РЕЭКСПОРТ ГАЗА В СТРАНАХ ЗАРУБЕЖНОЙ ЕВРОПЫ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РЕЭКСПОРТ ГАЗА В СТРАНАХ ЗАРУБЕЖНОЙ ЕВРОПЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Традиционно принято говорить об импорте и экспорте товаров и услуг. Но почему-то редко упоминают, что существует еще и понятие реэкспорта. Реэкспорт – это вывоз из страны ранее ввезенных в нее товаров для перепродажи в другие страны. Природный газ – один из товаров, который может являться предметом реэкспорта.

Практика перезагрузки уже разгруженного СПГ обратно на танкер имеет логику. И это становится все более важным фактором движения потоков СПГ в Европе. Огромная прибыль поступает в бюджеты стран от перезагрузки газа в Бельгии, Испании и Франции для экспорта на рынки с более высокими ценами [1].

И если причины или условия для того, чтобы быть экспортером или импортером, вполне очевидны – либо иметь избыток ресурсов, либо их недостаток, то условия для становления страной-реэкспортером газа требуют изучения.

Однако большинство стран не предоставляет информации о перегрузке товара и поэтому очень сложно найти и проанализировать данные об объемах реэкспорта и сделать вывод о его количестве. Более того, практически невозможно говорить о том, что какая-либо страна является реэкспортером, опираясь только на статистические данные, так как их просто нет. Единственным источником такой информации становятся статьи и мимолетные упоминания в сводках новостей. Тем не менее, на их основе можно с уверенностью заявить, что крупнейшими реэкспортерами газа в настоящее время являются Бельгия, Испания и Португалия [2].

Перспективные страны для реэкспорта газа

В таблице учтены потоки газа, проходящие по газопроводу в/из той или иной страны, СПГ, доставляемый танкерами, собственное производство, а также потребление. Путем нехитрым математических вычислений в итоге выведен баланс, который отражает количество газа, которое должно было остаться в собственности той или иной страны после всех проведенных операций экспорта, импорта и потребления.

Таблица 1 – Методика оценки стран по возможности реэкспорта газа (млрд куб. м)

 

Входящие потоки газа

Собственное производство

Исходящие потоки газа

Потребление

Входящие/исходящие потоки СПГ

Баланс

Австрия

6,8

   

8,5

 

-1,7

Бельгия

29,6

   

16,8

3,2/0,3

15,7

Чехия

11

   

8,4

 

2,6

Финляндия

3,5

   

2,8

 

0,7

Франция

30,5

   

42,8

8,7/0,9

-4,5

Германия

95,8

8,2

 

83,6

 

20,4

Греция

3

   

3,6

 

-0,6

Венгрия

5,9

   

8,6

 

-2,7

Ирландия

4,9

   

4,5

 

0,4

Италия

51,6

7,1

 

64,2

5,5/0,6

-0,6

Нидерланды

21,5

68,7

53,2

37,1

 

-0,1

Польша

11,4

4,2

 

16,7

 

-1,1

Словакия

5,3

   

5,4

 

-0,1

Испания

15,3

   

29

14,9/1,6

-0,4

Турция

38,2

   

45,6

6,1/0,7

-2

Великобритания

41,9

36,5

8,9

73,1

9,3/1

4,7

Ост. Европа

20,7

 

29,9

   

-9,2

Источник: составлено автором по данным статистического обзора мировой энергетики компании ВР, http://www.bp.com/content/dam/bp/pdf/Energy-economics/statistical-review-2014/BP-statistical-review-of-world-energy-2014-full-report.pdf (дата обращения 22.05.2015)

Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод, что у семи стран есть теоретическая возможность реэкспортировать газ, а у Бельгии остается больше всего возможностей для реэкспорта, так как после использования на нужды страны остаются почти самое большое количество неиспользованного газа. Тем не менее, остается еще возможность неучтенных данных, то есть существует возможность того, что объемы газа, идущих на реэкспорт, не включаются в общий импорт и, соответственно, экспорт страны.

Согласно имеющимся ограниченным данным, назовем Бельгию самой успешной из европейских стран-реэкспортеров, страну, которая, не имея ни капли газа в своих недрах, является полноценным игроком на газовом рынке. Остается разобрать условия, которые помогли ей занять это положение, ведь только наличия газа недостаточно.

Оценка экономико-географического положения страны для реэкспорта газа (на примере Бельгии)

Одним из важных факторов формирования рыночного пространства наряду с природными ресурсами, населением, инфраструктурой является экономико-географическое положение. Экономико-географическое положение (ЭГП) – это отношение объекта города, района, страны к вне его лежащим объектам, имеющим то или иное экономическое значение, – все равно, будут ли эти объекты природного порядка или созданные в процессе истории (по Н.Н.Баранскому). Другими словами, ЭГП – положение в экономическом пространстве, которое определяется по отношению и к природным элементам окружающей среды, и к созданным человеком элементам искусственной среды, и к размещению самого населения [3].

Для данной работы ЭГП можно назвать рыночным положением. Согласно работам Е. Л. Плисецкого (2001), рыночное положение – положение страны относительно своих ближайших торговых партнеров, мировых торговых путей, центров производства и потребления, а также потенциальных рынков сбыта важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. В оценке рыночного положения географического объекта существуют следующие аспекты: учет расстояния доставки и времени - это пути сообщения и коммуникации, а также учет особенностей размещения – для потребителей товаров, потребителей услуг и для поставщиков сырья, энергии, материалов, комплектующих деталей и узлов [4].

Для оценки степени благоприятности ЭГП страны (в том числе рыночного) необходимо рассмотреть различные аспекты на разномасштабном уровне. В работах Н.Н.Баранского ЭГП предлагается рассматривать на различных территориальных уровнях. Первый из них – микроположение – положение страны по отношению к соседним приграничным государствам. Соседями первого порядка для Бельгии являются Нидерланды, Германия, Люксембург, Франция и Великобритания. Соседи второго порядка: Польша, Чехия, Австрия, Лихтенштейн, Швейцария, Монако, Италия, Андорра, Испания, Ирландия и Дания. Соседи третьего порядка: Швеция, Россия, Литва, Белоруссия, Словакия, Венгрия, Словения, Сан-Марино, Ватикан, Хорватия, Черногория, Албания, Греция, Португалия. Итак, анализируя положение Бельгии относительно других стран, можно утверждать, что она хоть и не занимает центральное положение, но окружена одними из самых развитых и экономически успешными странами. Более того, большинство из этих стран имеют высокую плотность газотранспортной сети, что видно на диаграмме (Приложение 1)

Мезоположение – относительно групп стран, образующих исторически сложившиеся регионы. Бельгия входит в Бенилюкс – межправительственную организацию, представляющую собой политический, экономический и таможенный союз в Западной Европе, включающий в себя Бельгию, Нидерланды и Люксембург. Союз этих трех государств берет свое начало еще в первой половине прошлого столетия, а Таможенная Конвенция, освобождающая торговлю между странами от пошлин, вступила в силу в 1948 году. А позже, в 1951 году, подписанный странами Бенилюкса, Германией, Францией и Италией договор об учреждении Европейского объединения угля и стали положил начало созданию Европейского Союза, членом которого Бельгия является до сих пор [5].

Макроположение страны должно быть оценено на глобальном уровне, т. е. по близости к материкам, океанам, международным торговым путям. И еще более важной эта характеристика становится, когда речь идет о реэкспорте, ведь чем удобнее поставки – тем дешевле.

И если для Испании и Португалии роль сыграла их близость (по сравнению с другими странами Европы) к поставщикам газа – Катару, Алжиру, Нигерии, то для Бельгии главным фактором стало ее центральное положение.

Бельгия имеет выход к морю, соседствует с импортерами газа – Германией, Францией. Мощная инфраструктура связывает ее и с Италией, Великобританией, Норвегией и многими другими странами. Более того, она находится на пересечении двух главных путей поставок газа, это восток/запад: Россия-Великобритания и север/юг: Норвегия-Южная Европа.

Порты Бельгии также является частью проекта Морские Магистрали в рамках Европейского проекта TEN-T: транс-европейские транспортные сети. Это транспортная политика, целью которой является соединение континента с запада на восток и с севера на юг. Это политика призвана сократить разрыв между транспортными системами стран-членов ЕС, устранить технические барьеры для развития рынков. Программа затрагивает автомобильные, железнодорожные, воздушные и морские сети.

Через Бельгию проходят 3 из 9 путей. Рейн-Альпийский коридор соединяет Северное море с Миланом и Генуя, Североморско-Средиземноморский коридор соединяет ирландские порты с южнофранцузскими, а Североморско-Балтийский проходит из Северного моря в прибалтийские страны и даже в Хельсинки.

В рамках проекта TEN-T была удвоена пропускная способность маршрута Зебрюгге-Эсбйерг (Дания). Это сократило выбросы СО2 и уменьшило нагрузку на сеть автодорог. Этот проект стал началом для Benelux-Scandinavia short sea bridge. Это предполагает движение морского транспорта вдоль побережья, без пересечения океана.

Важной его частью является небольшая сеть Роттердам-Гетеборг. Как заявили авторы инициативы, она поможет судоходным компаниям перейти на суда, полностью использующие СПГ в качестве топлива. А также соответствовать требованиям о выбросах серы. Проект также предполагается способствовать интеграции внутренних рынков. Этот проект является приоритетным для Европейской Комиссии. Они выделили 34 млн евро на развитие этой инфраструктуры как более эффективную и чистую альтернативу нефти. Выбросы от СПГ вообще по сравнению с обычными видами топлива содержат меньше оксида серы, оксида азота, диоксида углерода и частиц выхлопных газов.

Все эти проекты призваны для того, чтобы транспортным компаниям было легче перейти на СПГ с целью сократить выбросы СО2. С 1973 года существует международная конвенция по сокращению загрязнения окружающей среды морскими судами. В ее рамках с 2005 года существуют зоны ограничения выбросов серы, которые к 2015 году достигнут минимальных значений. И Балтийское море является такой зоной, зоной SECA (Sulphur Emission Control Areas), в которой контролируется выброс оксидов серы и запрещается использование судового топлива с содержанием серы более 1,5%.

С этой же целью создан и проект под названием «LNG Masterplan for Rhine-Main-Danube» (Рейн-Майн-Дунай), который разработан с целью перевода внутриевропейского речного транспорта на СПГ. Обоснованием проекта послужили несколько аспектов. Перевод речного транспорта на СПГ позволит значительно снизить выбросы в окружающую среду, а в перспективе планируется смешивать СПГ с био-газом и тем самым снизить их ещё больше. Для этого проект предусматривает пункты заправки СПГ на всем пути Рейн-Дунай к 31 декабря 2020 года.

Таким образом, можно увидеть, что положение Бельгии на континенте довольно выгодно: она находится в центральной части ЕС, окружена такими же развитыми странами, как и она сама, странами, которые являются выгодными торговыми и политическими партнерами, тем более, что с некоторыми из них Бельгию связывают как раз такие дружеские отношения и давние союзы, которым он не изменяет уже больше полувека. Бельгия имеет и выход к морю, что всегда являлось залогом успешной торговли, и хотя сейчас это не основной способ доставки, в некоторых случаях он играет важную роль. А ключевым элементом морской инфраструктуры является порт. Для Бельгии это порт Зебрюгге, являющийся ключевым элементом всех вышеназванных проектов.

Инфраструктура реэкспортных газовых поставок (на примере порта Зебрюгге)

Порт Зебрюгге, административно входящий в город Брюгге, имеет идеальное положение для того, чтобы обслуживать рынки континентальной Европы и Британских островов. Это относительно молодой порт с современной инфраструктурой и оборудованием, позволяющим обслуживать даже самые большие суда.

Зебрюгге – многоцелевой порт. Его деятельность сосредоточена не только на обслуживании судов типа ро-ро, прибрежный порт имеет огромное значение для межконтинентальных контейнерных перевозок, обычных грузов, СПГ, круизных лайнеров и не в последнюю очередь для трафика новых автомобилей.

Зебрюгге – развивающийся порт. Грузооборот там увеличивается каждый год, хотя количество судов, заходящих в порт, и уменьшается. Причина кроется в том, что увеличивается размер этих судов: и перевозящих контейнеры, и суды типа ро-ро, и танкеры СПГ.

Зебрюгге – глубоководный порт. В нем гарантируется достаточная глубина воды в канале для доступа к внешнему порту и вдоль набережных, благодаря чему крупные контейнеровозы могут быть загружены и разгружены в любое время. Это является конкурентным преимуществом, которое ставит порт в расписание многих мировых судоходных компаний.

Зебрюгге играет ключевую роль в торговле газом: хаб Зебрюгге – один из ведущих европейских спотовых рынков.

В сочетании с широким спектром услуг по межконтинентальным перевозкам и хорошими связями с внутренними районами Европы, Зебрюгге особенно подходит международным компаниям как источник распространения продукции на европейские и международные рынки. Зебрюгге вырос из чисто транзитного порта в логистическую платформу и на сегодняшний день является двигателем региональной экономики.

Порт официально делится на четыре зоны: внешний и внутренний порт, канал Болдуина (между Брюгге и Зебрюгге) и Брюгге, транспортная зона Брюгге [6].

Именно в последнем расположен терминал для газопровода «Интерконнектор». Построенный как принимающий терминал, чтобы контролировать давление и температуру газа, полученного из Великобритании, перед его дальнейшим продвижением в бельгийскую национальную сеть. В 2005 году проведенная модернизация позволила увеличить пропускную способность терминала для экспорта газа из Бельгии. В настоящее время пропускная способность терминала составляет 74 млн куб. м в день. Во внутреннем порте такой же терминал отвечает за прием газа из Норвегии с месторождения Слейпнир по трубопроводу Зипайп, его технически возможная пропускная способность составляет 42 млн куб. м в день. В терминале удаляются возможные остаточные жидкости и твердые вещества, регулируется давление и температура газа. Более того, там измеряется объем и проверяется качество перед тем, как газ отправится дальше [7].

А во внешнем и внутреннем портах находятся соответственно терминал по приему СПГ и его хранилища. Оператором этих двух объектов, как и оператором всей газотранспортной инфраструктуры Бельгии, чьи газопроводы выходят и за ее пределы, является бельгийская компания Fluxys. Терминал СПГ, его хранилище и мощности по транспортировке газа являются главными объектами инфраструктуры, без которой невозможен реэкспорт газа.

СПГ терминал в Зебрюгге служит воротами для поставок газа в северо-западную Европу. Любой СПГ, разгруженный в терминале, идет дальше на внутренний бельгийский рынок, продается на хабе Зебрюгге, либо идет дальше на рынки Великобритании, Нидерландов, Германии, Франции и Южной Европы.

Терминал предоставляет возможности по загрузке и разгрузке танкеров с СПГ, который затем размещается в хранилищах в качестве резервного запаса. Оттуда он может быть загружен обратно на СПГ танкер либо может быть регазифицирован и загружен в газопроводную систему страны для дальнейшей транспортировки.

Так, например, СПГ уходит на азиатский рынок, в основном в Японию, в которой после истории с Фукусимой СПГ стал особенно востребованным, отсюда и возрастание цен, которое произошло с тех пор. А в периоды высоких цен на спотовых рынках, разница между ценами покупки и продажи для стран-реэкспортеров значительно превышает расходы на транспортировку. Однако, газ не всегда реэкспортируется за пределы Европы: поток СПГ, идущий на европейский рынок (в основном Турцию и Италию) имеет меньшую абсолютную стоимость, как и меньшие затраты на транспортировку [1].

Газотранспортная сеть Бельгии имеет тесное внутреннее соединение с соседними магистральными сетями, что предоставляет широкий доступ к рынку северо-западной Европы и производственным объектам.

18 точек соединения (interconnection points) с соседними газотранспортными системами позволили компании Fluxys Belgium превратить бельгийскую сеть газопроводов в главный перекресток потоков газа в северо-западной Европе:

  • Потоки газа из Нидерландов и Норвегии во Францию, Испанию, Италию

  • Потоки британского газа в континентальную Европу

  • Потоки российского газа в другие страны, включая Великобританию

  • Потоки газа в Люксембург

  • Потоки газа из Зебрюгге на другие рынки [8]

Внутренняя сеть Бельгии насчитывает более 4100 км трубопроводов. Каждый год Fluxys транспортирует около 19 млрд куб. м газа для внутреннего потребления и 90 млрд куб. м для других стран.

Не последнюю роль для функционирования порта играет и наличие хранилища газа. ПХГ (подземные хранилища газа) в значительной мере способствуют надежности снабжения потребителей газом. Они позволяют выравнивать суточные колебания газопотребления и удовлетворять пиковый спрос в зимний период. Это дает поставщикам резервный запас газа, когда им надо обеспечить непрерывность поставок для конечного потребителя независимо от времени года, колебаний температуры, форс-мажорных обстоятельств. Вместимость такого хранилища в порту составляет 700 млн куб. м природного газа.

Следующие три графика (1, 2, 3) дают возможность оценить масштабы поставок газа в порт.

График 1 – Потоки СПГ в терминал порта Зебрюгге

Источник: составлено автором по данным международного энергетического агентства, http://www.iea.org/gtf/index.asp (дата обращения 27.05.2015)

График 2 – Потоки природного газа в терминал газопровода Интерконнектор (Великобритания) в порте Зебрюгге

Источник: составлено автором по данным международного энергетического агентства, http://www.iea.org/gtf/index.asp (дата обращения 27.05.2015)

График 3 - Потоки природного газа в терминал газопровода Зипайп (Норвегия) в порте Зебрюгге

Источник:составлено автором по данным международного энергетического агентства, http://www.iea.org/gtf/index.asp (дата обращения 27.05.2015)

СПГ, исходя из графика, поставляется регулярно и, как правило, в мало меняющемся количестве. Хотя и видно, что в последние три месяца поставки увеличиваются. Тем не менее, трудно делать долгосрочные прогнозы. А вот поставки с британского Интерконнектора очень малы с октября по март. Поставки с норвежского Зипайп не иссякают и не меняются на протяжении всего года.

Страны-реэкспортеры, а не традиционные экспортеры и импортеы, являются самым интересным элементом работы рынка. Страны, преимущественно не имеющие не капли газа и при этом являющиеся активными игроками на рынке его продажи. Проведенная автором типология выявила страны, которые теоретически имеют возможность реэкспортировать газ в силу его излишка согласно составленному балансу. Но, как показывает практика, только газа для этого недостаточно. С экономической точки зрения страна должна иметь выгодное положение среди своих потенциальных клиентов для удобства поставок, а с практической – развитую инфраструктуру для осуществления этих самых поставок.

На примере Бельгии в работе показана совокупность этих факторов: и ЭГП, важным элементом которого являются не только центральное положение и близость к потенциальным покупателям, но еще и выход к морю, который сразу же увеличивает зону распространения продукции; и инфраструктура, которая предполагает не только развитую сеть газопроводов, но и наличие терминала СПГ, хранилища газа и крупного порта, позволяющего принимать огромные суда, в том числе и танкеры СПГ.

Список использованной литературы.

  1. Will European LNG reloads continue? – http://www.timera-energy.com/will-european-lng-reloads-continue/ (дата обращения 06.05.2015)

  2. Ross McCracken. LNG market undergoing major shifts in trading patterns. – http://www.platts.com/news-feature/2013/naturalgas/global-lng/index

  3. Словарь терминов. – http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/61562 (дата обращения 14.05.2015)

  4. Плисецкий Е. Л. Россия и мировой рынок [Текст] /Е. Л. Плисецкий. – М.: Аст-Пресс, 2001. – 342 с.

  5. Европейский Союз. – https://ru.wikipedia.org/wiki/Европейский_союз (дата обращения 15.05.2015)

  6. Zeebrugge, main gateway to Europe. Overview. –http://www.portofzeebrugge.be/en/node/417 (дата обращения 04.05.2015)

  7. GASSCO. Receiving terminals in Belgium and France. – http://www.gassco.no/en/our-activities/receiving-terminals/terminals-belgium-france/ (дата обращения 05.05.2015)

  8. A model interconnecting the Northwest European market areas and Belgian final customers.–http://www.fluxys.com/belgium/en/Services /Transmission/Transmission (дата обращения 06.05.2015)

Приложение 1

Рисунок 1 – Страны-соседи Бельгии (страны первого, второго и третьего порядка)

Соседи первого порядка:

  1. Нидерланды

  2. Великобритания

  3. Люксембург

  4. Германия

  5. Франция

Соседи второго порядка:

  1. Италия

  2. Ирландия

  3. Испания

  4. Австрия

  5. Дания

  6. Чехия

  7. Польша

  8. Швейцария

  9. Лихтенштейн, Андорра, Монако

Соседи третьего порядка:

  1. Белоруссия

  2. Россия

  3. Литва

  4. Украина

  5. Венгрия

  6. Хорватия

  7. Словакия

  8. Португалия

  9. Греция

  10. Словения

  11. Швеция

  12. Албания

  13. Черногория, Сан-Марино, Ватикан

Просмотров работы: 1068