КОЛЛЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБЩИМИ РЕСУРСАМИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

КОЛЛЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБЩИМИ РЕСУРСАМИ

Эглит Р.Э. 1, Сычева А.В. 1
1Волжский политехнический институт (филиал) ВолгГТУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно проведенным исследованиям в 2009 году нобелевская премия по экономике была присуждена американскому политологу и экономисту Элинор Остром (07.08.1933 — 12.06.2012) за исследования в области коллективного управления собственностью. В своей работе «Управляя общим: эволюция институтов коллективной деятельности» она рассмотрела различные ситуации и доказала, что коллективное управление собственностью, общими ресурсами наиболее эффективно и бесконфликтно [4].

Элинор Остром бросила серьезный вызов существующим экономическим и политологическим концепциям о том, что коллективная собственность управляется очень плохо и потому неэффективна. Работа Э. Остром — это системная попытка преодолеть главную раздвоенность современной политэкономии. В этом направлении существуют два научных течения. Одно течение основано на теории социального порядка Адама Смита. Особое внимание в этой теории сосредоточено на модели «спонтанного порядка» и позитивной роли самостоятельных действий индивидов, реализующих собственные интересы в рамках установленной системы норм рыночной экономики. Второе научное течение идет от теории социального порядка Томаса Гоббса. Согласно его концепции все действия индивидуумов, которые руководствуются личными интересами и стремятся максимально преумножить собственное благосостояние, неизбежно приводят к хаосу и конфликтам интересов. Поэтому необходим единый центр власти, который обеспечит порядок [2 с.181].

По мнению Э. Остром, оба эти научные направления разделяют глухой стеной концепции этих двух феноменов. Поэтому была необходима альтернативная теория, применимая для проведения анализа и практической разработки разнообразных институционных структур, в соответствии со всем разнообразием существующих общих благ. В соответствии с этим, Э. Остром провела исследования новой области сложной институционной реальности общественной жизни — многообразных институционных систем, не относящихся ни к государству, ни к рынку. Речь шла о коммерческих и не коммерческих структурах, производящих общие блага для коллективных ячеек потребления. Она проанализировала и привела множество примеров этих коллективных ячеек в различных странах мира [2 с.182].

Элинор Остром показала, как группы людей могут успешно управлять общими ресурсами (рыбными запасами, лесами, пастбищными землями или месторождениями нефти) и использовать их. Работы Э. Остром показали, что управление общими ресурсами может быть успешно реализовано и без государственного регулирования и приватизации. В самом деле, механизм общего доступа к ресурсам, представляет собой тот же механизм частной собственности, достаточно усложненный и гибкий, с неопределенным числом конечных собственников. Выработка данного механизма относится к обществам со слабо развитыми институтами частной собственности, из-за государственного интервенционизма и слабости правовых институтов. Однако факт появления таких институциональных механизмов показывает то, что люди и без государства могут выработать свой механизм владения и распоряжения общими ресурсами.

Первой стадией по передаче прав собственности местным общинам в обществе может стать децентрализация. Например, такая ситуация была в Гондурасе, где полномочия по распоряжению лесами сначала были отданы муниципалитетам, и только потом стихийно и против воли государственных чиновников большая часть лесов перешла в фактическую собственность местных общин. Как видно из примера, децентрализация способствует становлению нового института собственности. Аналогичные ситуации происходят и в других регионах. В Боливии, где также прошла частичная децентрализация лесов, лес фактически стал собственностью местных общин, и была полностью решена проблема с неконтролируемой вырубкой леса. Нелегальные лесорубы были приняты в состав общины и стали собственниками данных лесов [5 с.54].

Э. Остром в своей работе не делает далеко идущих выводов на основе проводимых исследований, она лишь пытается найти объяснение, происходящим процессам, используя эмпирические данные, получаемые из разных регионов Земли. Исследования Э. Остром показывают, что в отношении экономических благ, как например лес, на спонтанном порядке и рыночном взаимодействии можно выработать механизмы владения и пользования ресурсом без внешнего вмешательства государства [5 с.54].

Экономическая сущность, как форма хозяйствования народного предприятия заключается в том, чтобы обеспечить контроль работниками над финансовыми потоками, защищенными от внешних воздействий. При других организационно-правовых формах предприятий часть прибыли переходит «внешним» собственникам, которые могут распоряжаться ею по своему усмотрению. В народных предприятиях вся прибыль остается в распоряжении работников предприятия и направляется на развитие предприятия и стимулирование труда работников. При коллективном владении собственностью упрощается система управления, улучшается качество труда, стимулируется снижение непроизводственных расходов, что, в итоге оказывает благотворное влияние на финансовое состояние предприятия в целом и каждого работника в отдельности [1 с.215].

В своих исследованиях Э. Остром доказала, что в случае провала рынка, решение возникших проблем при помощи государства не является единственным из возможных выходов. Она выступает в защиту того, чтобы люди разбирались с проблемами сами, а не полагались на рецепты сброшенные сверху.

В работах Элинор Остром подробно рассматривалось, как люди взаимодействуют между собой для поддержания устойчивых и долгосрочных ресурсов урожая. В состав общих ресурсов входят леса, пастбища, месторождения нефти, рыбные запасы и оросительные системы и т.д. Элинор Остром проводила исследования управления оросительными системами в селениях Западного Непала и управления пастбищ местными жителями в Африке. Она исследовала, как общество разрабатывает различные институциональные механизмы для управления природными ресурсами. В некоторых случаях институционные механизмы позволяли избежать коллапса экосистем, в других не смогли предотвратить исчерпание ресурса. Э. Остром отмечает многофакторный характер взаимодействия человека и экосистемы, и выступает против любых «панацей» для отдельных социально-экологических проблем в системе.

Э. Остром идентифицирует восемь основных принципов проектирования управления стабильными местными коллективными ресурсами:

  1. четкое определение границ (определение содержания общего количества ресурсов и недопущение внешних прав на ресурс);

  2. определение правил присвоения и предоставления общих ресурсов, адаптированных к местным условиям;

  3. выработка коллективного выбора механизмов, участвующих в процессе принятия решений и позволяющих большинству ресурсов присваиваться;

  4. осуществление эффективного мониторинга наблюдателями, которые являются частью присвоивших или им подотчетны;

  5. введение и градирование шкалы санкций для нарушителей правил сообщества на присвоение;

  6. выработка механизмов разрешения конфликтов, которые являются дешевыми и легкими;

  7. органы власти должны признать самоопределяющиеся сообщество;

  8. в случае большого количества общих ресурсов необходимо организовать в форме нескольких слоев встроенные предприятия с небольшим местным количеством общих ресурсов на базовом уровне [3 с.178].

Эти принципы в дальнейшем могут быть изменены и расширены, для того чтобы включить ряд дополнительных переменных, позволяющих влиять на успешность самоорганизующейся системы управления, на эффективное общение, внутреннее доверие и взаимность, а также на характер ресурсной системы в целом.

Выводы из работ Э. Остром могут быть кратко сформулированы так: частная собственность на общие ресурсы не должна быть установлена с помощью жесткой политики государства, она будет зарождаться сама по мере развития правовых институтов из институциональных механизмов коллективной собственности при условии невмешательства государства в этот процесс [5 с.55].

С мнением Э. Остром согласны многие ученые во всем мире. Они склоняются к мысли, что предприятия с собственностью работников — не рудимент социалистической системы, а начало нового процесса в эффективном управлении предприятиями. Ученые РАН отмечают, что на сегодняшний день не найдено более эффективной организационно-правовой формы, которая сочетает в себе владение, управление и распоряжение собственностью, чем предприятия с собственностью работников. Для успешного развития и существования акционерных обществ работников (народных предприятий) в России должны быть созданы реальные гарантии государства, а также обеспечено доведение информации о деятельности народных предприятий и о преимуществах, которые дает данная организационно-правовая форма, как для самих работников, так и для предприятий. Изменение законодательства позволит распространить данную организационно-правовую форму на территории России [1 с.222].

Список использованной литературы

  1. Гаврилюк, М.В. Народные предприятия: быть или не быть? / М.В. Гаврилюк // Сервис в России и за рубежом. — М: Изд-во: Российский государственный университет туризма и сервиса, 2010. — №1. — С. 213-223.

  2. Ершова, Т.В. Проблемы коллективного управления ресурсом совместного пользования (по мотивам работ нобелевского лауреата Элинор Остром) / Т.В. Ершова, Ф.С. Крейчман // Менеджмент и бизнес-администрирование. — М: Изд-во: Академия менеджмента и бизнес-администрирования, 2010. — №2. — С. 180-187.

  3. Остром, Э. Управляя общим: эволюция институтов коллективной деятельности / Элинор Остром; пер. с англ. — М.: ИРИСЭН, Мысль, 2010. — 447 с.

  4. Остром, Элинор: [электронный ресурс] // Официальный сайт свободной энциклопедии «Википедия». — Режим доступа: http://www.ru.wikipedia.org (дата обращения: 05.02.2016)

  5. Шальнев, А.С. Экономические подходы к вопросам коллективной собственности на ресурсы (на примере лесных ресурсов) / А.С. Шальнев // Вестник Томского Государственного Педагогического Университета. — Томск: Изд-во: Томский государственный педагогический университет, 2013. — №12. — С. 52-56.

Просмотров работы: 1886