ЯВЛЕНИЕ ГАДЖЕТ-ЗАВИСИМОСТИ СРЕДИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ЯВЛЕНИЕ ГАДЖЕТ-ЗАВИСИМОСТИ СРЕДИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Гумерова Г.Ф. 1
1ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М. Акмуллы», социально-гуманитарный факультет, кафедра социальной педагогики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В наше время трудно представить себе современного человека, который не имел бы мобильного телефона. В современном обществе уже не удивляет наличие смартфона, как у детей, ходящих в детский сад, так и у пенсионеров. С развитием технологий появляется все больше устройств, так называемых «гаджетов», без которых современный человек не видит свою жизнь полноценной.

Гаджеты (от англ. «gadget»- приспособление) - это нестандартные и оригинальные приспособления, которые помогают человеку решить массу технических вопросов. Это компактные цифровые приборы небольшого размера, которые используются как аксессуары к персональному компьютеру, смартфону или другим приспособлениям. Новейшие гаджеты служат как для решения деловых вопросов, так и в целях развлечения. Они могут работать и как самостоятельные устройства, и как приложения к различному оборудованию.

Основным гаджетом, которым пользуется современная учащаяся молодежь это смартфоны и планшеты, мобильные телефоны. Чрезмерное увлечение гаджетом может превратиться в зависимость, которая требует большой затраты времени, отвлекающую от необходимых занятий и обязанностей.

Мобильная зависимость или номофобия – страх остаться без мобильного телефона или вдалеке от него. Это состояние человека, при котором телефон становится предметом культа, человек бессознательно совершает звонок ради самого звонка, не осознавая своих действий или неспособен объяснить его причину.

На мобильные телефоны в руках подростков никто должного внимания не обращает, и мобильная зависимость, как угроза для здоровья, не осознается обществом, только в редких случаях ее представителями. Мобильная зависимость - это боязнь живого общения и отсутствие в реальном мире того, что вызывает положительные эмоции. И подросток пытается возместить такое отсутствие. Подростку может недоставать внимания в семье, или же, наоборот он пытается сбежать от чрезмерной опеки близких и родителей, скрыться от проблем, которых все больше и больше обрушивается на него в период его вступления во взрослую жизнь. Для подростков звонки и SMS-сообщения по «мобильнику» являются показателем востребованности среди сверстников. В целом, эта зависимость - результат социальных перемен, произошедших в последнее время.

Зависимость подростков от гаджетов приобретает небывалые размеры и формы. По результатам практических исследований, психологи констатируют, что подростки разучились жить без гаджетов. Привычка заполнять свое время мобильным телефоном, компьютером в любой форме, телевидением и др. повлияли на то, что подростки разучились быть с собой, общаться с собой. Необъятный поток информации, поступающий из самых разных совершенствующихся гаджетов, просто не оставляет времени и не дает выиграть в «конкурентной борьбе» самопознанию, самоанализу. Производители гаджетов всё больше изучают интересы подростков, особенности их психологии, применяя самые разные способы, чтобы завлечь их своими устройствами и сервисами.

Причин для возникновения мобильной аддикции может быть множество, это может быть самая обычная неуверенность в себе, которая выливается в желание выделиться или преподнести себя, возможно, кого-то смущает каждая минута, проведенная в одиночестве, и он старается ни на минуту не выпускать гаджет из рук. Учащаяся молодежь пытается «зацепить» свои удовольствия за что-то во внешнем мире. Подростки, которые уходят в виртуальное общение, не научены с детства ценить живые чувства и общение. В семье им не показали, насколько важно, когда тебя любят, понимают.

Учащуюся молодежь увлекают гаджеты тем, что первую очередь – это необычность погружения в другой, виртуальный мир. В этом мире все комфортно и интересно, все очень необычно. Зависимость от компьютерных игр давно уже вызывает тревогу у многих людей. Гаджеты же делают эти игры еще доступнее – теперь в них можно играть везде – в школе, в автобусе, на работе, в гостях у друзей.

Большую зависимость у подрастающего поколения вызывают различные социальные сети по причине бурного физиологического развития ребенка в переходном возрасте, резких изменений во внутреннем мире и эмоциональном плане. В сети подросток может придумать себе образ, который его впечатляет, он может обманывать, не несся никакой ответственности за свою ложь. И современная молодежь начинает жить в сплошном самообмане. А если ко всему этому родители не дадут подростку правильных нравственных ориентиров, то из такого ребенка вырастает человек, полностью зацикленный на собственном эго.

Увлекаясь современной техникой, ребенок гораздо меньше интересуется обыкновенными игрушками и постоянно стремится к монитору и трубке телефона. Подобные увлечения могут сильно повлиять на формирование личности в период активной социализации, социально-психологической адаптации, усвоения социальных ролей, ролевой идентификации личности.

Мобильные телефоны стали одной из проблем современной школы. Мелодии, звучащие на уроках, и посылаемые SMS отвлекают учеников и мешают им; кражи телефонов провоцируют конфликты в школе и жалобы родителей; излучение от сотовых оказывает вредное воздействие на здоровье растущего организма.

В последние годы эти проблемы все шире начинают распространяться на детей школьного возраста, в основном младших школьников и подростков, и как следствие, негативно отражается на их учебной деятельности. В связи с этим в современной школе одними из первых столкнулись с подобными проблемами школьные психологи и социальные педагоги, а, следовательно, они не могут обойти ее стороной.

По мнению специалистов, в настоящее время только в европейских странах гаджет-аддикцией страдает как минимум несколько миллионов человек. Для России эта проблема также становится все более актуальной. Многие преподаватели, работающие в российских школах и вузах, говорят о настоящей эпидемии SMS-мании. Ученики непрерывно обмениваются друг с другом текстовыми сообщениями, пряча мобильные телефоны под партами. При этом никакие меры дисциплинарного воздействия не позволяют эффективно бороться с этим явлением. Характерно, что отправка и прием SMS зачастую используется не для обмена информацией, а исключительно для поддержания процесса коммуникации как такового.

Образовательная среда является неотъемлемой частью культуры современного общества, которая напрямую зависит от степени защищенности личности. Угрозы и опасности в сфере образования должны быть исключены или сведены к минимуму, в том числе необходимо обеспечить психологическую безопасность учащейся молодежи. Для этого должна быть организована эффективная система предупреждения формирования нехимических зависимостей, одной из важных составляющих которой является первичная профилактика гаджет-зависимости.

В современном мире все более возрастающее значение приобретают телекоммуникационные и информационные технологии. Многие сферы жизни общества уже немыслимы без участия подобных систем, а в некоторых отраслях экономики и управления они уже играют определяющую роль. Безусловно, молодое поколение должно стремиться к освоению новых технологий. Вместе с тем, мы не должны фиксироваться только на положительных результатах развития компьютерных и информационных технологий. В частности, за последние годы бурно развивалась индустрия компьютерных и онлайн игр. В результате чего в нашем обществе уже ощущаются негативные последствия воздействия компьютерных игр на подрастающее поколение.

Немногочисленные психологические и социальные исследования, проведённые в некоторых странах мира, далеко не исчерпывают эту актуальную проблематику. Международное сообщество, признало наличие «игровой угрозы» и ввело в реабилитационную практику специальный медицинский термин данному виду зависимости – лудомания. Этому виду зависимости могут быть подвержены люди любого возраста. Но особенно остро сегодня стоит вопрос об изучении закономерности и динамики формирования поведенческих расстройств у несовершеннолетних, страдающих от компьютерной и игровой зависимости, а также в разработке мер ее профилактики.

Актуальность решения этих проблем резко возрастает в связи с сознательной деятельностью ряда финансовых групп, не обремененных ответственностью за последствия наращивания производства деструктивных игр, пользующихся повышенным спросом у населения. В наши дни высокие технологии, приобретающие все большее значение для развития современной цивилизации, могут быть использованы не только в целях развития личности. Повышение агрессивности информационной среды вызвало необходимость формирования системы мер по первичной профилактике, обеспечивающих устойчивость к воздействию технологий манипулирования сознанием не только у учащихся, но и у их родителей и педагогов. С развитием высоких технологий и расширением рынка игрового программного обеспечения растет число детей, увлекающихся компьютерными играми.

Список литературы

  1. Азарова Р.И. Досуг современной молодежи [Текст] / Р.И. Азарова // Внешкольник. – 2003. – № 10. – С. 35-43.

  2. Бурдыга В.А. Мобильная зависимость - что это такое и с чем её «едят» [Текст] / В.А. Бурдыга // Самиздат. – 2007. – №5. ­– С.24-27.

  3. Лаврович А.П. Интернет-аддикция в подростковом возрасте / А.П. Лаврович, Т.А. Попкова [Текст] // Социально-педагогическая работа. – 2003. – № 6. – С. 3-19.

  4. Ли А. В. Гаджет-аддикция и её влияние на когнитивные процессы у подростков / А.В. Ли //Бюллетень медицинских интернет-конференций. [Текст] – 2015.- № 5 – С. 559-562.

  5. Петров, В.П. Интернет в мировом информационном пространстве / В.П. Петров, С.В. Петров // Основы безопасности жизни. – 2008. – № 8. – С. 49-52.

Просмотров работы: 4456