб. и доп. - М.: ФиС, 2006.- 671 с.

  11. Легкая атлетика: бег на средние и длинные дистанции, спортивная ходьба [Текст]: примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. - М.: Советский спорт, 2004. - 108 с.

  12. Лидьярт, А. Бег с Лидьярдом [Текст]: учебник/ А. Лидьярт, Г. Гилмор.- М.: Издательство «Физкультура и спорт», 2013. – 350 с.

  13. Никитушкин, В.Г. Подготовка юных бегунов [Текст] / В.Г. Никитушкин, Г.Н. Максименко, Ф.П. Суслов. − Киев: Здоровье, 2000. – 112 с.

  14. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера [Текст]: учебник/ В.Н. Озолин.- М.: Издательство «АСТ», 2011.- 864 с.

  15. Полунин, А.И. Спортивно оздоровительный бег [Текст]: учебник / А.И. Полунин.- М.: Издательство «Советский спорт», 2004. – 112 с.

  16. Полунин, А.И. Школа бега Вячеслава Евстратова [Текст]: учебник / А.И. Полунин.- М.: «Советский спорт», 2004.- 129 с.

  17. Пулео, Д. Анатомия бега [Текст]: учебник / Д. Пулео, П. Милрой. - Минск: Издательство «Попури», 2011. – 201 с.

  18. Сафонов, В.Ю. Методика обучения технике бега на средние и длинные дистанции [Электронный ресурс] // Система оздоровления Сафонова В.Ю.– Режим доступа:http://www.school-a.ru/beg-na-srednie-i-dlinnyie-distanczii.html

  19. Селуянов, В.Н. Подготовка бегуна на средние дистанции [Текст]: учебник / В.Н. Селуянов.- М.: Издательство «СпортАкадемПресс», 2006. – 104 с.

  20. Сиренко, В.А. Бег на средние дистанции [Текст] / В.А. Сиренко. – Киев: Здоровье, 2004. – 136 с.

  21. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст]: учебник / Э.Я. Степаненкова.- М.: Издательство «Академия», 2006. - 368 с.

  22. Теория и методика физического воспитания [Текст]: учебник / под ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. – М.: Физкультура и спорт, 2008.- 219 с.

  23. Фитзингер, П. Бег по шоссе для настоящих бегунов [Текст]: учебник/ П. Фитзингер, С. Дуглас.- М.: Издательство «Тулома», 2007. - 192 с.

  24. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: учебное пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2010. - 480 с.

  25. Шустова, Е.В. Техника бега [Электронный ресурс] // Все о легкой атлетике. – Режим доступа: http://www.athlos.ru

  26. Ярцев, Е. Энциклопедия Олимпийских игр. Бег и Ходьба [Текст]: / Е. Ярцев. - Издательство: Издательский дом Мещерякова, 2012. – 64 с.

Просмотров работы: 8174