ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ

Бойцова К.А. 1
1Санкт-Петербургский государственный технологический институт (Технический университет) Санкт-Петербург, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Социально-экономические реформы, проводимые в Российской Федерации, способствовали изменениям, происходящим в сфере труда и занятости населения. В связи с этим ужесточились условия выхода на рынок труда молодых специалистов. Наличие переизбытка выпускников вузов отдельных специальностей на рынке труда приводит к тому, что выпускникам приходится вставать на учет в специальные службы занятости или же самостоятельно решать проблему трудоустройства в большинстве случаев не по специальности.
  • Исходя из вышесказанного, несложно сделать вывод о том, что на сегодняшний день проблема трудоустройства выпускников высших учебных заведений является чрезвычайно актуальной. Самую многочисленную группу безработных (более 30%), от числа зарегистрированных безработных, составляет молодежь. Ко всему прочему, 25-28% безработной молодежи – выпускники профессиональных учебных заведений.

Проблемы, с которым сталкиваются выпускники вузов.

Ключевой проблемой выпускников является отсутствие опыта работы. В современных условиях основным критерием оценки выпускников является их компетентность и реальная профессиональная подготовка, которые обеспечивают профессиональную мобильность и конкурентоспособность специалиста. Работодатели устанавливают высокую планку для желающих найти работу, в том числе и для молодых специалистов. Возникает вопрос: откуда у вчерашнего студента может быть опыт работы по специальности к концу его обучения?

Так же проблемой является то, что выпускники ВУЗов имеют хорошую теоретическую основу, которую они получили в своем учебном заведении, но не могут применять её на практике. Это вызвано противоречиями между требованиями, которые предъявляют работодатели и теми знаниями, которые приобретает студент в вузе. Также помимо теоретических и профессиональных навыков и знаний значительную роль играют индивидуальные качества выпускника.

К числу проблем следует отнести плохую информированность выпускника вуза о возможных вариантах поиска работы.

  • В условиях рыночной экономики одним из самых важных показателей оценки экономической эффективности ВУЗов является показатель трудоустройства бывших студентов. Данный показатель для России в целом составляет – 68,1%.

Рис 1. Трудоустройство выпускников очной формы обучения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования (в % к итогу).

Сравнительный анализ трудоустройства выпускников очной формы обучения в 2012 и 2013гг. показывает следующие изменения в структуре каналов трудоустройства:

  • сократилась доля выпускников, получивших направление на работу (с 56 до 51%);

  • увеличилась доля выпускников, трудоустроившихся самостоятельно (с 21 до 24%);

  • на 3% больше студентов продолжили в 2012-2013 году, продолжающих получать образование на следующем уровне;

  • количество призванных в ряды Вооруженных сил изменилось незначительно, сократилось на 1% (рис. 1).

Наиболее востребованные профессии в России 2016. Абитуриенты, выбирая свою будущую профессию, в первую очередь должны задуматься над тем, востребована ли его профессия на сегодняшний момент и смогут ли они после окончания вуза найти работу по специальности?

Топ 5 рейтинг направлений на рынке труда, которые пользуются наибольшим спросом, показывает следующее:

  • IT-специалист – наиболее востребованы специалисты в области информационных технологий;

  • Инженер-проектировщик – на рынке труда так же востребованы специалисты строительной отрасли;

  • Педагог – нехватка учителей, сложно найти квалифицированного преподавателя;

  • Юрист – практически в каждой организации нужны специалисты с юридическим образованием;

  • Медик – сейчас растет потребность в медицинских работниках; особенно востребованы офтальмологи, логопеды, отоларингологи и диетологи. [5]

Пути решения проблемы трудоустройства.

Анализ специальной литературы, посвященной проблемам трудоустройства выпускников вузов, показывает, что к основным направлениям решения этой проблемы можно отнести следующие:

  • Совершенствование учебных планов, учебных программ.

  • Практическая направленность процесса обучения посредством использования тренингов, деловых игр, стажировок на предприятии.

  • Привлечение профильных компаний и предприятий к сотрудничеству с вузами.

  • Предоставление студентам возможности работать на предприятиях, начиная с 3-го курса.

  • По окончании вуза обязательное распределение молодых специалистов.

  • Преподавание студентам навыков трудоустройства, прохождения собеседования, составление резюме.

  • Проведение профориентации в школах и вузах [3], [4].

Литература.
  1. Жданкин Н.А. Трудоустройство выпускников: вариант решения проблемы // Человек и труд. — 2012. — № 12. — С. 26–27

  2. Разумова Т.О. Повышение конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда: взаимодействие вузов и работодателей // Уровень жизни регионов России, 2007, № 8-9. - С.32

  3. Чернышева Н. И. Проблема трудоустройства выпускников учебных заведений и поиск путей ее решения//Наука и экономика. 2011. № 1-5. С. 62-63.

  4. http://www.poznaysebia.com/2013/08/28/problema-trudoustroystva-vyipusknikov-vuzov/

  5. http://edunews.ru/professii/rating/vostrebovannie-Russia.html

Просмотров работы: 2128