АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ МОНОГОРОДОВ В КОНЦЕПЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ МОНОГОРОДОВ В КОНЦЕПЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

Клочкова У.С. 1, Асанова Н.А. 1
1Краснодарский Кооперативный Институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Естественной основой рабочей силы выступает население. Население - это совокупность поколений людей ,осуществляющих свои жизнедеятельности в конкретных исторических условиях и на конкретной территории. Наиболее важной характеристикой населения является его способность, как количественной, так и качественной репродукции. Население находится в состоянии достижения цели сохранения, развития и воспроизводства различного качества : культурной, образовательной, инвалидности, состояния здоровья, жизнеспособность и др. и добывать ресурсы, необходимые для поддержки и развития этих потенциалов.

На сегодняшний день, не определено конкретное количество населенных пунктов, являющихся монопрофильными. Данные разнятся даже в официальных источниках. Так, в 2008 году на сайте Института регионального развития называлась цифра 460, в 2009 году в «Российской газете» приводилась цитата заместителя министра регионального развития Ю. Осинцева. По его словам Министерством был установлен список из 335 городов. В 2010 году С.Миронов, выступая на совещании в Совете Федерации «Моногорода – задачи экономической и социальной модернизации», отнес к моногородам 460 городов России. Некоторые эксперты насчитали (в соответствии с критериями, выдвинутыми Минрегионразвития) 799 населенных пунктов, являющихся монопрофильными. Среди них 467 города и 332 поселка городского типа.

Монопрофильность - доминирование какой-либо отрасли промышленности или сферы хозяйства в экономической базе города.

На сайте Министерства регионального развития РФ определены следующие критерии отнесения населенных пунктов к категории монопрофильных:

1. «Наличие предприятия или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, на котором занято на основной работе более 25% экономически активного населения.

2. Наличие в населенном пункте предприятия или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, на долю которых приходится более 50% объема промышленного производства.

3. Дополнительные критерии отнесения населенных пунктов к категории монопрофильных:

- доля налогов и сборов, поступающих в бюджет муниципального образования от предприятия или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, расположенных в населенном пункте, составляет не менее 20% от общего объема налогов и сборов, поступающих в бюджет муниципального образования от всех организаций и предприятий».

Все перечисленные критерии сосредотачивают внимание на конкретных процентах и соотношениях. По мнению авторов, такой акцент на процентах не целесообразен. Например, если рассмотреть такой критерий, как объем промышленного производства, то для градообразующих предприятий он должен составлять 50%. Но если у предприятия объем промышленного производства будет составлять 49% от общего производства в населенном пункте, то населенный пункт не получит статус «монопрофильного» и не сможет претендовать на финансовую помощь.

Выделяют пять критериев отнесения населенного пункта к моногороду:

- «наличие в городе одного или нескольких однотипных предприятий, относящихся к одной отрасли, или обслуживающих один узкий сегмент отраслевого рынка, притом, что остальные предприятия города обслуживают только внутренние нужды города или проживающих в нем людей;

- наличие в городе цепочки технологически связанных предприятий, работающих на один конечный рынок, кроме предприятий, обслуживающих внутренние нужды города;

- значительная зависимость доходной части бюджета города от деятельности одного (или нескольких) крупных предприятий;

- низкая диверсификация сфер занятости населения города (однородный профессиональный состав);

- значительная удаленность города от других, более крупных населенных пунктов (что снижает возможности мобильности жителей), при наличии в городе первых двух признаков или отсутствие развитой инфраструктуры, обеспечивающей связь города с внешним миром (дороги автомобильные и железные, телефонная сеть и т.д.)».

Но самое главное это феномен самих моногородов. Сущность феномена монопрофильности состоит в жесткой зависимости между развитием всех сфер жизнедеятельности города и финансовым положением градообразующего предприятия.

Мировой финансовый кризис начавшийся в 2014 гг., привел к частичной, в некоторых случаях абсолютной приостановке работы градообразующих предприятий, нарушив жизнедеятельность множества монопрофильных населенных пунктов с населением 15857,15 тыс. человек. Структура моногородов различна.

Структура моногородов по федеральным округам

Федеральный округ

Количество субъектов РФ

Количество моногородов

Население,тыс. чел.

Центральный ФО

13

72

2 676,57

Северо-Западный ФО

7

41

1 047,98

Южный ФО

4

10

749,11

Северо-Кавказский ФО

1

4

219,69

Приволжский ФО

12

87

4 286,37

Уральский ФО

5

43

3 323,43

Сибирский ФО

8

53

3 143,25

Дальневосточный ФО

5

25

410,75

ИТОГО:

55

335

15 857,15

Структура моногородов по численности населения

 

Более 500 тыс. чел.

300-500 тыс. чел.

100-300 тыс. чел.

50-100 тыс. чел.

20-50 тыс. чел.

5-20 тыс. чел.

до 5 тыс. чел.

ИТОГО:

Количество городов

5

3

24

49

96

110

48

335

Количество жителей

2 779,3

1 192,0

3 851,6

3 398,9

3 203,7

1 288,5

142,9

15 857,2

В решении вопросов моногородов экономического характера тесно переплетаются вопросы социальной политики, социальной ответственности бизнеса, инновационного развития экономики России. Особую значимость данные вопросы приобретают для вновь образованной АР Крым без определения ее положения в составе Федеральных округов, но в тоже время с ее исторически сложившимися отраслями экономики.

Анализ деятельности моногородов доказывает их несостоятельность, проблемность, катастрофичность как в экономическом, так и в социальном аспекте. При этом, государство не пытается оказывать дополнительной государственной поддержи, а приходит к мнению, что все бесперспективные моногорода следует закрыть, а государство сможет помочь жителям только с переселением, ну и возможным финансированием на реструктуризацию отрасли. Примером может выступать ликвидация угольной отрасли в г.Шахты, г.Новошахтинск, г.Гуково, г.Зверево. Следует отметить, что некоторые города, которые прошли реструктуризацию, смогли перестроится на новый лад, но такие города как г.Гуково, г.Зверево, и недавно включенный в этот список г. Донецк остаются зависимыми от «градообразующих предприятий».

Кризисное состояние градообразующего предприятия оказывает негативное влияние на развитие малого и среднего бизнеса, увеличивает трудовую миграцию населения. Это приводит к падению доходов в бюджет городов со всеми вытекающими жизненными проблемами.

Просмотров работы: 829