Инвестиционная безопасность является одним из видов экономической безопасности национальной экономики. Состояние и уровень инвестиционной безопасности национальной экономики определяются системой показателей, детерминированы рядом факторов внешнего и внутреннего происхождения. Ведущая роль в обеспечении инвестиционной безопасности национальной экономики принадлежит государству. Национальные интересы представляют собой систему долгосрочных целевых установок, которые государственное руководство стремится реализовать в своей внешней и внутренней политике. Национальные интересы России – весьма широкое понятие, которое по отношению к экономике включает:
- обеспечение национальной безопасности;- бережное и эффективное использование природных ресурсов;
- сохранение контроля над ключевыми секторами экономики;
- охрану культурного достояния;
В настоящее время экономическую безопасность для региона следует рассматривать как важнейшую характеристику экономической системы, которая определяет способность реализации национально-государственных интересов независимо от «форс-мажорных» Ситуаций, устойчивую, стабильно развивающуюся дееспособность хозяйствующих субъектов, достойные условия жизнедеятельности населения, устранение возникающих угроз их достижению.
В ранее вышедших российских исследованиях под экономической безопасностью понималась такое состояние национальной экономики, которое характеризуется ее устойчивостью, «иммунитетом» к воздействию негативных внешних и внутренних факторов. Говоря об угрозах экономической безопасности , принято выделять ,как правило ,следующие :
- целенаправленные попытки зарубежных государств взять под контроль российский рынок стратегически важного сырья, технологий , финансов, информации, транспорта;
- значительно возросшая в начале 70 –х гг. и усугубившаяся с распадом СССР и СЭВ зависимость России от импорта многих видов потребительских товаров, а также промежуточной продукции, машин и оборудования, сырья, подрывающая макроэкономическую сбалансированность и усиливающая уязвимость российской экономики перед попытками внешнего экономического и политического давления;
- обусловленность предоставления России иностранных кредитов, которая существенно ограничивает возможность для маневра при осуществлении программ структурной перестройки экономики;
- не разработанность в государственной программе системы приоритетов в вопросах привлечения и использования инвестиций и т.д.
При сложившейся в стране экономической ситуации необходимостью становится обеспечение инвестиционной безопасности, разработка критериев и требований к идущим в региональных производственных комплексами инвестиционным процессам с целью декриминализации их развития.
Важность влияния криминальных инвестиций на фоне других проблем позволяет сделать вывод о необходимости выделения вопросов, касающихся инвестиционной безопасности региональных производственных комплексов , из общих вопросов экономической безопасности.
На сегодняшний день в области экономической безопасности достаточно широко исследованы ее концептуальные основы. В то же время можно сказать, что экономическая безопасность регионов исследована неполно. Это объясняется следующими фактами:
проблемы обеспечения экономической безопасности исследуются с разных экономических позиций, которые очень часто противоречат друг другу.
2. в экономическом развитии от дельных регионов наблюдается слишком большая разница, что приводит к различным подходам в решении проблем их экономической безопасности.
В результате сложившейся ситуации затрудняется выработка механизма оценки состояния экономической безопасности и принятия конкретных мер по ее обеспечению. Данное обстоятельство подтверждает актуальность исследования этой проблемы и разработку действующего механизма управления экономической безопасностью регионов.
Обзорные исследования зарубежного опыта позволяют сделать вывод, что само понятие «экономическая безопасность» возникло в управленческих структурах. Впоследствии данное определение стало неотъемлемой частью понятия «национальная безопасность». В России этот термин получил свое развитие в период проведения экономических реформ.
Изучив многообразие существующих в экономической литературе определений, в рамках данного исследования под понятием «экономическая безопасность» будем понимать способность экономической системы обеспечивать стабильный экономический рост, обеспечивать защиту интересов общества и удовлетворение его потребностей. Необходимо также указать на связь экономической безопасности страны и экономики региона, так как отсутствие экономического роста региона неизбежно влечет за собой возникновение внутренних и внешних угроз.
Главная цель обеспечения инвестиционной безопасности России – устойчивый прогресс экономики при участии иностранного капитала. Необходимо максимально возможно гармонизировать интересы государства и иностранных инвесторов с учетом места и роли, отведенных российскими властями иностранному капиталу в экономических и социальных планах развития. При этом инвестиционная безопасность не подразумевает препятствий или тотальных ограничений перелива иностранных капиталов с международных рынков на российские, она предполагает лишь упорядочение этих процессов. В соответствии с Концепцией национальной безопасности РФ ситуация, угрожающая инвестиционной безопасности России, может формироваться на трех уровнях :
-международном;
- государственном;
- частных инвесторов;
Мы считаем, что систему обеспечения инвестиционной безопасности можно определить как совокупность организаций и институтов, осуществляющих комплекс мер и устанавливающих механизм контроля инвестиционной деятельности н общенациональном и региональном уровнях, а также выявление, нейтрализацию и предотвращение проявлений негативного влияния деятельности иностранного капитала на российскую экономику. При этом принятие решений в сфере инвестиционной безопасности требует использования системы соответствующих показателей, например, динамики и структуры инвестиций.
Важнейшими задачами системы экономической (в том числе инвестиционной) безопасности являются сбор, обработка и анализ информации, необходимой для разносторонней оценки экономической деятельности, осуществляемой при участии иностранных инвесторов (в том числе ее народнохозяйственной эффективности); выявление проявлений негативного влияния иностранных инвестиций на различные аспекты национальной экономики; выявление соответствия интересов инвесторов российским интересам; определение отраслевой и региональной (географической) структуры иностранных инвестиций и ее оптимизация; принятие необходимых решений и осуществление мер для предотвращения или нейтрализации негативных проявлений экономической деятельности инвесторов и т. д.
Таким образом, региональные и инвестиционные аспекты экономической безопасности тесно взаимосвязаны, поскольку инвестиции имеют конкретное территориальное размещение, а региональный инвестиционный климат и региональная инвестиционная политика являются составляющими общего инвестиционного климата страны и, соответственно, федеральной политики в этой сфере. Именно региональная политика должна быть инструментом решения нескольких взаимосвязанных задач : привлечения инвестиций для обеспечения социально-экономического развития конкретного региона (путем предоставления региональных льгот, создания свободных экономических зон и др.); корректировки федеральной политики в этой сфере с учетом региональной специфики; сбора и анализа информации, необходимой для оценки эффективности инвестиционных процессов и деятельности предприятий с иностранными инвестициями.