СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ. - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ.

Крикливец А.В. 1, Асанова Н.А. 1
1Краснодарский Кооперативный Институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Охрана окружающей среды – одна из наиболее важных и актуальных проблем в наши дни. Технологический прогресс и увеличение антропогенного влияния на природную среду, неизбежно приводит к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, ухудшается здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки. Что касается Российской Федерации, то она принадлежит к странам мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды дошло до невиданных масштабов. Загрязнение окружающей среды – это экологическая проблема номер один в РФ.

Использование человеком природных ресурсов для своих нужд в значительной мере регламентируется правом. Система норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств, называется правом природопользования. Такие нормы содержатся главным образом в природресурсном законодательстве - земельном, водном, горном, лесном, фаунистическом. Некоторые положения, касающиеся природопользования, предусмотрены также в Законе «Об охране окружающей природной среды», Федеральном законе «Об экологической экспертизе», иных актах законодательства об окружающей среде, в гражданском, уголовном и другом законодательстве.

Средний возраст мужчин за последние годы, в общем, составил 68 лет. Каждый десятый ребенок рождается умственно или физически неполноценным вследствие нарушения на генетическом уровне. По отдельным регионам данный показатель превысил в 3-6 раз. В большинстве промышленных районов страны одна треть жителей обладает различными формами иммунологической недостаточности. Около 15 % территорий страны занимают зоны экологического бедствия и чрезвычайных экологических бедствия и чрезвычайных экологических ситуаций. Лишь 15-20% жителей городов и поселков дышат воздухом, отвечающим установленным нормативам качества. Приблизительно 50% потребляемой жителем питьевой вода не соответствует гигиеническим требованиям. Перечень аналогических данных достаточно обширен.

В природоресурсном законодательстве и доктрине права окружающей среды выделяется ряд классификаций видов природопользования. Наиболее общей является классификация, критерием которой является объект природы. Соответственно право природопользования подразделяется на следующие виды:

  • право землепользования,

  • право недропользования,

  • право водопользования,

  • право пользования атмосферным воздухом,

  • право лесопользования,

  • право пользования растительным миром вне лесов,

  • право пользования животным миром.

В земельном законодательстве определено целевое назначение всех категорий земель в пределах территории России, соответствующее видам землепользования. Земельный кодекс РСФСР выделяет:

  • земли сельскохозяйственного назначения;

  • земли населенных пунктов;

  • земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного назначения;

Земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

  • земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса.

Кроме того, названные категории земель могут иметь внутреннюю структуру, детализирующую их назначение. Так, в состав земель городов, рабочих, курортных, дачных поселков и сельских населенных пунктов входят:

  • земли городской, поселковой и сельской застройки;

  • земли общего пользования;

  • земли сельскохозяйственного использования и другие угодья;

  • земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

  • земли, занятые лесами, а в городах - городскими лесами;

  • земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О недрах» недра предоставляются в пользование для:

  • регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга природной среды, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

  • геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых;

  • разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

  • строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

  • образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

  • сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершении.

Водный кодекс РФ (ст. 85) устанавливает, что водные объекты могут использоваться для следующих целей:

  • питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

  • здравоохранения;

  • промышленности и энергетики;

  • сельского хозяйства;

Лесного хозяйства;

  • гидроэнергетики;

  • рекреации;

  • транспорта;

  • строительства;

  • пожарной безопасности;

  • рыбного хозяйства;

  • охотничьего хозяйства;

  • лесосплава;

  • добычи полезных ископаемых, торфа и сапропеля;

  • для иных целей.

Согласно ст. 80 Лесного кодексаРФ, в лесном фонде могут осуществляться следующие виды лесных пользований:

  • заготовка древесины;

  • заготовка живицы;

  • заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и др.);

  • побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша и другие виды побочного лесопользования, перечень которых утверждается федеральным органом управления лесным хозяйством);

  • пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;

  • пользование участками лесного фонда для научно-исследовательских целей;

  • пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.

Федеральный закон «О животном мире» (ст. 34) предусматривает, что юридическими лицами и гражданами могут осуществляться следующие виды пользования животным миром:

  • охота;

  • рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих;

  • добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства. Имеется в виду отлов птиц, змей и других объектов в хозяйственных, коммерческих, эстетических и иных целях. Так, змей отлавливают для извлечения яда в целях изготовления лекарств;

  • использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других (жуков, бабочек, муравьев и др.);

  • изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания (наблюдение, мечение, фотографирование и др.);

  • извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и др.;

  • получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира (пуха птиц, меда, воска и т.п.).

Законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут быть предусмотрены и другие виды пользования животным миром (ст. 34).

Некоторые иные виды использования живых ресурсов установлены ст. 10 Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации»:

  • вылов живых ресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях для оценки состояния их запасов и определения общего допустимого улова;

  • вылов живых ресурсов для их воспроизводства и акклиматизации;

  • разведка живых ресурсов;

  • товарное выращивание живых ресурсов;

  • искусственное воспроизводство живых ресурсов.

Специфические виды использования атмосферы, регулируемые Законом «Об охране атмосферного воздуха», - потребление атмосферного воздуха для производственных нужд (ст. 41) и удаление загрязняющих веществ в процессе функционирования общества.

Подробно правовое регулирование названных видов природопользования целесообразно рассмотреть в Специальной части учебника с учетом специфики и особенностей правового регулирования использования и охраны земель, недр, вод, атмосферного воздуха, объектов растительного и животного мира.

Важное юридическое значение имеет классификация природопользования на общее и специальное. Ее критерием являются основания возникновения прав природопользования.

Охрана природных ресурсов стала одной из ряда задач, которые органы внутренних дел решают совместно с другими государствами и общественными формированиями. Для того чтобы эта работа была наиболее целенаправленной и перспективной, в настоящее время назрела необходимость в:

  1. создании специального аппарат, который бы координировал деятельность органов внутренних дел по борьбе с браконьерством и другими нарушениями природоохранительного законодательства;

  2. формировании, особенно в областях, краях и республиках с наиболее обильной и редкостной флорой и фауной, специализированных групп и подразделений; в комплекцию которых входили бы непосредственная организация и проведение комплекса мероприятий, связанных с охраной природных ресурсов;

  3. выделение конкретных сотрудников, организующих и проводящих работу по охране природы;

Ответственность за экологические правонарушение:

-Юридическая ответственность – есть лишь одна из форм обеспечения экологической безопасности населения, охраны природной среды и рационального использования ее ресурсов. Она осуществляется наряду с экономическими, политическими, нравственно-воспитательными, образовательными мерами, мерами по возмещению причиненного природе или здоровью человека вреда и иными.

За экологические правонарушения должностные лица и граждане несут дисциплинарную, материальную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации – административную и гражданско-правовую в соответствии с названным законом и иными законодательными актами Российской Федерации и ее субъектов.

Задачи юридической ответственности за экологические правонарушения являются: зашита общественных отношений в сфере экологии; наказание правонарушения; предупреждение совершения им новых правонарушений (частое предупреждение) и правонарушений со стороны других граждан (общее предупреждение); воспитание населения в духе уважения к закону и сложившемуся экологическому порядку.

Дисциплинарную ответственность несут работники предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности, за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение нормативов качества окружающей природной среды, ненадлежащую эксплуатацию очистных установок и сооружений и за нарушение иных требований природоохранительного законодательства при использовании своих обязанностей по службе или работе. Дисциплинарная ответственность выражается в наложении на виновное лицо дисциплинарного наказания в виде: замечания, выговора, строгого выговора, увольнения от должности.

Подводя итоги, можно прийти к выводу, что нынешняя организационная структура органов прокурорского надзора в природоохранной области при всех ее недочетах в основе своей отвечает современным экологическим реалиям и требованиям.

Просмотров работы: 566