ОСОБЕННОСТИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА. - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА.

Зарипова З.Р. 1
1Башкирский Государственный Педагогический Университет им. М.Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Школьный возраст можно назвать периодом интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности, ориентации в них. Глубокие изменения, происходящие в личности младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт деятельности и поведения в этом мире. Особое значение в младшем школьном возрасте приобретают нравственные мотивы. К ним относятся стремление детей помочь другим людям, сделать им что-то хорошее, приятное, полезное. [3]

Происходит развитие самосознания ребенка, что позволяет ему более точно и адекватно рассчитывать свои возможности. Он правильно воспринимает отношения к нему других людей (как его оценивают в той или иной ситуации). Важным показателем развития ребенка является его готовность к школьному обучению, которая предполагает определенный уровень познавательного развития (или интеллектуальную готовность). Она включает в себя высокий уровень развития восприятия, памяти, воображения и мышления. Готовность ребенка к школе, безусловно связана с его желанием занять подобную позицию. Это означает, что он хочет заниматься чем-то важным, настоящим, социально - ценным и стать социально значимой фигурой в обществе.

К.Д.Ушинский писал, что «когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове, именно в эти минуты портится голова, сердце, нравственность», поэтому необходимо использовать досуг – как одну из возможностей что–то сделать или чего-то достичь. У школьника он, как правило, проходит в семье, а также в социокультурных учреждениях (библиотеках, музеях, клубах, домах творчества). [4] Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы досуг проводился разумно, т.е. развивал их личностные свойства, запросы и творческие наклонности. Особое значение имеет целесообразная организация досуга в выходные дни и во время каникул через занятия спортом и туризмом, участие в спортивных мероприятиях, просмотр спектаклей и телевизионных передач.

Дети одного и того же возраста очень сильно отличаются друг от друга. Поэтому учителю следует знать индивидуальные различия, чем учащийся любит заниматься в свободное время. При изучении направленности интересов школьников целесообразно использовать методику А. Савенкова, составляя карту интересов.

Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли...»:

- решать логические задачи и задачи на сообразительность;

- слушать или читать самостоятельно сказки, рассказы, повести;

- петь, музицировать;

- заниматься физкультурой;

- вместе с другими детьми выполнять различные поручения взрослых;

- слушать или читать рассказы о природе;

- делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пишу);

- играть с техническим конструктором;

- изучать иностранный язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами;

- играть в спортивные, подвижные игры;

- руководить играми;

- ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;

- ходить в магазин за продуктами;

- слушать или читать книги о технике (машинах, космических кораблях);

- играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);

- самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;

- соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;

- разговаривать с новыми незнакомыми людьми;

- ухаживать за аквариумом, растениями, домашними животными (кошкой, собакой и др.), птицами, помогать им, лечить их и др.;

- убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;

- конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;

- знакомиться с историей (посещать исторические музеи);

- самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;

- читать или слушать книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;

- играть со сверстниками в различные коллективные игры на улице и дома;

- помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);

- знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;

- участвовать в играх-драматизациях, в постановке спектаклей;

- заниматься спортом в секциях и кружках;

- помогать другим людям;

- работать в саду, на огороде, выращивать растения.

Данная методика позволяет получить полную картину направленности интересов ребенка, позволяющую правильно организовать досуговую деятельность. [1]

Можно выделить следующие основные характеристики досуга детей:

- досуг имеет ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты;

- досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;

- досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;

- досуг формирует и развивает личность;

- досуг способствует развитию социальной активности личности, самоутверждению через свободно выбранные действия;

- досуг формирует потребность детей в свободе и независимости;

- досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков;

- досуг стимулирует творческую инициативу детей;

- досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;

- досуг способствует формированию ценностных ориентаций;

- досуг способствует объективной самооценке детей;

- досуг формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе.

Детский досуг – это своеобразная «зона невмешательства», так необходимая ребенку для самопроверки, оценки собственного «Я». [5]

Специфика организации досуговой деятельности, нацеленной на воспитание нравственно-волевых качеств личности младших школьников, формирование социально активной и успешной личности осуществляется при решении следующих педагогических задач:

- формирование у детей положительной Я-концепции, которая характеризуется следующими факторами: уверенность ребенка в доброжелательном отношении к нему других людей, убежденность в успешном овладении тем или иным видом деятельности, вера в собственные силы, чувство достоинства и собственной значимости, желание самореализации;

- формирование у детей младшего школьного возраста навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия и общения, которые проявляются в умении договариваться со сверстниками, распределять обязанности, учитывать интересы и желания других людей, выполнять совместные действия, оказывать необходимую помощь, уважать мнение других людей, позитивно разрешать конфликты и пр.;

- формирование навыка планирования и чувства ответственности за слова и поступки;

- формирование интереса к различным видам деятельности в соответствии с индивидуальностью ребенка, его умениями и навыками, обучение полезному использованию свободного времени, умению включаться в такую деятельность и самостоятельно ее организовывать.

Список литературы.

1. Аванесова, Г.А. Культурно - досуговая деятельность: Теория и практика организации. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 236 с.

2. Курганский, С.М. Организация досуга младших школьников. - М.: Планета, 2008. – 267 с.

3. Махов, Ф.С. Подросток и свободное время. - СПб.: Старый Питер, 2012. - 452 с.

4. Мудрик, А.В. Общение как фактор воспитания школьников, М.: Педагогика, 2007. – 427 с.

5. Радисов, П.Л. Из опыта формирования эстетического отношения к искусству в подростковом возрасте. - М.: Знание, 2012. – 427 с.

Просмотров работы: 1045