ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Магомедова А.Н. 1, Салихова Х.Г. 1
1ФГБОУ ВО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Известно, что нормально развивающийся ребенок - это непо­вторимая комбинация взятых в единстве антропологических и со­циально-психологических характеристик. Личность соединяет в себе соматическую структуру, тип нервной системы, познаватель­ные, эмоциональные и волевые процессы, потребности и направ­ленность, проявляющиеся в переживаниях, суждениях, поступках и действиях.

В личности как целостной системе одни звенья, структурные элементы могут доминировать, в то время как другие - тормо­зиться в зависимости от требований действительности, задач, ко­торые решает человек в конкретной ситуации, и т. п. Личность че­ловека есть результат сложного действия и взаимодействия мно­гочисленных факторов. Поэтому и структуру личности надо рас­сматривать не в общем, а в генезисе и развитии применительно к конкретно сложившимся условиям жизни и воспитания.

Все вышесказанное в полной мере относится к личности нор­мально развивающегося ребенка. Но все это, за одним исключе­нием, в той же мере относится и к личности интеллектуально отсталого ребенка. И это исключение, как ни парадоксально, заключается в том, что биологический дефект развития (нарушение высших от­делов коры головного мозга, эмоционально-волевой сферы и т. д.) делает детей, объединенных одним диагнозом «олигофрения», не менее индивидуальными, более того, в силу особенностей дефекта (времени поражения, тяжести, локали­зации в коре головного мозга и других факторов) формирует лич­ность интеллектуально отсталого более неповторимой, чем нормально развивающегося сверстника.

Существенная сторона процесса обучения в детском саду VIII вида - мотивы учения. Они во многом определяют направленность личности ребёнка, его успехи и неудачи. Мотивация учения может быть положительной, нейтральной, негативной или слож­ной, сочетающей в себе разные мотивы.

Положительными мотивами являются стремление к знаниям, заслужить благодарность роди­телей и учителей, быть уважаемым среди своих сверстников, стремление к труду. Задача учителя в детском саду VIII вида в этом случае состоит в том, чтобы развивать и укреплять эти мотивы.

У учащихся в детском саду VIII вида, как правило, доминируют нейтральные или отрицательные мотивы к процессу учения. Очень часто, к сожалению, в этом бывает повинна микросреда - семья, сверстники и т. д.

Чтобы научиться руководить учебной познавательной дея­тельностью учащихся в детском саду VIII вида, необходимо хорошо представлять основ­ные этапы овладения знаниями.

Первым этапом является восприятие. Психология опре­деляет восприятие как целенаправленный познавательный про­цесс, который носит избирательный характер. Поэтому прежде всего учащимся в детском саду VIII вида нужно сообщить то, что они будут изучать, по­ставить задачу и разъяснить ее. Нельзя приступать к знакомству с материалом, если учащиеся не осознают учебную задачу. Первый этап заканчивается тогда, когда учащиеся получат достаточные представления о том, какие явления, события, предметы они будут изучать, и поймут учебную задачу.

Второй этап- осмысливание учебного материала. Оно за­ключается в выделении главной мысли, понятия, его основных признаков, уяснении характера поясняющего материала, изучении примеров и фактов. Этот этап можно считать пройденным, если учащиеся усвоили способы решения учебной задачи.

Третий этап - запоминание и закрепление. Задача состоит в том, чтобы сохранить на длительное время полученные знания. Здесь познавательная деятельность носит преимущественно харак­тер упражнений, самостоятельной репродуктивной работы. Теоре­тический материал, понятия, правила, доказательства повторяются в разного вида упражнениях. Этот этап в дидактике в детском саду VIII вида имеет особое значение. Проблемам запоминания и закреп­ления посвящены работы X. С. Замского. На этом этапе учащиеся должны уметь использовать усвоенный теоретический материал для выполнения упражнений, решения задач, построения про­стейших умозаключений.

Четвертый этап заключается в применении знаний, умений и навыков в практической деятельности. Этот этап особенно важен в детском саду VIII вида, так как учащимся с нарушением интел­лекта очень сложно даже имеющиеся знания и сформированные умения и навыки адекватно использовать в новых условиях, а тем более в самостоятельной работе.

В обучении реализуются три функции:

образовательная - составляет процесс овладения знаниями, формирования учебных навыков и умений;

развивающая - заключается в интеллектуальном развитии учащихся в детском саду VIII вида. Одна и та же совокупность знаний может привести к различной степени интеллектуального развития. Это происходит в силу диа­лектически сложного и противоречивого процесса формирования умственных сил и способностей ученика. Учение должно постоян­но повышать общий уровень развития учащихся;

воспитывающая - состоит в том, что учебная деятельность формирует личность учащихся: патриотические, нравственные качества, взгляды, убеждения, идеалы, эстетические чувства, дис­циплинированность, трудолюбие.

Задача состоит в том, чтобы научиться управлять этими функ­циями, целенаправленно, систематически воздействовать на ум, чувства, волю детей с целью привития необходимых качеств. Реализация образовательной, развивающей и воспитывающей функций обучения обеспечивает комплексный подход к процессу формирования личности в детском саду VIII вида.

В детском саду VIII вида в процессе обучения необходимо всемерно компенси­ровать последствия мозговых заболеваний, корригировать ано­малии интеллектуального развития ребенка. Поэтому конкретные мето­ды и приемы работы с детьми должны не только обеспечить со­общение определенной суммы общеобразовательных знаний и профессиональных умений и навыков в объеме, доступном усвое­нию интеллектуально отсталым учеником, но и одновременно оказать корригирующее влияние на ход интеллектуального развития ребенка.

Преподавание (обучение) и учение - две стороны единого учебно-воспитательного процесса в детском саду VIII вида. Нельзя осуществлять преподавательскую деятельность, не думая об учащихся, не ори­ентируясь на их активность, развитие, возможности, знания и умения.

Литература

  1. Выготский Л. С. Основы дефектологии / Под ред. Т.А.Власовой // Собр. соч.: В 6 т. -М., 1995

  2. Гаврилушкина. О. Об организации воспитания детей с недостатками интеллектуального развития // журнал «Дошкольное воспитание». 1998. № 2.

  3. Готовность детей к школе. Диагностика интеллектуального развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методические разработки для школьного психолога. / Под ред. В.В.Слободчикова, вып.2,-Томск, 1992.

  4. Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / Под ред. Т.А.Власовой, В.Г.Петровой. -М., 2001

  5. Замский X. С. История олигофренопедагогики. - М., 2002

  6. Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология. Под ред. М.Р. Гинзбурга — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998 (Серия «Психологи отечества»).

  7. Кабанова-Миллер Е.Н. Формирование приемов интеллектуальной деятельности и интеллектуальное развитие учащихся. - М., 1998.

  8. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. - М., 1995.

  9. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с от­клонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /Под ред. Б.П.Пузанова. - М., 1998.

  10. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. - М, Знание, 1987г.

  11. Кравцова Е., Кравцов Г. Готовность к школе // Дошкольное воспитание, 1991, №7, стр. 81-84.

  12. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. - М., 2003.

  13. Маллаев Д.М., Омарова П.О. Методика педагогической поддержки процесса социализации младших школьников с задержкой психического развития // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2007. № 1. С. 28-37.

  14. Омарова П.О. Формирование общения у умственно отсталых учащихся первых классов в условиях социально-психологического тренинга//Дисс. на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Махачкала, 1999. - 174 с.

  15. Омарова П.О., Гасанова З.З. Использование проективной методики «дерево» в диагностике дефицитарной социальной ситуации развития //Сибирский педагогический журнал. 2009. № 7. С. 247-254.

  16. Омарова П.О., Османова Г.А. Классификация стойкой школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте //Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2010. № 4. С. 60-68.

  17. Особенности интеллектуального развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 2003

  18. Певзнер М.С. Дети-олигофрены. - М., 1999.

  19. Развитие специального обучения и воспитания аномальных детей. - М., 2001

  20. Ушакова И.П. Особенности отношения к учебной деятельности учеников младших классов вспомогательной школы: Учеб. пособие. -М., 1999.

  21. Эльконин Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до 7 лет)- М., 2001

Просмотров работы: 984