КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современных условиях насыщенности рынка образовательных услуг для создания и успешного функционирования любого образовательного учреждения необходимо занять свободную рыночную нишу. Интерес к образованию будущего поколения побуждает задуматься об обучении педагогических кадров в нашей стране, задуматься о конкурентоспособности педагогических ВУЗов и их месте на современном этапе развития рынка образования. Следовательно, цель данной статьи заключается в попытке определить возможности повышения конкурентоспособности (ключевые преимущества) педагогических ВУЗов в современной экономике.

За последние двадцать пять лет произошел огромный пласт событий, которые не могли не отразиться на нынешней действительности. В этот период страна поменяла свое «экономическое лицо». Происходили события различного рода: стремительная инфляция (галопирующая), деноминация национальной валюты, спад и рост ВВП, политическая нестабильность. Все это не могло не повлиять на рынок образования, который во многом зависит от поведения населения. Рассмотрим рынок высшего образования, разбив его развития на этапы, исходя из того, что наблюдалось на данном рынке [1].

I этап. 1990 – 1995 года – характеризуется тем, что продолжается преемственность советской школы.

II этап. 1995 - 2005 года – в этот значительный период сфера высшего образования представляла собой экстенсивно расширяющийся рынок, способный удовлетворять общественный спрос и привлекать средства семей, организаций в дополнение к государственному финансированию.

III этап. 2005 – 2015 года – на смену расширяющемуся рынку вследствие демографического спада, финансовый кризис и снижение устойчивости доходов населения приходят кардинальные изменения в системе высшего образования.

Изучив последние вехи изменений в высшем образовании, мы можем с уверенностью говорить о четвертом этапе развития ВПО в России. Условно назовем его продолжение реализации «Стратегии 2020» (2016 – 2020 года) [4]. На этот период запланированные меры можно увидеть в «Дорожной карте» по реализации ключевых мер государственной политики в сфере профессионального образования.

Таким образом, четвертый этап развития также приносит некоторое сокращение бюджетных мест в гуманитарных науках (обратим внимание, что в педагогических ВУЗах данное направление занимает большую часть образовательных программ). Борьба за абитуриентов, в таком случае, усилиться особенно по внебюджетным местам. Соответственно, педагогическим ВУЗам следует искать пути повышения конкурентоспособности на данном этапе развития.

Что же следует понимать под конкурентоспособностью вуза?Согласно Р. Фатхутдинову [5], «конкурентоспособность вуза — это его способность:

1) готовить специалистов, выдерживающих конкурентную борьбу на конкретном внешнем или внутреннем рынке труда;

2) разрабатывать конкурентоспособные новшества в своей области;

3) вести эффективную воспроизводственную политику во всех сферах своей деятельности.

Остановимся подробно на подготовке конкурентоспособных специалистов. В первую очередь, это нужный рынку труда специалист, т.е. на него есть спрос.

Для определения наличия спроса на специальность школьный учитель (разделение по профилю подготовки учителей по наукам см. таблицу №1) мною были взяты срезы данных с интернет платформы SuperJob [6] в городе Санкт-Петербург. Обращение на сайт были осуществлены три раза:

  1. 31 мая 2015 года – момент окончания учебного года в школах

  2. 25 августа 2015 года – за несколько дней до начала учебного года

  3. 10 января 2016 года – за день до начала второго учебного полугодия

Предмет

Дата обращения на сайт

31.05.2015

25.08.2015

10.01.2016

Английский язык

39

18

14

Биология

19

10

6

География

13

8

3

Информатика

15

6

12

История

9

2

3

Логопед

9

3

3

Математика

48

21

32

Музыка

16

0

5

Начальная школа

69

32

43

Немецкий язык

3

0

0

ОБЖ

18

5

0

Обществознание

9

0

1

Педагог-организатор

25

9

10

Право

3

0

0

Русский язык и литература

59

14

28

Физика

22

3

9

Французский язык

3

0

0

Химия

9

1

5

Экономика

2

0

0

всего

390

132

174

Таблица №1. Спрос на школьных учителей в городе Санкт-Петербург

Школы города Санкт-Петербурга на протяжении анализируемого периода испытывают дефицит педагогических кадров, особенно остро не хватает учителей английского языка, математики, начальной школы, русского языка и литературы (см. данные таблицы №1), что говорит о востребованности выпускников педагогических ВУЗов. Поверхностный анализ запросов работодателей показал, что требования к стажу кандидатов в большинстве объявлений (78%) от 0 до 3 лет, т.е. молодые специалисты без опыта работы имеют возможность претендовать на данную должность.

Во время изучения выше представленных данных было обнаружено, что в школах существует необходимость в специалистах смежных специальностей, например, учитель математики и физики (3 вакансии за исследуемый период), информатики и математики (7 вакансий за исследуемый период), информатики и трудового обучения (7 вакансий), информатики и инженер по компьютерному развитию (6 вакансий), английского языка и финского, либо испанского, либо немецкого, либо французского (по 1 вакансии), истории и обществознания (17 вакансий), либо МХК, либо искусства (по 3 вакансии), обществознания и экономики, либо права (по 1 вакансии) и т.д.

К изученному нами периоду ведущий педагогический ВУЗ Санкт-Петербурга - РГПУ им. А.И. Герцена выпустил 588 специалистов и бакалавров по 20 педагогическим направлениям подготовки (см. таблица №2).

Специальность

Количество выпускников

Учитель математики и информатики

32

Учитель физики

21

Учитель химии

25

Учитель географии

28

Учитель экологии

21

Учитель истории

21

Учитель права

23

Учитель английского языка

10

Учитель немецкого языка

12

Учитель испанского языка

10

Учитель французского языка

12

Учитель физической культуры

23

Учитель биологии

72

Учитель ОБЖ

23

Учитель русского и литературы

68

Учитель экономики

15

Учитель труда

46

Учитель ИЗО И ДПИ

32

Учитель музыки

50

Учитель начальной школы

44

Итого

588

Таблица №2. Количество студентов РГПУ им. А.И. Герцена, выпустившихся в 2015 год1.

Соотнесение данных таблиц №1 и №2 показывает, что не все специалисты, закончившие РГПУ им. А.И. Герцена, востребованы рынком.

Исходя из вышесказанного, предлагаю следующие пути повышения конкурентоспособности педагогического ВУЗа за счет совершенствования подготовки специалистов, выдерживающих конкурентную борьбу на конкретном внешнем или внутреннем рынке труда:

  1. Увеличение количества мест подготовки педагогических кадров по смежным программам (математика и информатика, математика и физика, биология и география, биология и химия), т.к. выпускник с данной подготовкой более мобилен и имеет возможность претендовать на более высокий уровень заработной платы, увеличивая рабочую нагрузку за счет смежного предмета.

  2. Создание мест подготовки педагогических кадров по смежным программам за счет сокращения невостребованных выпускников по программам подготовки (например, производить подготовку учителей экономики и математики, учителей социально-экономического цикла: история, обществознание, право, экономика, биология и география), данный шаг также даст возможность выпускникам быть более мобильными и востребованными.

  3. Создание преемственности в программе подготовки учителей по системе бакалавр – магистр, т.к. не все программы бакалавриата имеют продолжение обучения по желаемому направлению в магистратуре.

  4. Создание краткосрочных курсов переподготовки молодых специалистов по смежным специальностям, которые дадут возможность за короткий срок повысить конкурентоспособность выпускников.

  5. Тесное сотрудничество со школами, заключающееся не только в распределении студентов на практику, но и дальнейшем сопровождении молодых педагогов.

Данная статья посвящена совершенствованию только одного аспекта конкурентоспособности - подготовке специалистов, способных выдерживать конкурентную борьбу на конкретном внешнем или внутреннем рынке труда. Однако, дальнейшие исследования в данной области позволят сформулировать ключевые компетенции педагогических ВУЗов на современном этапе развития высшего профессионального образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абанкина И. В., Абанкина Т. В., Филатова Л.М., Николаенко Е.А. Дисбаланс спроса и предложения на рынке профессионального образования в современной России // Вопросы образования. 2012. №3. С. 89-98

  2. Балыхин Г.А., Суровов М.B., Маркова О. П., Kоновалов B.B. Государственное задание на подготовку специалистов как механизм реализации государственной политики в области модернизации образования // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: сб. докл. Кн. III. Петрозаводск: Петрозаводский гос. ун-т, 2005.

  3. Екшикеев Т. К. Конкурентоспособность и конкурентные преимущества ВУЗов // Проблемы современной экономики, 2009, №4(32). С.45-78.

  4. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г «Стратегия-2020: Новая модель роста – новая социальная политика» URL: http://strategy2020.rian.ru/ (дата обращения: 10.09.2015 ). С.245-268.

  5. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: ЭКСМО, 2005. С. 10-11

  6. Портал онлайн – рекрутмента SuperGob/ URL: http://www.superjob.ru/ (даты обращения: 31.05.2015, 25.08.2015, 10.01.2016)

1 Скореллированные данные из приказа №4747 от 05.08.2010 года «О зачислении по общему конкурсу на 1 курс по очной форме обучения»

7

Просмотров работы: 619