ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСТНОСТЬ КАК ВАЖНАЯ ЧАСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСТНОСТИ РОССИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСТНОСТЬ КАК ВАЖНАЯ ЧАСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСТНОСТИ РОССИИ

Cидоренко М.М. 1, Асанова Н.А. 1
1Краснодарский Кооперативный Институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
О критической роли семейных форм хозяйствования в решении проблемы отсутствия продовольственной безопасности в Центральной Азии заявил Генеральный директор ФАО ООН Жозе Грациану да Силва в рамках региональной конференции в Румынии, отмечая, что продолжается «поиск устойчивых систем ведения сельского хозяйства, которые могут удовлетворить мировым потребностям в продовольствии в будущем. И ничто не стоит так близко к парадигме устойчивого производства продовольствия, как семейные фермерские хозяйства» Самые последние оценки ФАО свидетельствуют о том, что в 2011-2013 гг. в мире не могли удовлетворить свои потребности в пищевой энергии 842 млн. человек, или 12% населения планеты. Это означает, что каждый восьмой человек в мире страдает от хронического голода, не получая достаточно пищи для ведения активной и здоровой жизни. От устойчивости и эффективности функционирования семейных фермерских форм зависит и продовольственная безопасность Казахстана, которые представлены крестьянскими и фермерскими хозяйствами (К(Ф)Х), а также хозяйствами населения. К хозяйствам населения отнесены личные подсобные хозяйства (ЛПХ), коллективные сады и огороды, дачные участки. Указанные формы в последние годы производят около 80% сельскохозяйственной продукции республики.

Для Казахстана национальная безопасность означает состояние защищенности его национальных интересов от реальных и потенциальных угроз, обеспечивающее динамическое развитие человека и гражданина, общества и государства. Как видно, при дефиниции сущности национальной безопасности на уровне отдельно взятого суверенного государства придерживаются традиционной схемы (триады): национальные интересы – угрозы национальной безопасности – защита.

На наш взгляд, национальная продовольственная безопасность как экономическая категория выражает совокупность общественных отношений в отдельно взятом государстве по поводу обеспечения всех его граждан продуктами питания, соответствующими нормативам по качеству и количеству.

Опираясь на международый опыт, можно выделить здесь три составляющие:

1)это такое состояние экономики государства, при котором обеспечивается продовольственная независимость и стабильность.

2)населению страны, любому человеку гарантируется физическая и экономическая доступность к продуктам питания в соответствии с физиологическими нормами.

3)это качество и безопасность потребляемых продуктов питания.

Стратегической целью продовольственной безопасности является надежное обеспечение населения страны сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием. Гарантией ее достижения является стабильность преимущественно внутренних источников продовольственных и сырьевых ресурсов, а также наличие необходимых запасов, в том числе резервных фондов.

В развитых государствах применяются два основных подхода к обеспечению продовольственной безопасности:

1)приоритет поддержки национального сельскохозяйственного товаропроизводителя (страны ЕС)

2)равная поддержка как сельскохозяйственных товаропроизводителей, так и потребителей продовольствия (США). Мы предлагаем использовать в России поддержку и потребителей, и сельхозтоваропроизводителей. Хотя, следует признать, что мы очень сильно отстаем от развитых стран.

Объективными предпосылками возникновения категории «национальная продовольственная безопасность» явились:

- наличие национальных интересов в продовольственной сфер;

- наличие реальных и потенциальных угроз утраты продовольственной безопасности;

- необходимость защиты национальных интересов в обеспечении продовольствием от внешних и внутренних угроз. Как категория, «национальная продовольственная безопасность» обладает следующими характеристиками;

- уровень самообеспечения продовольствием: удовлетворение потребностей населения в продуктах питания за счет национального производства;

- продовольственная независимость: состояние, при котором, в случае прекращения поставок продуктов питания из-за рубежа, не возникает продовольственный кризис;

- устойчивость внутреннего продовольственного рынка, которая определяется как объемами производства и запасов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, так и 5 уровнем, динамикой спроса и предложения и цен на указанные товары;

- физическая доступность продовольствия: наличие продуктов питания на всей территории страны в любой момент времени в количестве и ассортименте, соответствующих платежеспособному спросу;

- экономическая доступность продовольствия, при которой уровень доходов потребителей независимо от социального статуса и места жительства позволяет приобретать продукты питания по крайней мере на минимальном уровне потребления;

- безопасность продовольствия для потребителей: предотвращение производства, реализации и потребления некачественных продуктов питания, способных нанести вред здоровью.

В условиях преобладающей доли семейных форм в производстве сельскохозяйственной продукции кардинально меняется их роль в обеспечении продовольственной безопасности Казахстана. Более того, личные подсобные хозяйства утрачивают свой подсобный характер не только по роли в формировании бюджетов семьи и производстве продуктов питания, но и по характеру занятости, которая становится основной или единственной. Однако в республике до сих пор не определены правовые, организационные и экономические основы деятельности личных подсобных хозяйств, принципы и механизмы государственного регулирования и поддержки их 6 деятельности. Проект национального закона «О личном подсобном хозяйстве» был отозван из Парламента Республики Казахстан постановлением Правительства от 23 июня 2009 г. Появляется возможность функционирования крупного товарного хозяйства в форме ЛПХ. Это является довольно удобной схемой ухода от налогооблажения, так как владелец ЛПХ не платит подоходного налога с произведенной в хозяйстве продукции. Проводимая в республике по отношению к ЛПХ аграрная реформа не учитывает в достаточной степени произошедших изменений в развитии АПК и, прежде всего, резкого сокращения объёмов производства в крупном сельскохозяйственном производстве.

Сельское хозяйство всегда было и остается одной из самых важных и самых проблемных отраслей экономики России. При этом как у государства, так и у общества и бизнеса есть понимание, что РФ вполне способна сама обеспечить себя основными видами продуктов питания, а продовольственная безопасность и импортозамещение в сфере АПК есть одна из самых важнейших задач, стоящих сегодня перед страной.

Понятие «продовольственная безопасность» (food security) было введено в широкое употребление на состоявшейся в 1974 г. в Риме Всемирной конференции по проблемам продовольствия, организованной Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО). В настоящее время под продовольственной безопасностью, как правило, понимают обеспечение всех людей и социальных групп населения той или иной страны мира физическим и экономическим доступом к безопасной, достаточной в количественном и качественном отношении пище, необходимой для ведения активной и здоровой жизни. Причем наполнение внутреннего рынка зарубежными поставками на 20% и более принято считать пороговым уровнем, критическим для продовольственной независимости, а следовательно, и для продовольственной безопасности страны в целом.

Как известно, в России в 2010 году была принята и утверждена президентом РФ «Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации». Согласно ее положениям доля отечественной сельскохозяйственной продукции в общем объеме продовольствия не должна быть ниже 80%, а по некоторым позициям – даже 95%. В доктрине прописано, какую именно долю в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка должна составлять отечественная продукция. По зерну эта доля в идеале должна быть не менее 95%, по сахару – не менее 80%, по растительному маслу – не менее 80%, по мясу и мясопродуктам – не менее 85%, по молоку и молокопродуктам – не менее 90%, по рыбной продукции – не менее 80%, по картофелю – не менее 95%, по соли пищевой – не менее 85%. При достижении таких показателей страна перестает зависеть от импортных поставок.

В доктрине говорится, что продовольственная безопасность РФ является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактором сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета – повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения. Стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов и продовольствием. Гарантией ее достижения является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов.

Между тем РФ вносит существенный вклад в обеспечение продовольственной безопасности во всем мире. «Россия, на которую приходится десятая часть пахотных земель в мире и пятая часть запасов пресной воды на планете, всемерно содействует обеспечению мировой продовольственной безопасности. В 2014 году мы собрали один из самых высоких урожаев зерновых – более 105 миллионов тонн», – заявил президент РФ Владимир Путин на открытии Национального дня России на Всемирной выставке «ЭКСПО–2015» в Милане.

Он отметил, что это позволило не только полностью обеспечить собственные потребности, но и существенно нарастить экспортный потенциал. Россия сегодня третья страна в мире по экспорту зерна. В 2014 г. объём экспорта российского зерна достиг рекорда почти в 32 млн тонн. Только за последние годы экспорт продукции российского АПК вырос на 15% и вплотную подошёл к цифре 20 миллиардов долларов США на нынешний год. Для сравнения: экспорт ВПК в прошлом году составил 15 миллиардов, а весь экспорт российского газа – 50 миллиардов.

Задача обеспечения страны продуктами собственного производства стала особенно актуальной в августе 2014 года. Тогда Россия ограничила импорт продовольственных товаров из стран, которые в связи с событиями вокруг Крыма и Украины ввели в отношении нее санкции – США, государств Евросоюза, Канады, Австралии и Норвегии. Под запрет попали мясо, колбасы, рыба и морепродукты, овощи, фрукты, молочная продукция. В июне 2015 года в ответ на продление санкций Россия продлила действие продуктового эмбарго на год – до 5 августа 2016 года.

При этом список запрещенных к ввозу продуктов несколько изменился: из него была исключена молодь устриц и мидий; запрещен ввоз любых сыров; правила ввоза безлактозных молочных продуктов ужесточены.

Несмотря на кризисное урезание бюджетных расходов, сельское хозяйство РФ – единственная сфера, для которой финансирование не снизили, а повысили. В 2015 г. на развитие АПК было дополнительно направлено 54 млрд руб. На ускорение импортозамещения в 2019–2020 годах выделят более полутриллиона рублей.

Спустя более года действия продовольственных контрсанкций, можно сказать, что в целом российские сельхозпроизводители достаточно успешно справились с замещением импорта иностранных продуктов. По данным Росстата, в 2014 году объем сельскохозяйственного производства вырос на 3,7%, превысив 4 трлн рублей, а за восемь месяцев 2015 года выпуск продукции сельского хозяйства увеличился на 1,8% – до 2,452 трлн рублей. Как сообщил на форуме по продбезопасности в Ростове в июне с.г. премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, по итогам 2014 г. РФ обеспечена четырьмя из восьми видов продукции российского производства, которые крайне необходимы с точки зрения продовольственной безопасности – зерно, сахар, растительное масло и картофель, причем уже выше значений, которые предусмотрены в доктрине.

С августа 2014 г. существенно выросли объемы производства мяса и мясной продукции, молока, сыров. Россия практически полностью обеспечивает собственные потребности в мясе птицы и начала экспортировать этот вид мяса. Позитивным фактором стал упомянутый выше рекордный урожай зерновых. В 2015 году урожай ожидается не менее 102–103 млн тонн. Как сообщил Александр Ткачев, в текущем году будет обеспечена продовольственная безопасность по зерну на 142%, растительному маслу – 146%, картофелю – 99%, сахару –95%, овощам открытого типа – 88%.

В целом, по оценкам вице-премьера РФ Аркадия Дворковича, курирующего развитие АПК, и главы Минсельхоза РФ Александра Ткачева, стране потребуется 5–10 лет – в зависимости от отрасли сельского хозяйства – для замещения 90–95% импортной продукции.

Продовольственная безопасность стала одной из главных тем форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана, который прошел в сентябре с. г. в Сочи. Как заявил на форуме Владимир Путин, продовольственное импортозамещение является приоритетом, а взаимодействие двух стран в этой сфере поможет не только повысить конкурентоспособность, но и снизить зависимость от западных поставщиков. «Согласитесь, зачем везти из дальних стран овощи, фрукты, молочные и мясные товары, отдавая заказы чужим поставщикам, когда наши собственные производители хотят работать, выходить на общеевразийский рынок со своими не уступающими, хочу подчеркнуть, а часто даже превосходящими по качеству продуктами. Россия уделяет приоритетное внимание вопросу замещения сельхозпродукции импорта. У нас сформирован перечень из 460 инвестпроектов, направленных на расширение внутреннего производства товаров этой группы. На их поддержку из бюджета выделено 265 миллиардов рублей», – сообщил Владимир Путин.

Вместе с тем в некоторых сферах – молочной отрасли, мясном животноводстве, производстве овощей и фруктов – страна все же пока не достигла пороговых уровней продовольственной безопасности, предполагающих почти полное самообеспечение страны. 10 лет практически нет прироста по молоку в молочном животноводстве. Самообеспеченность по тепличным овощам – 34% (в РФ ежегодно завозятся почти 1,5 миллиона тонн овощей на 1 миллиард долларов). Обеспеченность по фруктам – 37% (завозится 3 миллиона тонн фруктов, плодов, то есть две трети – это импортные поставки). Чтобы их заместить, надо ежегодно вводить 300 гектаров новых теплиц, а чтобы закрыть всю нишу до 2020 года, необходимо заложить 65 тысяч садов.

Последние успехи российского сельского хозяйства, кроме того, сопровождаются и рядом серьезных проблем. Первая касается отрасли в целом – хотя на поддержку сельского хозяйства год за годом выделяются сотни миллиардов рублей, а аграрии субсидируются и за счет федеральных, и за счет региональных средств, до конечных сельхозпроизводителей доходят явно недостаточные суммы. Так, Минсельхоз указывал, что в некоторых регионах до аграриев доходит меньше 20% средств, выделенных из федерального бюджета.

Другой неблагоприятный фактор – климат. Большая часть сельскохозяйственных территорий в РФ имеет непредсказуемые климатические условия, и поэтому на урожаи из года в год влияют засухи, ливни и нашествие вредителей. Наконец, на производительности компаний отрасли отражается и устаревшее техническое оснащение, а также стоимость минеральных удобрений, которые стали стремительно дорожать с падением курса рубля.

Существуют и более частные проблемы. Например, для ограничения роста внутренних цен на зерно и, как следствие, на хлебобулочные изделия российские власти в феврале 2015 года ввели экспортную пошлину на пшеницу. Ее механизм был изменен с 1 июля, однако ассоциации производителей и экспортеров зерна не устают просить об отмене этой пошлины.

Представители молочной промышленности давно предлагают ввести коридор с минимальной и максимальной ценой на молоко в связи с прогнозировавшимся резким снижением стоимости сырья на российских фермах. Предлагается также создать в РФ интервенционный фонд для закупок сухого молока. Кроме того, в последнее время молочную отрасль беспокоит рост продаж в России молочных продуктов – прежде всего сыров – с использованием пальмового масла, что мешает развитию отечественного молочного производства. Глава Минсельхоза даже предложил маркировать продукты, в состав которых входит пальмовое масло, специальной наклейкой, а также уничтожать контрафактную продукцию прямо на границах стран ЕАЭС.

Президент России Владимир Путин на совещании по проблемам АПК в Ростовской области 24 сентября 2015 г. также потребовал обеспечить более строгий контроль качества ввозимых в страну овощей и фруктов. «Конечно, нужно ввести более строгий контроль за качеством ввозимых в страну овощей и фруктов, бороться с недобросовестной конкуренцией на внутреннем рынке», – сказал глава государства.

Он пояснил, что строгий подход за качеством собственной продукции без аналогичного контроля за импортом ставит «своих производителей в неконкурентные условия». Ранее в июле президент констатировал, что отечественные аграрии пока не в состоянии удовлетворить внутренний спрос своей продукцией – в частности яблоками, – и выразил сожаление по этому поводу.

Путин также заявил о необходимости расширять доступ в торговые сети для отечественных товаропроизводителей, создавать современную, цивилизованную инфраструктуру торговли. Важный резерв развития АПК и укрепления продбезопасности страны власти видят в поддержке малого и среднего бизнеса, всех, кто хочет завести своё дело на селе, вкладываться в развитие базы для племенного животноводства, в рыборазведение, восстанавливать российское семеноводство (здесь позиции во многом были утрачены из-за плачевного состояния аграрной сферы в 1990-е годы), развивать сельские территории, сельхозмашиностроение, возможности по привлечению молодых специалистов в аграрный сектор.

В целом, как заявляет российское руководство, Россия намерена последовательно реализовывать свою продовольственную политику на основе импортозамещения независимо от санкций Запада и экономической ситуации в мире. Стратегические цели здесь остаются неизменными – создание современного сельского хозяйства, высокотехнологичного пищепрома, конкурентоспособной системы торговли, современного машиностроения. Всё это должно стать прочной базой для продовольственной безопасности страны.

Просмотров работы: 1546