ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОДБОРА ЭЛЕМЕНТОВ В РЕКЛАМЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОДБОРА ЭЛЕМЕНТОВ В РЕКЛАМЕ

Зайцева Е.А. 1, Шуваева Е.Ю. 1
1Белгородский государственный национально исследовательский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

В настоящее время информационные технологии успешно проникают во все области человеческой деятельности. Они помогают облегчить жизнь людей, автоматизировать и ускорить решение множества различного рода проблем.

В современной науке одним из важнейших перспективных направлений является исследование человека, связанное с моделированием его интеллектуальных возможностей. Основной проблемой для учёных является синтез автоматических структур, способных решать сложные задачи информационного обеспечения различных видов человеческой деятельности.

Создание подобного механизма поможет оптимизировать деятельность людей в любой области.

Одной из процветающих деятельностей человека является продвижение товаров и услуг. Сегодня актуальность рекламы не вызывает сомнения, ведь она играет ключевую роль в развитии рыночной экономики и является её важным элементом. Создание адекватного и привлекательного рекламного продукта - важнейшая задача данного вида деятельности, ведь необходимо учитывать предпочтения различных групп потребителей, их психологию и способы стимулирования.

Таким образом, целью данной работы является разработка интеллектуальной системы подбора элементов в рекламе.

Для этого необходимо решить ряд задач: исследовать предметную область, спроектировать модель представления знаний, разработать базу знаний, создать пользовательский интерфейс и приложение, а также разработать инструкцию по эксплуатации, которая поможет грамотно и эффективно эксплуатировать будущий программный продукт.

Обследование предметной области

Рекламная деятельность - это отрасль и сфера коммерческой деятельности, направленная на повышение эффективности реализации товарной продукции и услуг предприятий. Её основой является продвижения идей, товаров или услуг с помощью художественных, технических, информационных и психологических приемов с целью пробуждения потребительского спроса и осуществления продажи, оплачиваемой точно установленным заказчиком[1].

Основная деятельность агентства направлена на оказание рекламных и маркетинговых услуг для различных предприятий и организаций, а целью является получение прибыли путем насыщения потребительского рынка товарами и услугами.

Средство рекламы - информационные приемы и материальный носитель, которые служат для донесения рекламной информации до потребителя и обеспечивают необходимый эффект от рекламного воздействия[2].

Средства рекламы содержат 2 группы элементов:

  • основные (текст, изображение);

  • второстепенные (свет, звук, шрифт)[2].

В современной рекламе текст рекламного сообщения и изображение предопределяют эффективность всего рекламного средства. Текст рекламы должен быть логичным, кратким, оригинальным. Грамотно сконструированный рекламный текст должен соответствовать правилам синтактики, регулирующей смысл и соотношение рекламных частей[2].

Изображение является визуализирующим дополнением к тексту или самостоятельным элементом средств рекламы. Задачи изображения: привлечь внимание, вызвать интерес, продемонстрировать внешний вид товара и его преимущества, разъяснить текст рекламы, сделать текст более запоминающимся, создать визуальный образ рекламного продукта.

Изображение может быть выполнено в виде фотоснимка, рисунка (живописи, графики), киносюжета и т.д.

Существуют следующие принципы композиции рекламы:

  • целостность - единство элементов композиции;

  • уравновешенность - сбалансированность элементов композиции;

  • пропорциональность - соразмерность количественных характеристик элементов;

  • соподчинённость – иерархия значимости элементов композиции;

  • акцент – доминирование одного элемента композиции.

Одним из важнейших аспектов в рекламе является использование цвета. Подбор цвета в рекламе осуществляется в соответствии с правилами «Круга естественных цветов». По Бенуа, цвет влияет на физическое состояние людей помимо их воли и помимо оптической системы:

  • красный - стимулирующий. Повышает кровяное давление, ритм дыхания, создает ощущение тепла, но в избыточном количестве может вызвать нарушения в психике;

  • зеленый - успокаивающий. Понижает кровяное давление, расширяет капилляры, снимает усталость;

  • синий - угнетающий. Понижает кровяное давление, снижает частоту дыхания, пульс, чрезмерно успокаивает, вызывает ощущение холода;

  • желтый - стимулирует интеллектуальную деятельность, не повышает кровяное давление; – оранжевый – ускоряет пульс, но не увеличивает давление, а также создает ощущение тепла.

Данные особенности цветовой гаммы следует учитывать при подготовке рекламы (рисунок 1).

Рисунок 1 - Круг естественных цветов

Контрастные гармоничные сочетания дают цвета, которые находятся в вершинах треугольников. Наиболее подходящими являются следующие цветовые решения:

  • красный, синий, жёлтый;

  • оранжевый, фиолетовый и зелёный.

Эти цвета являются сочетаниями первого порядка. К группам можно добавить зелёный и оранжевый в качестве цветов второго порядка соответственно.

Проектирование интеллектуальной системы

Перед разработкой системы заказчик и разработчик должны ясно представлять, какие функциональные возможности будут заложены в систему, и как будет организовано функциональное взаимодействие внутри системы. Построение модели представления знаний решит большую часть этих проблем.

После анализа проблемной области и определения целесообразности внедрения интеллектуальной системы в этой сфере приступают непосредственно к проектированию системы.

Проектирование интеллектуальных систем - это итеративный и эволюционный процесс, в котором участвуют несколько специалистов: эксперт, обладающий знаниями о предметной области и желающий помочь работе по созданию системы, а также специалисты в области искусственного интеллекта - инженеры знаний, аналитики и программисты.

Семантическая сеть- информационная модель предметной области, имеющая вид ориентированного графа, вершины которого соответствуют объектам предметной области, а дуги (рёбра) задают отношения между ними[5]. Для построения семантической сети, прежде всего, необходимо выделить основные объекты и связи между ними. Проведённое ранее обследование предметной области является основным информационным источником, так как основной упор в существующих моделях представления знаний делается на понятия, а связи вводят очень примитивные. Таким образом, строится сеть ассоциаций, где связи только намечены, но пока не поименованы.

На рисунке 2 изображены основные объекты (понятия) и связи между ними.

Рисунок 2 - Выявление связей между понятиями

Разработка интеллектуальной системы

Разработка интеллектуальной системы начинается с проектирования базы знаний.

База знаний - наиболее важная компонента экспертной системы, на которой основаны ее «интеллектуальные способности». В отличие от всех остальных компонент, база знаний - часть системы, которая может пополняться и модифицироваться инженерами знаний и опыта использование интеллектуальной системы[3].

Так как выходной информацией нашей системы является макет оптимального рекламного продукта, то в нашем случае база знаний представляет собой набор изображений, обеспечивающих пользователя рекомендательным макетом при любом сочетании критериев выбора.

Были разработаны следующие (критерии) свойства подбора элементов в рекламе:

  • Основной цвет;

  • Стиль текста;

  • Расположение текста на полотне;

  • Выравнивание текста;

  • Тип фона;

  • Ориентация полотна.

Для каждого из сочетаний разработаем соответствующий макет. При разработке каждого отдельного макета необходимо учитывать все описанные в первой главе особенности предметной области. Он должен полностью соответствовать цветовой схеме, принципам и приёмам составлении композиции рекламы и способам их достижения.

На рисунке 2 и 3 изображёны макет для различных значений характеристик свойств. Как только меняется хоть одна из заданных характеристик, соответственно её значению меняется и выходной макет.

Рисунок 2 – Макет одного из вариантов сочетаний

Рисунок 3 – Измененный макет

Созданная база должна состоять из 1152 экземпляров выходного макета. Для облегчения задачи сгруппируем цветовые решения на основе схемы Бенуа, а также исключим вариант использования однородного фона и некоторых сочетаний описанных свойств. В конечном итоге созданная база знаний состоит из 108 экземпляров выходных макетов.

Следующим шагом необходимо разработать интерфейс пользовательского приложения.

Разработка пользовательского интерфейса

Исходя из предъявляемых системе требований, разделим работу приложения на 3 этапа:

  • выбор пользователем основного цвета и вывод рекомендованных цветовых сочетаний первого и второго порядка;

  • выбор пользователем гарнитуры шрифта и её характеристик;

  • выбор дополнительных параметров.

Кроме того, приложение содержит 2 вкладки с набором универсальных макетов книжной и альбомной ориентации.

Таким образом, программное обеспечение будет постоять из 5-ти рабочих форм, изображённых на рисунке 4-6.

Рисунок 4 – Вкладка «Цветовое решение»

Рисунок 5 – Вкладка «Гарнитура шрифта»

Рисунок 6 – Вкладка «Дополнительные параметры»

Рисунок 7 - Универсальные макеты книжной ориентации

Рисунок 8 - Универсальные макеты альбомной ориентации

Апробация системы

Для начала работы с программой необходимо запустить исполняемый файл. Перед нами появится первая вкладка приложения, предоставляющая возможность выбора цветового решения. Программное обеспечение разработано так, что пока пользователь не осуществит выбор в первой вкладке, остальные являются неактивными и проводить манипуляции с ними невозможно.

Кроме того, приложение обладает очень дружественным интерфейсом, и в процессе работы будет предоставлять пользователю системные сообщения о его дальнейших действиях (рисунок 9).

Рисунок 9 – Выбор цветового решения

После ответа на системное сообщение, приложение автоматически переносит пользователя на следующую вкладку и даёт возможность выбрать стиль шрифта. Как только пользователь осуществил его, программа предлагает выбрать расположение текста (рисунок 13).

Рисунок 10 - Выбор гарнитуры шрифта

При отмене выбора любого из предыдущих параметров достаточно снять галочку с выбранного свойства. Однако стоит учитывать, что все параметры находятся в иерархической зависимости, поэтому важно понимать, что последующие действия будут заблокированы до тех пор, пока пользователь не осуществит выбор.

Далее осуществим выбор во вкладке «Дополнительные параметры» (рисунок 11).

Рисунок 11 – Выбор дополнительных параметров

Эта вкладка напрямую зависит от выбора предыдущих свойств. Она открывает только доступные для данного выбора параметры. Последовательный проход по всем требуемым свойствам также сопровождается системными сообщениями и открытием следующей области выбора.Как только пользователь выбрал ориентацию полотна, вызывается обработчик событий и немедленно выводит рекомендуемый макет, который учитывает все выбранные ранее критерии.

Для отмены или начала нового выбора необходимо нажать кнопку «Очистить». После этого программа перенесет пользователя на первую вкладку и очистит систему от предыдущего решения.

На рисунке 12-14 изображен результаты новых решений. Для закрытия приложения достаточно нажать красный крест в правом верхнем углу.

Рисунок 12 – Новое решение пользователя

Рисунок 13 - Обновленное решение пользователя

Рисунок 14 - Обновленное решение пользователя

Заключение

Интеллектуальная система - это техническая или программная система, способная решать задачи, традиционно считающиеся творческими, принадлежащие конкретной предметной области, знания о которой хранятся в памяти такой системы.

В ходе работы были достигнуты все поставленные цели и задачи: разработана интеллектуальная система подбора элементов в рекламе, которая обеспечивает оптимальный выбор макета рекламного продукта на основе выбранных критериев. Для этого была создана модель представления знаний, разработать базу знаний, создать пользовательский интерфейс и приложение.

Кроме того, были установлены требования и назначение интеллектуальной системы. При тестировании были получены навыки анализа действий типичного пользователя системы и продуманы исключительные ситуации, возможные во время взаимодействия программного обеспечения и пользователя.

Были сделаны выводы о том, что разработанное программное обеспечение является универсальной для поставленных в работе ограничений. Однако в любой момент времени можно изменить эти ограничения, расширить базу знаний, и система станет ещё более достоверной и точной.

Созданное программное решение было протестировано, что даёт право говорить о его работоспособности и эффективности. Данная система удовлетворяет все потребности сотрудников отдела дизайна рекламного агентства и готова к внедрению и эксплуатации.

Просмотров работы: 887