ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОСОБЕННОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ПРЕДПРИЯТИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОСОБЕННОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

Фурсова В.Р. 1
1ФГБОУ ВО СГАУ им. Н.И. Вавилова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Важное значение для эффективного финансового управления на предприятии имеет организация потоков денежных средств предприятия с учетом внешних условий и особенностей его хозяйственной деятельности.

Таким образом, одной из наиболее важных управленческих задач, стоящих перед руководством предприятия, является организация движения денежных и материальных потоков. С одной стороны, необходимо обеспечить максимум поступлений средств в единицу времени, с другой стороны, наиболее эффективно использовать имеющиеся средства. В современных условиях при высоком уровне инфляции задержки в поступлении средств ведут к их быстрому обесцениванию, а неразумное использование - к падению доходности предприятия. Чтобы выбрать наилучшую форму организации потоков денежных средств, необходимо рассмотреть факторы, влияющие на их объем и характер формирования во времени. Существующие в современной экономической литературе подходы позволяют следующим образом сформировать основные факторы потоков денежных средств, подразделив их на внутренние и внешние табл.1.

Таблица 1 - Основные факторы, влияющие на формирование потоков денежных средств предприятия [2]

Внешние факторы

Внутренние факторы

1. Система налогообложения предприятия

2. Действующая система расчетов с покупателями продукции и поставщиками материалов (сырья)

3. Состояние конъюнктуры рынка

4. Возможность получения кредита

5. Принятая практика расчетов по операциям

6. Возможность получения целевого финансирования и (или) долгосрочных беспроцентных займов

7. Состояние конъюнктуры рынка ценных бумаг

1. Сезонность производства и реализации готовой продукции, а также снабжения сырьем и материалами

2. Длительность финансового цикла

3. Темпы роста производства

4. Возможность и необходимость инвестиций

5. Амортизационная политика предприятия

6. Принятая финансовая стратегия

7. Коэффициент операционного левереджа

Основную роль играют следующие внешние факторы:

Система налогообложения предприятия. Налоги - обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством [1].

Принятая система расчетов с покупателями продукции и поставщиками сырья. В данном случае принятая система расчетов с покупателями продукции, а также с поставщиками сырья и материалов, необходимых для производства продукции оказывает огромное влияние на формирование потоков денежных средств. Если на предприятии развита система кредитования покупателей, следовательно, как правило, у такого предприятия возрастает величина дебиторской задолженности покупателей за поставленный товар и снижается размер реальной суммы выручки от продаж. А на сегодняшний день, в связи с трудной экономической ситуацией в нашей стране, предприятия, которые занимаются производством сырьевых ресурсов, работают с промышленными предприятиями по предоплате, не предоставляя возможности кредитования покупки сырья и материалов.

Состояние конъюнктуры рынка. При изменении конъюнктуры рынка предприятие может потерять уже имеющиеся рынки сбыта своей продукции и не приобрести другие, что вполне может вызвать весьма серьезные финансовые трудности у хозяйствующего субъекта и уменьшить приток денежных средств и соответственно увеличить их отток.

Возможность получения кредита. Данная возможность может улучшить положение предприятия в финансовой сфере, создать новые притоки денежных средств, однако при этом возникают и оттоки в виде процентов за кредит и возврата суммы кредита после определенной в кредитном договоре дате.

Принятая практика расчетов по операциям. Влияние данного фактора идентично влиянию рассмотренного выше фактора принятая система расчетов с покупателями продукции и поставщиками сырья.

Возможность получения целевого финансирования или долгосрочных беспроцентных займов. Влияние данного фактора на формирование потоков денежных средств состоит в том, что при получении конкретным предприятием долгосрочных беспроцентных займов, у данного предприятия возникает приток денежных средств, который при этом не уменьшается на сумму оттока процентов за предоставленный займам.

Состояние конъюнктуры рынка ценных бумаг. Как правило, любое предприятие кроме осуществления текущей, т.е. операционной деятельности, осуществляет также инвестиционную деятельность, которая заключается во вложении средств в акции других предприятий. Кроме того, предприятия сами выпускают в обращение собственные акции. Соответственно, любые колебания конъюнктуры рынка ценных бумаг могу вызвать либо рост, либо уменьшение размера как притока, так и оттока денежных средств.

При формировании потоков денежных средств необходимо особо учитывать следующие внутренние факторы: сезонность производства и реализации готовой продукции, а также снабжения сырьем и материалами, длительность финансового цикла, темпы роста производства, возможность и необходимость инвестиций, амортизационная политика предприятия, принятая финансовая стратегия предприятия.

Речь идет об управлении финансами предприятия с позиций приемлемого соотношения уровня риска и доходности финансовой деятельности. Существуют три подхода к формированию активов предприятия: консервативный, умеренный, агрессивный [5].

При консервативной финансовой политике предприятие финансирует часть требуемого капитала за исключением дебиторской задолженности на долгосрочной основе [3]. Предприятие будет вынуждено платить проценты по задолженности во время сезонных минимумов, когда нет потребности в капитале. При агрессивной финансовой политике предприятие финансирует часть своих постоянных оборотных средств за счет краткосрочной ссуды [6]. Чем больше доля, финансируемая за счет краткосрочных ссуд постоянно необходимого капитала, тем более агрессивна финансовая политика предприятия.

Выбор того или иного подхода определяет формирование и структуру денежных потоков предприятия (привлечение средств из различных источников и расходование средств по различным направлениям).

Любое изменение выручки от реализации продукции всегда порождает более сильное изменение прибыли. Сила воздействия операционного левереджа указывает на степень предпринимательского риска, связанного с данным предприятием. Чем больше сила воздействия операционного левереджа, тем больше предпринимательский риск.

Проявлением операционного левериджа является влияние изменения объема продаж на прибыль, или для потоков денежных средств - это изменение чистого денежного потока при изменении объема реализации.

При остром дефиците денежных средств формирование и управление потоками денежных средств с учетом влияния всех вышеизложенных внешних и внутренних факторов является важнейшей задачей для финансового менеджмента предприятия. Сегодня в России многие промышленные предприятия не имеют достаточно средств для формирования нормальных денежных потоков, обслуживающих текущую хозяйственную деятельность. Так, денежный компонент выручки, по данным проведенного общероссийского исследования составляет около 20% [4]. Средние сроки расчета с поставщиками для России составляют шесть и более месяцев. Объем текущих обязательств предприятий приближается к шести- , восьмимесячному объему выручки. Предприятия умудряются как-то выживать при очень длительных сроках расчета и при минимальном размере денежной компоненты выручки.

Список литературы:

  1. Лобан Л. А., Пыко В.Т. Экономика предприятия / Л. А. Лобан, В. Т. Пыко. М.: Современная школа, Мисанта, 2011, 432 с.

2. Дозоров, А.В., Третьяк, Л.А. Теоретико-методические аспекты оценки эффективности воспроизводства основных средств сельскохозяйственных предприятий // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2012. № 3. С. 41-43.

  1. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организаций (предприятий) / И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова. М.: Проспект, 2010. - 560 с.

4. Шафронова, А. Новый подход к эффективности производства / А.Шафронова // Экономист.- 2013.- № 4.- С. 82.

5. Баскакова, О.В. Экономика предприятия (организации) / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. - М.: Дашков и Ко, 2012 101 с.

6. Басовский, Л.Е. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / Л.Е. Басовский. – М.: Инфра-М, 2013. 357 с.

7. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп./ Г.В. Савицкая - М.: ИНФРА-М, 2014, 371 с.

Просмотров работы: 916