ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ ПОДРОСТКОВ, ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ МБОУ СОШ №45, Г. ВЛАДИВОСТОКА) - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ ПОДРОСТКОВ, ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ МБОУ СОШ №45, Г. ВЛАДИВОСТОКА)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………3

1 Теоретические исследования Я-концепции подростков в психологии………………………5

1.1 Я-концепция подростков и ее функций……………………………………………….9

1.2 Компоненты Я-концепции……………………………………………………………..9

2 Исследование Я-концепции подростков, пользователей социальных сетей………………..13

2.1 Описание этапов исследования и использованных методик………..........................13

2.2 Анализ результатов эмпирического исследования………………….........................14

Заключение…………………………………………………………………………………………20

Список использованных источников……………………………………………………………..21

Приложения………………………………………………………………………………………..22

Приложение А……………………………………………………………………………………..22

Приложение Б……………………………………………………………………………………..24

Приложение В……………………………………………………………………………………..25

Введение

В настоящее время подростки все более подвержены влиянию Интернета, ведь именно оттуда можно узнать о том, что творится в мире, просто нажав на ссылку, или завести новых друзей не выходя из дома. Ведь количество друзей для многих это очень важный показатель социального статуса среди друзей. Практически с самого рождения детей приучают к «всемирной паутине». Современных подростков даже называют «цифровыми гражданами» только потому, что они практически неразлучны с Интернетом.

Подростковый возраст — период в развитии человека, переходный этап между детством и взрослостью.

В подростковом возрасте ведущей деятельностью является общение со сверстниками. Уже с 11-12 лет основной фокус внимания подростка смещается на сверстников. Социальные сети дают возможность почувствовать, что у тебя много друзей (которые живут в различных точках мира), и в Интернете подросток может чувствовать себя частью некой группы, рассказывать о сокровенных вещах своим виртуальным друзьям, проявлять себя в виртуальной жизни так, как в реальной жизни пока сложно.

Так же одной из важнейших вещей для подростка является приобретение своей индивидуальности. Социальные сети практически полностью позволяют реализовать эту задачу, не прилагая особых усилий. В виртуальном пространстве количество ролей, которые подросток может примерить на себя, может быть бесконечным, а в реальности роли ограничены.

По данным Brand Analytics за весну 2015 года ежемесячная аудитория социальной сети «ВКонтакте» составляет 53,6 млн человек, из них 26,8% составляют подростки.

Именно поэтому в настоящее время одной их составляющих Я-концепции является «Я-виртуальное».

Я-концепция (как совокупность знаний о себе) является общей структурой самосознания. Она окружает сферу «Я» и состоит из тесно взаимосвязанных Я-образов – «Я-реальное», «Я-идеальное», «Я-виртуальное» и т.п.

Особенности Я-концепции и ее отдельных подструктур является показателем того, как адаптирована личность к социальным условиям своего существования.

В данном исследовании будут изучены особенности Я-концепции подростков, пользователей социальных сетей.

Актуальность исследования взаимосвязи «Я-виртуального» с другими «Я» заключается в том, что в нынешнее время берет верх виртуальная реальность. Подростки все больше находятся в Интернет-среде, практически вся их жизнь зависит от компьютера.

В качестве предмета исследования в данной работе мы выявляем Я-концепцию подростков, пользователей социальных сетей, а объектом – Я-концепцию личности.

Задачи исследования:

  1. Дать определение Я-концепции, рассмотреть ее структуру, особенности для подросткового возраста;

  2. Дать характеристику «Я-образам»: «Я-виртуальному», «Я-идеальному» и «Я-реальному»;

  3. Дать психологическую характеристику подростковому возрасту;

  4. Выдвинуть гипотезу;

  5. Подобрать психодиагностические методики;

  6. Подобрать выборку испытуемых и организовать ее психодиагностическое обследование;

  7. Обработать полученные материалы;

  8. Обобщить результаты и сформулировать выводы.

Для реализации данных задач использовались такие психодиагностические методики как:

  1. Семантический дифференциал;

  2. Опросник Будасси.

Основной гипотезой эмпирической части работы является: Я-концепция подростков имеет особенности, а именно:

  1. «Я-реальное» не совпадает с «Я-идеальным»;

  2. «Я-реальное» не совпадает с «Я-виртуальным».

1 Теоретические исследования Я-концепции подростков в психологии

  1.  
    1. Я-концепция подростков и ее функции

Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере его самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Именно в этот период, согласно мнению одного из крупнейших отечественных психологов Б.Г. Ананьева, сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности [1].

В подростковом возрасте у человека активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов отношения к себе и самооценивания, все более развиваются способности проникновения в свой собственный мир.

В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная перестановка ориентации с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения.

Понятие Я-концепции было введено американским психологом и философом У. Джейсмсом в конце 19 века. Теоретическое и прикладное развитие понятия Я-концепции приобрело благодаря творчеству выдающихся психологов-гуманистов А.Маслоу, К. Роджерса и гуманиста неопсихоаналитической эпохи Э. Эриксона.

В российской психологии проблемой Я-концепции и близкой научной направленностью занимались Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, Д. А. Леонтьев, В. В. Столин, А. А. Реан.

В современной психологии Я-концепция рассматривается как один из компонентов личности, как отношение индивида к самому себе. Понятие Я-концепция выражает единство и целостность личности с ее субъективной внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам[2].

Я-концепция – это обобщенное представление человека о самом себе, система его установок относительно собственной личности (Реан А.А.).

Я-концепцию можно определить как совокупность всех представлений индивида о себе, полученных в результате критического взгляда на себя, свои поступки, образ жизни. Описательную составляющую Я-концепции часто называют «образом Я», составляющую же, связанную с отношением к себе или отдельным своим качествам, принято называть самооценкой.

Термин Я-концепция можно расшифровать таким образом: «Я» - это форма переживания человеком своей личности, в которой личность открывается сама себе. Концепция может означать понимание, систему, трактовку каких-либо явлений, руководящую идею.

В процессе своей жизнедеятельности человек как социальное существо постоянно получает оценку своим поступкам и действиям как со стороны окружающих людей, которые занимают важное место в его жизни, так и от общества в целом. На основе таких оценок в течение жизненного пути каждого человека происходит формирование самооценки, которая оказывает существенное влияние на функционирование таких компонентов личности как самодисциплины и самоконтроля. Самооценка человека также является важнейшим компонентом Я-концепции личности, а точнее его оценочной стороной. Я-концепция является ядром личности и основывается на знаниях, которые были получены в течение жизни человеком о себе и под непосредственным воздействием его самооценки.

Самооценка – компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков.

Самооценка – один из структурных важнейших компонентов Я-концепции личности. Самооценка определяется как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения.

Хотя самооценка содержит в себе выстроенные личностные значения и смыслы, а также системы отношений и ценностей, она в тоже время является достаточно сложной психической формой внутреннего мира людей, отображая при этом характер самоотношения личности, степень ее самоуважения, уровень притязания и ценностное принятия себя или же отвержение. Самооценка выполняет множество функций, среди которых особую роль принадлежит защитной и регулятивной функциям.

Основная функция самооценки состоит в том, чтобы регулировать поведение и деятельность личности. Высшая форма саморегулирования состоит в творческом отношении к собственной личности – стремлении изменить, улучшить себя и в реализации этого стремления.

Самооценка – сложное образование человеческой психики, она постоянно изменяется, совершенствуется. Источником оценочных представлений человека о себе являются окружающие люди, социальные реакции на появления его личности. Иными словами, человек не только сам о себе выносит суждение, а склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. На самооценку влияют достижения личности. Чем значительнее будут успехи личности, чем выше будет ее самооценка.

Формирование самооценки, ее природа, функции и связь с другими психическими проявлениями жизни человека также интересовали и многих отечественных психологов. С.Л. Рубинштейн видел в самооценке, которая неразрывно связана с самосознанием человека, в первую очередь стержень личности, который базируется и на оценке людьми индивида, и на оценивании самим этим индивидом окружающих. В основе самооценки, по мнению С.Л. Рубинштейна, лежат ценности, которые человек принимает, определяющие на внутриличностном уровне механизмы саморегуляции и самоконтроля человеком своего поведения и деятельности.

Захарова А.В. видела в самооценке человека ядерное образование личности. Через это образование, по ее мнению, происходит преломление и последующая опосредованность всех линий психического развития и становление личности [3]. В данном контексте нельзя упустить из вида высказывания А.Н. Леонтьева, который считал, что самооценка – существенное условие, которое обеспечивает возможность индивиду стать личностью.

Принято различать адекватную и неадекватную самооценку. Термин адекватность предполагает наличие в самооценке той или иной степени самокритичности, понимания резервов собственного развития.

Адекватная самооценка отражает реальный взгляд личности на саму себя; объективную оценку собственных способностей, свойств и качеств. Если мнение человека совпадает с тем, что он в действительности собой представляет, то это адекватная самооценка.

Неадекватная самооценка характеризует личность, чье представление о себе далеко от реального. Неадекватная самооценка может быть, как завышенной, так и заниженной.

В процессе формирования самооценки важную роль играет сопоставление образов «реального Я» и «Я-идеального». Поэтому тот, кто достигает в реальности характеристик, соответствующих идеалу, будет иметь высокую самооценку. Если же человек «эффективно» рефлексирует разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

Самооценка и отношение человека к себе тесно связаны с уровнем притязаний, мотиваций и эмоциональными особенностями личности. От самооценки зависит интерпретация приобретенного опыта и ожидания человека относительно самого себя и других людей [4].

Я-концепция – это «теория самого себя». Важно заметить, что Я-концепция является не статичным, а динамичным психологическим образованием. Формирование, развитие и изменение Я-концепции обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда (семья, школа, многочисленные формальные и неформальные группы, в которые включена личность) оказывают сильнейшее влияние на формирование Я-концепции. Фундаментальное влияние на формирование Я-концепции в процессе социализации оказывает семья. Причем это влияние сильно не только в период самой ранней социализации, когда семья является единственной (или абсолютно доминирующей) социальной средой ребенка, но и в дальнейшем. С возрастом все более весомым в развитии Я-концепции становится значение опыта социального взаимодействия в школе и в неформальных группах. Однако вместе с тем семья как институт социализации личности продолжает играть важнейшую роль также в подростковом и юношеском возрасте.

Понятие Я-концепция возникло в 50-х годах прошлого века в трудах психологов-гуманистов К.А. Маслоу и К. Роджерса. Ученые рассматривали данное понятие как аутоустановку, то есть установку личности в отношении самого себя. Данная установка имеет осознаваемые и неосознаваемые аспекты. Я-концепция связана со стремлением личности относить себя к определенной социальной группе (половой, возрастной, этнической, гражданской, социально-ролевой) и проявляется в различных способах ее самореализации[5].

Я-концепция обеспечивает целостность и ситуативную устойчивость личности, ее самоутверждение и саморазвитие в русле принятой личностью стратегией жизни. Синонимом Я-концепции является «самосознание» личности.

Я-концепция (лат. сопсерtus - понятие) - это система представлений человека о себе, который содержит осознание своих:

а) когнитивных (интеллектуальных) свойств, которые организуются в образе Я;

б) эмоционально-ценностных самоотношений, которые оказываются в самооценке;

в) поведенческих действий, которые характеризуются проявлениями первых двух компонентов;

г) субъективно воспринятых социальных факторов, которые влияют на нее [6].

По определению А.В. Захаровой, Я-концепция рассматривается как сложно-сконструированное образование, которое характеризуется асинхронностью формирования компонентов ее структуры, форм и видов, показателями, за которыми лежит разноплановость их становления, обеспечивающая вариативность их проявлений. Она отражает как возрастные, так и индивидуальные особенности, включена во множество связей и отношений с другими феноменами развития индивида, каждый из которых вносит свой вклад в ее формирование и, вместе с тем, корректирует и направляет ее непосредственным взаимодействием [7].

Р.Бернс, один из ведущих английских ученых в области психологии, серьезно занимавшийся вопросами самосознания, так определяет это понятие:

Я-концепция - это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют «образом Я» или «картиной Я». Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем [8].

Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое, но подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. С момента своего зарождения Я-концепция становится активным началом, выступающим в трех функционально-ролевых аспектах:

  1. Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности

  2. Я-концепция как интерпретация опыта

  3. Я-концепция как совокупность ожиданий

  1.  
    1. Компоненты Я-концепции

Я-концепция – это совокупность установок на самого себя. В большинстве определений установки подчёркиваются три главных её элемента, её три психологические составляющие:

  1. «Образ Я» – представление индивида о самом себе.

  2. Самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты «образа Я» могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

  3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны «образом Я» и самооценкой.

Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию «образа Я», могут быть самыми разнообразными.

Абстрактные характеристики, которые человек употребляет, описывая кого-либо другого, никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой – избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда индивид описывает самого себя: он в словах пытается выразить основные характеристики своего привычного самовосприятия, к ним относятся любые ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание имущества, жизненных целей и т.п. Все они входят в «образ Я» с различным удельным весом – одни представляются индивиду более значимыми, другие – менее. Причем значимость элементов самоописания и их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания – это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт [9].

Эмоциональная составляющая установки существует в силу того, что ее когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания[9].

Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источником оценочных знаний различных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в котором оценочные знания нормативно фиксируются в языковых значениях. Источником оценочных представлений индивида могут быть также социальные реакции на какие-то его проявления и самонаблюдения.

Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я».

Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Однако, она скрыто или явно присутствует в любом самоописании.

Есть три момента, существенных для понимания самооценки.

Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа «реального Я» с образом «идеального Я», т.е. с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Те, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный «образ Я», должны иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой [9].

Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.

Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо.

Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.

Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями, хорошо известен. Нередко прямое, непосредственное выражение установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха перед возможными последствиями.

Всякая установка – это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность Я-концепции как комплекса установок заключается лишь в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с «образом Я», являются очень сильными и устойчивыми. Не придавать значение отношению к тебе другого человека достаточно просто; для этого существует богатый арсенал средств психологической защиты. Но если речь идет об отношении к самому себе, то простые вербальные манипуляции здесь могут оказаться бессильными. Никто не может просто так изменить свое отношение к самому себе [9].

В самом общем виде в психологии принято выделять две формы Я-концепции – реальную и идеальную. Однако возможны и более частные ее виды.

В.В. Столин отмечает, что анализ итоговых продуктов самосознания, которые выражаются в строении представлений о самом себе, «Я-образе», или Я-концепции осуществляется либо как поиск видов и классификаций «образов Я», либо как поиск содержательных параметров этого образа. Наиболее известным различением «образов Я» является различение «Я-реального» и «Я-идеального», которое, так или иначе, присутствуют в работах У. Джеймса, З. Фрейда, К. Левина, К. Роджерса и многих других, а также предложенное У. Джеймсом различение «Материального Я» и «социального Я». Более дробная классификация образов предложена М. Розенбергом: «настоящее Я», «динамическое Я», «фактическое Я», «вероятное Я», «идеализированное Я». «Образы Я», которые создаёт в своём сознании подросток, разнообразны – они отражают всё богатство его жизни. «Физическое Я», то есть представления о собственной внешней привлекательности, представления о своём уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образует большой пласт Я-концепции так называемое «реальное Я». Познание себя, своих реальных качеств приводит к формированию когнитивного компонента Я-концепции. С ним связаны ещё два – оценочный и поведенческий.

В условиях современного информационного общества возникает необходимость исследовать представления человека о себе в новых, сгенерированных компьютерными технологиями виртуальных реальностях, что является обоснованием выделения дополнительного компонента – образа «Я-виртуальное» (М.С. Иванов, Ю.М. Кузнецова, Н.В. Чудова). Согласно результатам исследований Ю.М. Кузнецовой и Н.В. Чудовой, «Я-виртуальное» занимает промежуточную позицию между «Я-реальное» и «Я-идеальное», что интерпретируется ими как придание ситуации Интернет-общения функции зоны ближайшего развития личности [10].

Понятие «Я реальное» отнюдь не предполагает, что эта концепция реалистична. Главное здесь – представление личности о себе, о том, «какой я есть». Идеальная же Я-концепция (идеальное «Я») – это представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть»).

«Я-виртуальное» является своеобразным посредником между представлением человека о себе и его представлениями об идеальном образе и нравственных характеристиках своей личности [11].

«Виртуальное Я», с одной, стороны, строится на основании смысловых составляющих «Я-реального», с другой — является особым образованием самосознания, в котором отражаются атрибуты принадлежности к определенным сетевым сообществам и субкультурам, могут присутствовать личностные черты и способы поведения, которые человек по тем или иным причинам не проявляет в реальном мире, сконструированные (вымышленные) социально-демографические характеристики и т. п.

Конечно, реальная и идеальная Я-концепции не только могут не совпадать, но и в большинстве случаев обязательно различаются. Расхождение между реальной и идеальной Я-концепцией может привести к различным как негативным, так и позитивным последствиям. С одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным «Я» может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов. С другой стороны, несовпадение реальной и идеальной Я-концепции является источником самосовершенствования личности и стремления к развитию. Можно сказать, что многое определяется мерой этого рассогласования, а также интерпретацией его личностью. В любом случае, ожидание полного совпадения «Я-реального» и «Я-идеального», особенно в подростковом и юношеском возрасте, является мало на чем основанной иллюзией. По существу, на представлении о том, что реальная и идеальная Я-концепции в большинстве случаев (статистическая норма) в той или иной мере закономерно не совпадают, построены и некоторые методики измерения адекватности самооценки.

2 Исследование Я-концепции подростков, пользователей социальных сетей

2.1 Описание этапов исследования и использованных методик

Цель эмпирического исследования – изучить особенности Я-концепции подростков, пользователей социальных сетей, на примере МБОУСОШ №45, г.Владивостока.

Задачами эмпирической части исследования стали: подбор методов, методик диагностики, группы испытуемых, проведение исследования, анализ результатов.

Объектом исследования является Я-концепция личности.

Предмет исследования – Я-концепция подростков, пользователей социальных сетей, на примере МБОУСОШ №45, г.Владивостока.

Гипотеза: Я-концепция подростков имеет особенности, а именно:

  1. «Я-реальное» не совпадает с «Я-идеальным»;

  2. «Я-реальное» не совпадает с «Я-виртуальным».

В исследовании принимали участие учащиеся 10 -11 классов МБОУ СОШ №45, г. Владивостока, 30 человек (15 женского пола; 15 мужского пола), возраст респондентов 16-17 лет.

Наше исследование проводилось в два этапа:

1 этап – формирование выборки испытуемых.

С помощью авторской анкеты-опросника были выявлены подростки, пользователи социальных сетей, а так же было выявлено их предпочтение между реальным и виртуальным общением.

2 этап – исследование по теме «Особенности Я-концепции подростков, пользователей социальных сетей», проведенное с помощью двух методик.

Личностный семантический дифференциал - средство экспресс-диагностики межличностного восприятия; основан на методе семантического дифференциала Ч. Осгуда. В качестве полярных позиций шкал используются прилагательные, обозначающие личностные качества.

С помощью личностного семантического дифференциала мы сможем выделить основные качества личности, характеризующие составляющую Я-концепции – «Я-виртуальное».

Методика Будасси предназначена для исследования самооценки личности. С ее помощью можно проанализировать самооценку и «Я-реальное».

Стимульный материал состоит из 48 наименований качеств личности и бланка ответов. Респонденту дается инструкция внимательно прочесть качества личности, затем выбрать 20, которые по его мнению соответствуют идеальной личности человека. Затем необходимо выполнить ранжирование этих качеств сначала по отношению к идеальному себе, а затем к реальному.

2.2 Анализ результатов эмпирического исследования

1 Анкета-опросник (Приложение А)

Данная анкета использовалась нами для выявления вовлеченности школьников в интернет-среду.

Проанализировав результаты ответов школьников на предложенную им анкету, можно сделать несколько выводов:

  • На первый вопрос, который звучит как «Укажите сколько времени вы проводите в Интернете» были получены такие ответы: 50% респондентов находятся в Интернете время от времени в течении дня; 12% респондентов постоянно находятся в Интернете; 7% респондентов заходит в Интернет раз в месяц; 3% респондентов находятся в Интернете менее 3-х часов в день; 27% респондентов находятся в Интернете в свободное от учебы время (в соответствии с рисунком 1).

  • На второй вопрос, который звучит как «Есть ли у вас аккаунт в социальных сетях» были получены такие результаты: все 30 респондентов имеют аккаунт в социальных сетях.

  • На третий вопрос, который звучит как «Какими социальными сетями вы пользуетесь» были получены такие результаты: самой распространенной социальной сетью среди учащихся МБОУСОШ №45 является социальная сеть «ВКонтакте» (94% респондентов используют ее); второй по популярности является такая социальная сеть как «Instagram» (ее используют 34% респондентов) и третьей по популярности является социальная сеть «Skype» (ее используют 20% респондентов).

  • На четвертый вопрос, который звучит как «С какой целью вы находитесь в Интернете» были получены такие результаты: 80% респондентов выбрали четвертый вариант ответа (а именно, все перечисленные варианты: общение, поиск материалов для учебы, развлечение); 14% респондентов выбрали первый и второй варианты ответов (общение, поиск материалов для учебы); 6% респондентов выбрали третий вариант ответа (развлечение).

Рисунок 1 – Использование интернета подростками

Проанализировав результаты ответов подростков на предложенный им вопросы, можно сделать несколько выводов:

  • На вопрос «Какое общение привлекает вас больше» 100% опрашиваемых выбрали ответ «реальное общение»;

  • На вопросы «Что вам нравится больше: анонимность виртуального общения или публичность реального общения» и «Как вам кажется, где вас понимают лучше» 86% опрашиваемых выбрали «реальное общение», в то время как 14% опрашиваемых выбрали «виртуальное общение»;

  • На вопросы «Что вам нравится больше: множественность в выборе личности в виртуальном общении или ‘единичность’ личности реального общения» и «Где у вас больше друзей» 63% опрашиваемых выбрали «реальное общение», а 37% - «виртуальное общение»;

  • На вопрос «Где вы более откровенны» 70% опрашиваемых выбрали такой вариант ответа как «реальное общение», в то время как 30% выбрали «виртуальное общение»;

  • На вопрос «Где вам легче спросить совета» 73% респондентов ответили «реальное общение», 27% - «виртуальное общение»;

  • На вопрос «Где вы более искренны» 83% опрашиваемых выбрали такой вариант ответа как «реальное общение», 17% - «виртуальное общение»;

  • На вопрос «Где вам легче познакомиться» 47% ответили, что им легче познакомиться в «реальном общении», а 53% - в «виртуальном общении».

  • На вопрос «Где вам легче высказаться, озвучить свое мнение» 67% опрашиваемых выбрали такой вариант ответа как «реальное общение», а 33% - «виртуальное общение».

3 Семантический дифференциал (Приложение Б)

Для того, чтобы выявить основные личностные качества, характеризующие человека в виртуальном общении, мы составили групповую матрицу результатов оценки личностных качеств, характеризующих человека в виртуальном общении (Таблица 1). В этой таблице были сначала подсчитаны суммарные значения оценок по каждой шкале, а затем среднее значение оценки по каждой из шкал. Далее мы выделили диапазон размаха средних по всем шкалам для группы испытуемых по максимальным по модулю значениям средних для левого (со знаком «минус») и правого (со знаком «плюс») краев шкал.

Диапазон размаха средних от -0,13 до 1,87.

Далее мы вычислили 10% длины диапазона размаха средних. Он оказался равен 0,2.

Далее, отступив от каждого края диапазона размаха средних 10% в сторону середины диапазона, мы получили два диапазона отступа. Для наших данных левый диапазон отступа: от -0,13 до 0,07; правый – от 1,67 до 1,87.

Таблица 1

Далее выделяем все дескрипторы шкал, среднее значение которых входит в один из диапазонов отступа. Список этих дескрипторов называет групповой семантической универсалией.

Групповой семантической универсалией оценки личностных качеств, характеризующих человека в виртуальном общении является следующий список дескрипторов: «с чувством юмора» (1,87), «медлительный» (-0,13), «терпеливый» (0,07), «самоуверенный» (1,77), «энтузиаст» (0,07), «бдительный» (-0,13) и «упрямый» (-0,1).

4 Методика Будасси (Приложение В)

Представим все полученные результаты исследования, которые были получены с помощью методики Будасси, вместе с анализом уровня самооценки (Таблица 2).

Таблица 2 – результаты исследования самооценки личности учащихся (методика Будасси)

Номер респондента

Значение коэффициента корреляции

Уровень самооценки

1

r = 1-0,00075*811 = 0,4

Самооценка средняя, адекватная

2

r = 1-0,00075*1085 = 0,19

Самооценка средняя, адекватная

3

r = 1-0,00075*1225 = 0,09

Самооценка средняя, адекватная

4

r = 1-0,00075*358 = 0,74

Самооценка высокая, адекватная

5

r = 1-0,00075*492 = 0,64

Самооценка высокая, адекватная

6

r = 1-0,00075*896 = 0,33

Самооценка высокая, адекватная

7

r = 1-0,00075*536 = 0,6

Самооценка высокая, адекватная

8

r = 1-0,00075*426 = 0,69

Самооценка высокая, адекватная

9

r = 1-0,00075*387 = 0,71

Самооценка высокая, адекватная

10

r = 1-0,00075*626 = 0,54

Самооценка высокая, адекватная

11

r = 1-0.00075*1208=0,01

Самооценка низкая, адекватная

12

r = 1-0.00075*452=0,66

Самооценка высокая, адекватная

13

r = 1-0.00075*936=0,3

Самооценка средняя, адекватная

14

r = 1-0.00075*1646= -0,2

Самооценка низкая, адекватная

15

r = 1-0.00075*916=0,32

Самооценка высокая, адекватная

16

r = 1-0,00075*2184 = -0,63

Самооценка низкая, неадекватная

17

r = 1-0,00075*546 = 0,6

Самооценка высокая, адекватная

18

r = 1-0,00075*654 = 0,51

Самооценка средняя, адекватная

19

r = 1-0,00075*1420 = -0,06

Самооценка низкая, адекватная

20

r = 1-0,00075*542 = 0,6

Самооценка высокая, адекватная

21

r = 1-0,00075*284 = 0,78

Самооценка высокая, адекватная

22

r = 1-0,00075*200 = 0,85

Самооценка высокая, неадекватная

23

r = 1-0,00075*594 = 0,56

Самооценка высокая, адекватная

24

r = 1-0,00075*1142 = 0,15

Самооценка средняя, адекватная

25

r = 1-0,00075*948 = 0,29

Самооценка средняя, адекватная

26

r = 1-0.00075*1040=0,22

Самооценка средняя, адекватная

27

r = 1-0.00075*1090=0,19

Самооценка средняя, адекватная

28

r = 1-0.00075*916=0,32

Самооценка высокая, адекватная

29

r = 1-0.00075*654=0,51

Самооценка средняя, адекватная

30

r = 1-0.00075*862=0,36

Самооценка средняя, адекватная

Коэффициент корреляции (r) – показатель уровня самооценки личности.

На рисунке 2 изображено наличие связи между «Я-реальным» и «Я-идеальным».

Рисунок 2

Проанализировав результаты ответов школьников на предложенную им психодиагностическую методику, можно сделать несколько выводов:

  • 53% опрошенных имеют значимую положительную связь между «Я-реальным» и «Я-идеальным», а также адекватную самооценку (за исключением респондента под номером 22). Это говорит о том, что самооценка отражает реальный взгляд личности на саму себя; объективно оценивает свои возможности, свойства и качества. Респондент под номером 22 имеет неадекватную самооценку, что говорит о несовпадении в представлении себя идеального с реальным.

  • 14% опрошенных имеют значимую отрицательную связь между «Я-реальным» и «Я-идеальным». Это говорит о несоответствии или расхождении представлений человека о том, каким он хочет быть, и тем, какой он в реальности.

  • 33% опрошенных имеют незначительную связь между «Я-реальным» и «Я-идеальным». Это означает, что человек имеет нечеткие представления о себе идеальном и реальном.

  • Так же следует сказать, что для описания свойств личности чаще всего использовались такие прилагательные как «аккуратность» (77% опрашиваемых), «доброта» (83% опрашиваемых), «жизнерадостность» (80% опрашиваемых), «заботливость» (73% опрашиваемых), «надежность» (83% опрашиваемых), «обаяние» (83% опрашиваемых), «отзывчивость» (73% опрашиваемых), «сострадание» (73% опрашиваемых) и «трудолюбие» (73% опрашиваемых).

Заключение

В результате анализа анкеты-опросника можно сделать вывод, что все 30 респондентов в той или иной степени вовлечены в Интернет-среду, причем большинство из них использует такую социальную сеть как «ВКонтакте».

По результатам авторской анкеты можно сделать вывод, что подростки предпочитают реальное общение виртуальному.

Проанализировав результаты семантического дифференциала можно сделать вывод, что в представлении респондентов, человек в виртуальном общении обладает такими характеристиками личности как «присутствие чувства юмора», «медлительность», «терпеливость», «самоуверенность», «энтузиазм», «бдительность» и «упрямство».

Проанализировав методику Будасси можно сделать вывод, что в респонденты описывают себя идеального и реального такими качествами: «аккуратность», «доброта», «жизнерадостность», «заботливость», «надежность», «обаяние», «отзывчивость», «сострадание» и «трудолюбие».

Сравнив качества личности, присущие «Я-виртуальному» и «Я-реальному» можно сделать вывод, что они абсолютно разные. Следовательно, «Я-реальное» не совпадает с «Я-виртуальным».

Большинство респондентов имеют значимую положительную связь между «Я-реальным» и «Я-идеальным». Это может говорить о том, что «Я-реальное» в большей степени совпадает с «Я-идеальным».

Список использованных источников

  1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 томах. – М.: «Педагогика», 1980.

  2. Гримак Л. П. Общение с собой. – М., 1991 – 197с.

  3. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. – Минск, 1993 – 100с.

  4. Корчуганова И.П. Профессиональное развитие и поддержка педагогов, работающих с детьми группы риска (Методическое пособие). Под науч. ред. профессора С.А. Лисицына, С.В. Тарасова. СПб.: ЛОИРО, 2006. – 172 с.

  5. Роджерс. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: «Прогресс», 1994 – 252с.

  6. Фурман А.В., Гуменюк О.Е. Психология Я-концепции. – Львов: Новый свет, 2000,2006 – 360с.

  7. Захарова А.В. Генезис самооценки: Автореферат докторская диссертация - М., 1989.

  8. Бернс Р. Что такое Я-концепция. – М.: «Прогресс», 1986 – 16с.

  9. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: «Прогресс», 1986 – 422с.

  10. Ананьевские чтения. Современные прикладные направления и проблемы в психологии. Материалы научной конференции. – СПбГУ, 2010 – 599с.

  11. Кузнецова Ю. М., Чудова Н. В. Психология жителей Интернета. – М.: ЛКИ, 2008 - 224с.

Приложения

Приложение А

Укажите, сколько времени вы проводите в интернете:

  1. - захожу раз в месяц

  2. - менее 3х часов

  3. - в свободное от учебы время

  4. - время от времени в течении дня

  5. - постоянно (во время уроков нахожусь в сети и дома тоже

  1. Есть ли у вас «аккаунт» в социальных сетях?

  1. - да

  2. -нет

  1. Какими социальными сетями вы пользуетесь? (Запишите ниже)

__________________________________________________________________________

  1. С какой целью вы находитесь в интернете?

  1. - общение

  2. - поиск материалов для учебы

  3. - развлечение (игры, просмотр фильмов)

  4. - все перечисленные варианты

Инструкция: ниже Вам предоставлен список из 10 вопросов. Прочитайте их внимательно и не задумываясь поставьте крестик в соответствующем столбце напротив каждого вопроса.

Виртуальное общение – разновидность коммуникации, которая реализуется с помощью компьютерных технологий. Такой вид общения подразумевает коммуникацию без наличия живого человека в качестве собеседника, но представленное от его имени в виде определенных знаков и символов, номера или изображения.

Реальное общение – разновидность коммуникации, которая подразумевает коммуникацию с наличием живого человека в качестве собеседника.

Вопрос

Виртуальное общение

Реальное общение

1.

Какое общение привлекает вас больше?

   

2.

Что вам нравится больше: анонимность виртуального общения или публичность реального общения?

   

3.

Что вам нравится больше: множественность в выборе личности в виртуальном общении или «единичность» личности реального общения?

   

4.

Где вы более откровенны?

   

5.

Где вам легче спросить совета?

   

6.

Как вам кажется, где вас понимают лучше?

   

7.

Где вы более искренни?

   

8.

Где у вас больше друзей?

   

9.

Где вам легче познакомиться?

   

10.

Где вам легче высказаться? Озвучить свое мнение?

   
Приложение Б

Инструкция: ниже вам представлены 20 пар антонимов, характеризующие человека в виртуальном общении. Прочитайте внимательно каждую пару антонимов и обведите цифру, которая отражает ту или иную степень развития данного качества у человека (3 – сильно развито, 2 – средний уровень развития, 1 – слабый уровень развития, 0 – нейтрально).

Замкнутый

3 2 1 0 1 2 3

Открытый

Неуважительный

3 2 1 0 1 2 3

Уважительный

Неуступчивый

3 2 1 0 1 2 3

Уступчивый

Враждебный

3 2 1 0 1 2 3

Дружелюбный

Без чувства юмора

3 2 1 0 1 2 3

С чувством юмора

Бездеятельный

3 2 1 0 1 2 3

Деятельный

Медлительный

3 2 1 0 1 2 3

Расторопный

Авторитарный

3 2 1 0 1 2 3

Демократичный

Нетерпеливый

3 2 1 0 1 2 3

Терпеливый

Унылый

3 2 1 0 1 2 3

Жизнерадостный

Глупый

3 2 1 0 1 2 3

Умный

Неуверенный в себе

3 2 1 0 1 2 3

Самоуверенный

Скептик

3 2 1 0 1 2 3

Энтузиаст

Бдительный

3 2 1 0 1 2 3

Беспечный

Хвастливый

3 2 1 0 1 2 3

Скромный

Упрямый

3 2 1 0 1 2 3

Покладистый

Навязчивый

3 2 1 0 1 2 3

Ненавязчивый

Нерешительный

3 2 1 0 1 2 3

Решительный

Несамостоятельный

3 2 1 0 1 2 3

Самостоятельный

Неуравновешенный

3 2 1 0 1 2 3

Уравновешенный

Приложение В

Инструкция. Вам предлагается список из 48 слов, обозначающих свойства личности, из которых Вам необходимо выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих эталонную личность (назовем ее «мой идеал») в Вашем преставлении. Естественно, что в этом ряду могут найти место и негативные качества. Запишите эти качества во второй столбик.

1. Аккуратность

17. Легковерие

33. Педантичность

2. Беспечность

18. Медлительность

34. Радушие

3. Вдумчивость

19. Мечтательность

35. Развязность

4. Восприимчивость

20. Мнительность

36. Рассудительность

5. Вспыльчивость

21. Мстительность

37. Самокритичность

6. Гордость

22. Надежность

38. Сдержанность

7. Грубость

23. Настойчивость

39. Справедливость

8. Гуманность

24. Нежность

40. Сострадание

9. Доброта

25. Нерешительность

41. Стыдливость

10. Жизнерадостность

26. Несдержанность

42. Практичность

11. Заботливость

27. Обаяние

43. Трудолюбие

12. Завистливость

28. Обидчивость

44. Трусость

13. Застенчивость

29. Осторожность

45. Убежденность

14. Злопамятность

30. Отзывчивость

46. Увлеченность

15. Искренность

31. Подозрительность

47. Черствость

16. Капризность

32. Принципиальность

48. Эгоизм

Теперь в столбце d1 присвойте номера свойствам личности от 1 до 20, где 20 – наиболее важное, с вашей точки зрения, качество личности, а 1 – наименее желательное качество личности (отрицательное).

После того, как вы заполнили столбец d1, переходите к столбцу d2, где вам так же необходимо оценить качества личности от 1 до 20, где 20 – качество присущее ВАМ в большей степени, а 1 – качество, присущее ВАМ в наименьшей степени.

D1

Свойства личности

D2

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
Просмотров работы: 4515