Происходит развитие самосознания ребенка, что позволяет ему более точно и адекватно рассчитывать свои возможности. Он правильно воспринимает отношения к нему других людей (как его оценивают в той или иной ситуации). Важным показателем развития ребенка является его готовность к школьному обучению, которая предполагает определенный уровень познавательного развития (или интеллектуальную готовность). Она включает в себя высокий уровень развития восприятия, памяти, воображения и мышления. Готовность ребенка к школе, безусловно связана с его желанием занять подобную позицию. Это означает, что он хочет заниматься чем-то важным, настоящим, социально - ценным и стать социально значимой фигурой в обществе.
К.Д.Ушинский писал, что «когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове, именно в эти минуты портится голова, сердце, нравственность», поэтому необходимо использовать досуг – как одну из возможностей что–то сделать или чего-то достичь. У школьника он, как правило, проходит в семье, а также в социокультурных учреждениях (библиотеках, музеях, клубах, домах творчества). [4] Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы досуг проводился разумно, т.е. развивал их личностные свойства, запросы и творческие наклонности. Особое значение имеет целесообразная организация досуга в выходные дни и во время каникул через занятия спортом и туризмом, участие в спортивных мероприятиях, просмотр спектаклей и телевизионных передач.
Дети одного и того же возраста очень сильно отличаются друг от друга. Поэтому учителю следует знать индивидуальные различия, чем учащийся любит заниматься в свободное время. При изучении направленности интересов школьников целесообразно использовать методику А. Савенкова, составляя карту интересов.
Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли...»:
- решать логические задачи и задачи на сообразительность;
- слушать или читать самостоятельно сказки, рассказы, повести;
- петь, музицировать;
- заниматься физкультурой;
- вместе с другими детьми выполнять различные поручения взрослых;
- слушать или читать рассказы о природе;
- делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пишу);
- играть с техническим конструктором;
- изучать иностранный язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами;
- играть в спортивные, подвижные игры;
- руководить играми;
- ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;
- ходить в магазин за продуктами;
- слушать или читать книги о технике (машинах, космических кораблях);
- играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);
- самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;
- соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;
- разговаривать с новыми незнакомыми людьми;
- ухаживать за аквариумом, растениями, домашними животными (кошкой, собакой и др.), птицами, помогать им, лечить их и др.;
- убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;
- конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;
- знакомиться с историей (посещать исторические музеи);
- самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;
- читать или слушать книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;
- играть со сверстниками в различные коллективные игры на улице и дома;
- помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);
- знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;
- участвовать в играх-драматизациях, в постановке спектаклей;
- заниматься спортом в секциях и кружках;
- помогать другим людям;
- работать в саду, на огороде, выращивать растения.
Данная методика позволяет получить полную картину направленности интересов ребенка, позволяющую правильно организовать досуговую деятельность. [1]
Можно выделить следующие основные характеристики досуга детей:
- досуг имеет ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты;
- досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;
- досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;
- досуг формирует и развивает личность;
- досуг способствует развитию социальной активности личности, самоутверждению через свободно выбранные действия;
- досуг формирует потребность детей в свободе и независимости;
- досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков;
- досуг стимулирует творческую инициативу детей;
- досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;
- досуг способствует формированию ценностных ориентаций;
- досуг способствует объективной самооценке детей;
- досуг формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе.
Детский досуг – это своеобразная «зона невмешательства», так необходимая ребенку для самопроверки, оценки собственного «Я». [5]
Специфика организации досуговой деятельности, нацеленной на воспитание нравственно-волевых качеств личности младших школьников, формирование социально активной и успешной личности осуществляется при решении следующих педагогических задач:
- формирование у детей положительной Я-концепции, которая характеризуется следующими факторами: уверенность ребенка в доброжелательном отношении к нему других людей, убежденность в успешном овладении тем или иным видом деятельности, вера в собственные силы, чувство достоинства и собственной значимости, желание самореализации;
- формирование у детей младшего школьного возраста навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия и общения, которые проявляются в умении договариваться со сверстниками, распределять обязанности, учитывать интересы и желания других людей, выполнять совместные действия, оказывать необходимую помощь, уважать мнение других людей, позитивно разрешать конфликты и пр.;
- формирование навыка планирования и чувства ответственности за слова и поступки;
- формирование интереса к различным видам деятельности в соответствии с индивидуальностью ребенка, его умениями и навыками, обучение полезному использованию свободного времени, умению включаться в такую деятельность и самостоятельно ее организовывать.
Список литературы.
1. Аванесова, Г.А. Культурно - досуговая деятельность: Теория и практика организации. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 236 с.
2. Курганский, С.М. Организация досуга младших школьников. - М.: Планета, 2008. – 267 с.
3. Махов, Ф.С. Подросток и свободное время. - СПб.: Старый Питер, 2012. - 452 с.
4. Мудрик, А.В. Общение как фактор воспитания школьников, М.: Педагогика, 2007. – 427 с.
5. Радисов, П.Л. Из опыта формирования эстетического отношения к искусству в подростковом возрасте. - М.: Знание, 2012. – 427 с.