Улучшение качества - это не программа или организации вмешательства с определенными датами «начало, середина и конец». Она представляет собой систему управления: стратегический характер, открытость для окружающей среды, цикличность в эксплуатации (производстве продукции) и получения обратной связи, стремление к равновесию (состояние равновесия или регулировке между противоположными или расходящимися влияниями или элементами). Это поиск оптимизации (процессорганизации или объединения усилий всех компонентов для достижения необходимого результата).
В организационном контексте это подразумевает множественность людей, процессов, технологий и материалов, которые вместе выполняют значительный блок функций и способствуют определенной цели — развитию продукта.
Простая трехфункциональная модель системы представлена на рис.1.
Рис. 1. Трехфункциональная модель системы [ 1]
В условиях современной экономики устойчивое развитие национального хозяйства невозможно без привлечения в процессы субъектов малого предпринимательства. Значение малых предприятий для страны очень велико: это создание рабочих мест и налоговые отчисления в бюджет. Зачастую малые предприятия в России не занимаются стратегическим управлением, что в перспективе может привести к негативным последствиям, так как в условиях быстро меняющейся ситуации, жесткой конкурентной борьбы, риска и неопределенности предприятия должны не только концентрировать внимание на текущем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволит успевать за изменениями, происходящими в их окружении [2].
Для предприятия предложены элементы структурирования модели стратегического управления (табл.1).
Таблица 1
Стратегические этапы управления организацией малого бизнеса:
Структурная процедура |
Анализ |
Улучшение качества продукции |
Объектом процесса улучшения качества может быть любой элемент производства, например, технологический процесс, внедрение научной организации труда, современного оборудования, обеспечение инвентарем, инструментами, повышение квалификации кадров и т. д. Постоянное улучшение качества прямо связано с повышением конкурентоспособности продукции. |
Затраты на качество |
Производственные затраты связаны с деятельностью предприятия по обеспечению требуемого качества продукции. Это расходы на предупреждение дефектов, потери от производства дефектной продукции (потери от брака, возмещение ущерба и т. д.). Непроизводственные затраты связаны с подтверждением качества продукции, например, с сертификацией продукции и системы качества. |
Замена или обновление оборудования (Модернизация) |
Замена оборудования –оборудование меняется полностью на новое или старое оборудование подвергается частично замене. |
Социологические опросы о выпускаемой продукции |
Опрос проводится среди покупателей в виде тестов, анкет, устных опросов |
Проведение семинаров по повышению квалификации персонала за счет предприятия |
Сотрудники предприятия посещают семинары, тренинги по повышению опыта в своей рабочей сфере |
Финансовое поощрения сотрудников за своевременно выполненную работу |
Сотрудникам предоставляется финансовое поощрения, в виде премии. За счет того, что рабочий план выполнен в срок |
Создание уникальной продукции |
Создание новой или изменение (усовершенствование) старой продукции, которой еще нет на рынке. |
Выведение продукции на зарубежный рынок |
Проводятся маркетинговые исследования международных рынков. Проводится подготовка товаров согласно требованиям международных рынков. В случае необходимости, организуется сертификация продукции на международных рынках. Организуется экспортная система сбыта продукции. Осуществляется организация системы продвижения продукции в целях поддержания и развития экспорта. Оказывается помощь в построении необходимых бизнес-процессов на предприятии, при которых устойчиво может развиваться экспорт; |
Менеджер, отвечающий за стратегию предприятия, особенно в периоды экономически напряженной ситуации в экономике, должен сконцентрировать всю информацию, полученную во время проведения стратегического анализа [3], и определить ресурсы предприятия и с достаточной степень доверительности уровень вероятности перехода на новый более стабильный и успешный этап развития, с достижением конкурентных преимуществ.
Список используемых источников.
Potocki K.A., Brocato R.C. A System of Management for Organizational Improvement / JOHNS HOPKINS APL TECHNICAL DIGEST, 1996/ - V.16. - N.4.-P.402-412.
Фадеева Е.А., Маргарян А.А. Особенности стратегического управления малыми предприятиями в современных условиях / БИЗНЕС. ОБРАЗОВАНИЕ. ПРАВО. ВЕСТНИК ВОЛГОГРАДСКОГО ИНСТИТУТА БИЗНЕСА, 2015. - № 1 (30). – С. 56-59.
Кузнецова О.Е., Черунов П.В., Черунова И.В. СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ / ИССЛЕДОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБЩЕСТВА И ФОРМИРОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ЕГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // сборник научных статей 5-й Международной научно-практической конференции : в 2-х томах. – Курск: ЮЗГУ, 2015.- С. 292-294.