ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Лапонов Д.А. 1
1Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Все мы осознаем актуальность высшего образования в настоящее время. Благодаря высшему образованию можно устроиться на высокооплачиваемую работу, а также продвинуться по социальной и карьерной лестнице.

Анализ статистических материалов и социально-экономической литературы, посвященной проблемам высшего образования в нашей стране, показывает наличие ряда проблем в этой сфере.

Прежде всего, необходимо отметить качество образования, в частности, неполное соответствие современным требованиям уровня преподавания и содержания учебных программ негосударственных вузов. По официальным данным на 2014 год в России существовало около 630 государственных и муниципальных высших учебных заведений и около 475 негосударственных (рис.1). В них обучались 7513 тыс. студентов, из них 6215 тыс. в государственных и 1298 тыс. в негосударственных вузах. За последние годы число тех и других вузов сократилось в результате повышенных требований, предъявляемых к их аттестации и аккредитации со стороны Министерства образования и науки РФ. Количество негосударственных вузов сейчас составляет практически половину вузов всей страны (43%), и эксперты отмечают необходимость дальнейшего повышения требований к уровню подготовки студентов в этих вузах. [2], [3].

Другая проблема связана с трудоустройством выпускников вузов. Результаты социологических исследований указывают на то, что практически каждый второй студент имеет сомнения по поводу возможности трудоустройства по своей специальности. По большей мере это тревожит студентов гуманитарных, сельскохозяйственных, а также естественно-научных специальностей. Немного большей уверенностью, в своем трудоустройстве по специальности, обладают студенты технических и медицинских вузов. Учебные заведения оказывают недостаточную помощь в трудоустройстве своих выпускников. В немногих из них действуют маркетинговые службы, которые помогают молодежи в трудоустройстве по их специальности.

Сложности трудоустройства часто обусловлены тем, что требования студентов к размеру своей заработной платы завышены, в то время как уровень приобретаемой в вузе квалификации и накопленный профессиональный опыт не отвечают запросам работодателей. Молодым специалистам приходится трудоустраиваться не по специальности либо терять найденную работу в результате неспособности приспособиться (переквалифицироваться) к изменяющимся технологическим условиям производства.

Рисунок 1. Количество государственных и негосударственных вузов в России в период с 1991 по 2014 г.

Недостаточный уровень финансирования вузов также вызывает ряд проблем. В частности, недостаточный уровень заработной платы профессорско - преподавательского состава приводит к тому, что практически все преподаватели имеют дополнительный заработок. Это, в свою очередь, не может не сказываться на качестве обучения. Нехватка денежных средств является основной причиной ухода из вузов большинства молодых преподавателей в другие сферы деятельности или за рубеж.

В условиях нарастающей инфляции недостаточное бюджетное финансирование и коммерциализация образования дополнительно снижают уровень материальной обеспеченности студентов. Возрастает количество денежных средств, которые студенты тратят на питание, одежду и обувь, уменьшается количество средств, которые они тратят на учебники и досуг. Удовлетворение хотя бы основных жизненных потребностей студентов за счет одной только стипендии невозможно.

По данным исследований каждый второй студент негативно оценивает уровень своего благосостояния. Каждый четвертый студент считает свое материальное положение плохим; а каждому второму студенту приходится подрабатывать. Все эти факторы, несомненно, влияют на качество учебы и дальнейшее трудоустройство молодых специалистов.

В современных условиях проблемы дефицита финансирования вузов России, материальной поддержки студентов соответствия содержания образования требованиям рынка труда, трудоустройства выпускников, аккредитации учебных заведений и другие необходимо решать не только с помощью расширения государственной поддержки университетов, но и за счет усиления роли бизнес - сообщества в развитии профессиональном образовании.

Литература.
  1. А. Смирнов // Высшее образование сегодня // Фундаментальное высшее образование; новые проблемы.№ 3.2006. с.23–24.

  2. http://moeobrazovanie.ru/stat_stud_vuz.html

  3. http://4ege.ru/novosti-vuzov/6332-kolichestvo-negosudarstvennyh-i-gosudarstvennyh-vuzov-v-rossii.html

Просмотров работы: 3474