СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Омарова М.О. 1
1ФГБОУ ВО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из актуальных проблем современных общеобразовательных учреждений остается проблема социализации обучающихся, связанная со школьной дезадаптацией. Решение ее особенно важно на начальном этапе обучения, связанном с возрастными особенностями младшего школьника: изменением социальной ситуации (приход в школу), изменением ведущей деятельности (игровая заменяется на учебную) и началом деловых отношений с общественными взрослыми (учителями и руководством школы).

Концепции социализации личности рассматривались в западной философии и психологии такими учеными как Дж. Дьюи, А. Маслоу, Ж. Пиаже, З. Фрейд, Э. Эриксон, В. Кукартц П. Фулкье. В отечественной науке вопросами социализации в общей системе формирования нового человека занимались Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т. Шацкий, А.С.Макаренко, П.Ф. Каптерев, Л.С. Выготский, А.В.Мудрик, В.С.Мухина и др.

Российская модель современного образования базируется на позициях Л.С. Выготского, который рассматривал личность и среду как целостность. Согласно его взглядам, социальная среда имеет первостепенную значимость для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы здоровья детей, обеспечения условий успешной социализации и создания равных возможностей для их различных категорий, в том числе для детей с ограниченными возможностями, определены в качестве наиболее важных и актуальных в приоритетных направлениях развития Российской системы образования.

В настоящее время контингент обучающихся общеобразовательной школы достаточно разнообразен по уровню речевого развития, особенно это заметно в начальной школе. На момент поступления в школу около трети всех детей имеют нарушения речи разной этиологии, характера и степени выраженности, которые обусловливают ограничения в их социализации.

Специфические особенности социализации детей, имеющих нарушения речи, позволяют включить данную категорию детей в так называемую группу социального риска. Поэтому проблемы развития различных форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей с нарушениями речи, овладения ими коммуникативными умениями и навыками приобретает особую значимость.

Особенно остро стоит проблема социализации школьников в сельской школе, где в перестроечный период было закрыто большинство дошкольных учреждений. В школу дети поступают совершенно не готовые к жизни в обществе (в данном случае в детском коллективе). Сельские дети зачастую до школы общаются только с близкими родственниками, как правило, не имеющими достаточного образования и времени для общения с детьми, чтобы правильно воспитать и подготовить их к школе. После четырех-пяти лет дети начинают общаться между собой на улице, находясь там без присмотра старших. Ненаправленная или стихийная форма социализации таких детей приводит к автоматическому формированию определенных социальных навыков в связи с постоянным пребыванием индивида в непосредственном социальном окружении. Это приводит к затруднению в учебе, нарушению школьных норм поведения. У таких детей появляются в совокупности психолого-социальные и бытовые проблемы, приводящие некоторых из них к категории «трудных».

Социализация младших школьников проходит более успешно при реализации следующих психологических условий:

- личностное развитие учащихся;

- социальные отношения в группе;

- взаимодействие с учителем и другими значимыми взрослыми.

Большую роль в социализации младших школьников играет нравственное воспитание, задачи которого следующие:

  1. Обогащение эмоционального мира детей нравственными переживаниями и формирование нравственных чувств;

  2. Вооружение учащихся знаниями о морали, раскрытие ее сущности, социальной и психологической целесообразности моральных норм; формирование культуры общения.

  3. Систематическое накопление и обогащение опыта нравственного поведения учащихся путем организации их практической деятельности, взаимоотношения в коллективе, отношения с учителями и родителями;

  4. Организация нравственного самовоспитания детей.

Для того чтобы ребенок-логопат смог «влиться» в детский коллектив и свободно, без стеснения и боязни, использовать свои коммуникативные способности, в детских садах и школах должна проводиться целенаправленная работа по коррекции речевых нарушений. Коррекция речевых нарушений у детей младшего школьного возраста должна осуществляться систематически в сочетании с работой логопеда, психолога.

При коррекции речевых нарушений детей младшего школьного возраста важно:

  • дать учащимся мотивационную установку;

  • проводить коррекцию звукопроизношения;

  • развивать фонематический анализ и синтез;

  • применять лексико-грамматические упражнения;

  • развивать связную речь, неречевые процессы, мелкую моторику, рефлексивный анализ.

В процессе коррекции речевых нарушений необходимо восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи учащихся. Данное направление деятельности позволит уточнить значение имеющихся у детей слов, обогатить словарный запас как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования; уточнить значение используемых синтаксических конструкций; развивать и совершенствовать грамматическое оформление речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

В основе деятельности педагога по коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста является развитие фонематического слуха и совершенствование произносительных возможностей учеников, которое позволит:

  • формировать фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза;

  • совершенствовать лексико-грамматический строй речи;

  • развивать связную речь;

  • формировать пространственно-временные представления и понятия;

  • развивать зрительное восприятие, речевое внимание и память;

  • совершенствовать координацию мелких движений пальцев рук и кистей;

  • оказывать помощь обучающимся в овладении навыками письма и чтения с учетом индивидуальных особенностей;

  • создавать базу для успешного овладения орфографическими навыками.

Поэтому педагогу необходимо проводить нацеленную работу по развитию фонематического слуха и совершенствованию произносительных возможностей учеников, используя специальные задания, построенные на вербальном и невербальном материале.

Таким образом, в период младшего школьного возраста ребенок не только обучается грамоте, но и осваивает социальные роли, получает представление об общественных нормах, ценностях, учится жить в обществе. Поэтому правильно поставленная работа школьного психолога, логопеда, учителя начальных классов и других значимых взрослых в этот период поможет решить проблему социализации младших школьников с нарушениями речи в общеобразовательной школе, т.к. эта проблема была и остается одной из актуальных проблем современности.

Литература

  1. Волкова Г.А. Психолого-логопедическое обследование детей с нарушениями речи / Г.А. Волкова. - СПб.: Сайма, 1993.-304 с.

  2. Грачева И.А., Маландина С.С. Интеграция дошкольников с патологией речи в начальном звене общеобразовательного учреждения как оптимальное условие для развития и обучения личности//Школьный логопед. -2010.-№4.- с. 58-65

  3. Лалаева Р.И. О психологическом аспекте изучения и коррекции речевых нарушений / Актуальные проблемы логопедии в трудах ученых XX века. Материалы международной научной конференции. ЛГОУ им. А.С. Яушкина / Р.И. Лалаева.- СПб., 2000. - 154 с.

  4. Маллаев Д.М., Омарова П.О. Методика педагогической поддержки процесса социализации младших школьников с задержкой психического развития // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2007. № 1. С. 28-37.

  5. Омарова П.О. Формирование общения у умственно отсталых учащихся первых классов в условиях социально-психологического тренинга//Дисс. на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Махачкала, 1999. - 174 с.

  6. Омарова П.О., Гасанова З.З. Использование проективной методики «дерево» в диагностике дефицитарной социальной ситуации развития //Сибирский педагогический журнал. 2009. № 7. С. 247-254.

  7. Омарова П.О., Османова Г.А. Классификация стойкой школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте //Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2010. № 4. С. 60-68.

  8. Ранняя психолого-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям : материалы конференции. Москва, 18–19 февраля 2003 г. / сост. Ю. А. Разенкова. Е. Б. Айвазян. – М. : Полиграф сервис, 2003. – 480 с.

Просмотров работы: 1692