ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Панаетидис Г.П. 1, Асанова Н.А. 2
1Краснодарский Кооперативный Институт
2Красноарский кооперативный институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современных условиях экономическая безопасность приобретает первостепенное значение. Важность и необходимость обеспечения экономической безопасности российской экономики декларируется в более, чем 500-х государственных нормативно-правовых актах разного уровня. В то же время вопросы обеспечения инвестиционной безопасности национальной экономики не нашли должного отражения в официальных и научных источниках.

Инвестиционная безопасность является одним из видов экономической безопасности национальной экономики. Состояние и уровень инвестиционной безопасности национальной экономики определяются системой показателей, детерминированы рядом факторов внешнего и внутреннего происхождения. Ведущая роль в обеспечении инвестиционной безопасности национальной экономики принадлежит государству. Национальные интересы представляют собой систему долгосрочных целевых установок, которые государственное руководство стремится реализовать в своей внешней и внутренней политике. Национальные интересы России – весьма широкое понятие, которое по отношению к экономике включает:

- обеспечение национальной безопасности;

- бережное и эффективное использование природных ресурсов;

- сохранение контроля над ключевыми секторами экономики;

- охрану культурного достояния;

В настоящее время экономическую безопасность для региона следует рассматривать как важнейшую характеристику экономической системы, которая определяет способность реализации национально-государственных интересов независимо от «форс-мажорных» Ситуаций, устойчивую, стабильно развивающуюся дееспособность хозяйствующих субъектов, достойные условия жизнедеятельности населения, устранение возникающих угроз их достижению.

В ранее вышедших российских исследованиях под экономической безопасностью понималась такое состояние национальной экономики, которое характеризуется ее устойчивостью, «иммунитетом» к воздействию негативных внешних и внутренних факторов. Говоря об угрозах экономической безопасности , принято выделять ,как правило ,следующие :

- целенаправленные попытки зарубежных государств взять под контроль российский рынок стратегически важного сырья, технологий , финансов, информации, транспорта;

- значительно возросшая в начале 70 –х гг. и усугубившаяся с распадом СССР и СЭВ зависимость России от импорта многих видов потребительских товаров, а также промежуточной продукции, машин и оборудования, сырья, подрывающая макроэкономическую сбалансированность и усиливающая уязвимость российской экономики перед попытками внешнего экономического и политического давления;

- обусловленность предоставления России иностранных кредитов, которая существенно ограничивает возможность для маневра при осуществлении программ структурной перестройки экономики;

- не разработанность в государственной программе системы приоритетов в вопросах привлечения и использования инвестиций и т.д.

При сложившейся в стране экономической ситуации необходимостью становится обеспечение инвестиционной безопасности, разработка критериев и требований к идущим в региональных производственных комплексами инвестиционным процессам с целью декриминализации их развития.

Важность влияния криминальных инвестиций на фоне других проблем позволяет сделать вывод о необходимости выделения вопросов, касающихся инвестиционной безопасности региональных производственных комплексов , из общих вопросов экономической безопасности.

На сегодняшний день в области экономической безопасности достаточно широко исследованы ее концептуальные основы. В то же время можно сказать, что экономическая безопасность регионов исследована неполно. Это объясняется следующими фактами:

  1. проблемы обеспечения экономической безопасности исследуются с разных экономических позиций, которые очень часто противоречат друг другу.

2. в экономическом развитии от дельных регионов наблюдается слишком большая разница, что приводит к различным подходам в решении проблем их экономической безопасности.

В результате сложившейся ситуации затрудняется выработка механизма оценки состояния экономической безопасности и принятия конкретных мер по ее обеспечению. Данное обстоятельство подтверждает актуальность исследования этой проблемы и разработку действующего механизма управления экономической безопасностью регионов.

Обзорные исследования зарубежного опыта позволяют сделать вывод, что само понятие «экономическая безопасность» возникло в управленческих структурах. Впоследствии данное определение стало неотъемлемой частью понятия «национальная безопасность». В России этот термин получил свое развитие в период проведения экономических реформ.

Изучив многообразие существующих в экономической литературе определений, в рамках данного исследования под понятием «экономическая безопасность» будем понимать способность экономической системы обеспечивать стабильный экономический рост, обеспечивать защиту интересов общества и удовлетворение его потребностей. Необходимо также указать на связь экономической безопасности страны и экономики региона, так как отсутствие экономического роста региона неизбежно влечет за собой возникновение внутренних и внешних угроз.

Главная цель обеспечения инвестиционной безопасности России – устойчивый прогресс экономики при участии иностранного капитала. Необходимо максимально возможно гармонизировать интересы государства и иностранных инвесторов с учетом места и роли, отведенных российскими властями иностранному капиталу в экономических и социальных планах развития. При этом инвестиционная безопасность не подразумевает препятствий или тотальных ограничений перелива иностранных капиталов с международных рынков на российские, она предполагает лишь упорядочение этих процессов. В соответствии с Концепцией национальной безопасности РФ ситуация, угрожающая инвестиционной безопасности России, может формироваться на трех уровнях :

-международном;

- государственном;

- частных инвесторов;

Мы считаем, что систему обеспечения инвестиционной безопасности можно определить как совокупность организаций и институтов, осуществляющих комплекс мер и устанавливающих механизм контроля инвестиционной деятельности н общенациональном и региональном уровнях, а также выявление, нейтрализацию и предотвращение проявлений негативного влияния деятельности иностранного капитала на российскую экономику. При этом принятие решений в сфере инвестиционной безопасности требует использования системы соответствующих показателей, например, динамики и структуры инвестиций.

Важнейшими задачами системы экономической (в том числе инвестиционной) безопасности являются сбор, обработка и анализ информации, необходимой для разносторонней оценки экономической деятельности, осуществляемой при участии иностранных инвесторов (в том числе ее народнохозяйственной эффективности); выявление проявлений негативного влияния иностранных инвестиций на различные аспекты национальной экономики; выявление соответствия интересов инвесторов российским интересам; определение отраслевой и региональной (географической) структуры иностранных инвестиций и ее оптимизация; принятие необходимых решений и осуществление мер для предотвращения или нейтрализации негативных проявлений экономической деятельности инвесторов и т. д.

Таким образом, региональные и инвестиционные аспекты экономической безопасности тесно взаимосвязаны, поскольку инвестиции имеют конкретное территориальное размещение, а региональный инвестиционный климат и региональная инвестиционная политика являются составляющими общего инвестиционного климата страны и, соответственно, федеральной политики в этой сфере. Именно региональная политика должна быть инструментом решения нескольких взаимосвязанных задач : привлечения инвестиций для обеспечения социально-экономического развития конкретного региона (путем предоставления региональных льгот, создания свободных экономических зон и др.); корректировки федеральной политики в этой сфере с учетом региональной специфики; сбора и анализа информации, необходимой для оценки эффективности инвестиционных процессов и деятельности предприятий с иностранными инвестициями.

Просмотров работы: 1660