Становление российского телевидения началось в 1930 году, когда в лаборатории телевидения Всесоюзного электротехнического института в Москве разработали механизм, способный по радиоволнам передавать изображения. И уже в конце апреля – начале мая 1931 года лаборатория могла передавать на расстояния неподвижные фотографии известных деятелей страны и актеров. Спустя пять месяцев после первых опытных передач, картинка в телеэкране ожила. 1 октября 1931 года центральные газеты сообщили новость о том, что в Москве начинается регулярное телевещание. Долгое время «движущееся изображения» было немым, звук появился только в 1934 году. [История тележурналистики в России, Юровский]
Телевидение развивается, набирая все большую популярность во многих социально-демографических слоях аудитории, в том числе и детей, что предполагает трансляцию детского контента. И действительно, практически с момента зарождения и вплоть до 50-тых годов прошлого столетия юным зрителям показывали художественные фильмы, телеспектакли, представления и мультфильмы. К тому же, в 1939 году на телевидении вышла первая детская передача «С новым годом».
В это же время в Ленинградском телецентре выходит первый телевизионный журнал «Телевизор», а так же передача «Веселая эстрада».
В период Великой Отечественной войны телевещание приостанавливается. Однако, несмотря на вынужденное прекращение вещания, уже 1 января 1946 года по Московскому телевидению был показан концерт детской художественной самодеятельности.
В 1951 году вместе с появлением Центральной студии телевидения появляются первые редакции по направлениям: детские, общественно-политические, информационные, литературные и другие. Такая дифференциация ускорила процесс развития и становления детского телевещания в стране. Так, например, редакция начинает собственное кинопроизводство – запись телеспетаклей. Технологию прямого эфира заменили записью: на театральной сцене играли актеры, их снимали дублями на кинокамеру, стоявшую в зале в одном положении, позже проявляли запись и делали монтаж. Кроме того, по словам Г. А. Галочкиной детские передачи начинают регламентировано выходить каждую неделю в воскресенье. [Телевизионное вещание для детей и юношества, Галочкина, диссертация]
В 50-ые, 60-ые годы число телепрограмм растет; появляется определенная периодичность. Кроме того, передачи ставят в сетку вещания, исходя из рекомендованного распорядка дня ребенка. В 1951 году появляется научно-популярная программа «Путешествие по СССР»; «Умелые ручки», которая позже разделилась на две программы, для младшего возраста и для детей постарше. Еще одна программа – «Выставка Буратино» была ориентирована на самых маленьких зрителей. Выходила она раз в месяц по субботам, и с экранов малышей приветствовал Художник (Борис Курчевский – заслуженный деятель искусств РСФСР) и Буратино. Вдвоем они рассматривали рисунки, которые ребята присылали в редакцию, давали советы, а так же показывали и рассказывали об известных художниках. То есть, мы видим, как происходит расслоение телепрограмм по возрастным категориям.
С середины 50-ых детям отводят больше эфирного времени. Появляется «Клуб интересных встреч» для старшеклассников, «Пять рассказов об искусстве», «Пионерский театр», «Книжная полка».
Новый этап развития детского отечественного телевидения – Постановление ЦК КПСС «О дальнейшем развитии советского телевидения» в 1960 году. В документе всем студиям телевидения предписывалось в обязательном порядке транслировать детские программы не менее одного часа в день. Для подростков появляются программы «Бери с коммунистов пример», «Путешествие в семилетку», «Здесь свершалась революция», программа Коммунистической партии Советского Союза «Сегодня, завтра и через 20 лет», «В эфире – старшеклассники», Для пионеров выходят «Школьные вести», «Дела пионерские», «ТАП» (Телевизионное агентство «Пионерия»). [«Сравнительный анализ детских телеканалов в России и Германии» Н.В. Шохина, диссертация]
В эти же годы намечается тенденция перехода от разовых передач к цикловым. Для привлечения детей к научно-познавательным программам журналисты-телевизионщики изобретают новые способы подачи информации, экспериментируют с формой и жанрами. Так появляется документально-игровая многосерийная пьеса, документально-игровой очерк, журнал, викторина, иллюстрированные выступления, беседы. В эфир выходит много программ воспитательного и эстетического характера: телевизионный театр, журналы об изобразительном искусстве - «Радуга, «Холст», музыкальные передачи - «Жаворонок», «Необыкновенный ключ», «Путь к музыке». В жанре портретный очерк появляется «Жизнь замечательных людей», а в форме олимпиады передача «Путь в науку». Развиваются детские спортивные программы, такие как «Веселые старты» и «Школа начинающего спортсмена». [Телевизионное вещание для детей и юношества, Галочкина, диссертация]
В 1963 году появляется программа, которая выходит в эфир и сегодня - «Спокойной ночи, малыши». Она сначала выходит в прямом эфире, состоит из закадрового текста и картинок, а затем для маленьких зрителей играют небольшие пьесы и кукольные спектакли с участием Буратино, Мямлика, Тепы, Шустрика. Частыми гостями программ становились дети, а так же актеры, которые рассказывали сказки. Привычные Филя, Хрюша, Каркуша и Степашка появились в конце 60-ых, начале 70-ых, а последним к куклам присоединился Мишутка.
Еще одна любимая передача советских детей – «Будильник». Каждое воскресное утро мальчики и девочки смотрели на экранах мини-спектакли, выступления детских коллективов и слушали рассказы своих кумиров.
Дальнейший количественный рост детских телепрограмм связан с введением в эксплуатацию телецентра «Останкино» в 1967 году и последовавшее за этим увеличение объема телевещания.
Многие исследователи, в частности А. Г. Когатько, Галочкина, А. Я. Юровский, говорят о расцвете детской телевизионной журналистики в 70-ые, 80-ые годы прошлого столетия. Жанрово-тематическое разнообразие позволило и самым маленьким телезрителям, и подросткам выбрать на телеэкране программы по своему вкусу и интересам.
В этот период на ленинградском телевидении, вещавшем практически на всю страну, выходит первая игровая телепередача для пионерских отрядов «Один за всех и всех за одного». «Мы стали делать первые в России телеигры. Тогда даже понятия такого не было, а еще не было никакой возможности смотреть программы не то что западных студий, но и социалистических стран. Это вынуждало все изобретать самим. Единственным, кто работал в том же жанре телеигры, был Владимир Ворошилов. Он вел «Аукцион», «А ну-ка, девушки», «А ну-ка, парни». Мы внимательно следили за работой друг друга, отправляли телеграммы, поздравляли с творческими находками», – рассказала в своем интервью журналу «Теле-Спутник» Тамара Максимова, редактор телепередачи.[http://www.telesputnik.ru/archive/27/article/20.html]
Еще одно новшество 70-ых – создание в детской телепрограмме сюжетно-ролевой игры. Именно этот принцип был заложен в основу новой программы Эдуарда Успенского «АБВГДейка». Она и сегодня выходит каждую субботу на телеканале ТВЦ, более 40 лет умело совмещая учебу и игру для дошкольников.
В 1976 году выходит еще одна любимая передача советских детей – «В гостях у сказки». Состояла программа из беседы ведущей, Валентины Леонтьевой, с телезрителями, где она рассказывала о новом художественном фильме для детей, истории его создания, режиссере, сценарии; просмотра этой киноленты, а завершалась вопросами о просмотренной сказке. В рамках телепрограммы с телезрителями держали обратную связь – призывали присылать в редакцию свои ответы, поделки, рисунки, которые показывали и обсуждали в конце программы.
Стоит сказать и о развитии на телевидении подвижных спортивных игр для детей всех возрастов. Это и «Вперед, мальчишки», и «Операция «Зарница»», и «Орленок», и «Мама, папа, я – спортивная семья», и другие.
После бурного развития детского телевидение в 70-ых, начале 80-ых, идет спад телепрограмм для детей дошкольного возраста. Объясняется это с одной стороны появившимся убеждением, что детям вредно проводить много времени у телеэкранов, а с другой о себе дает знать экономических кризис, и последовавшее за ним сокращение детских редакций.[ТВ для детей: теория, история, перспективная модель функционирования, А. Г. Когатько.
Однако, несмотря на это, детское телевещание 1980-ых составляет более 50% всего эфирного времени.
В конце 80-ых, 90-ых и начале 2000-ых количество специализированных детских телепрограмм продолжает сокращаться, но вместе с тем в этот период в эфир выходит череда ярких, полюбившихся юным зрителям программ.
В 1988 году на Ленинградском телевидении выходит «Зебра». Эта программа дважды была признана лучшей в СССР на телевизионном фестивале и транслировалась в течение 9 лет. «Зебра» ориентировалась на подростков, состояла из сюжетов, в которых рассказывали, как преодолеть трудности и жизненные проблемы, а так же о необычных увлечениях и хобби. Кроме сюжетов в программу входили интервью с кумирами молодежи, видеоклипы советских и зарубежных исполнителей, отрывки художественных фильмов и мультфильмов. В конце передачи зачитывали письма, пришедшие в редакцию, отвечали на вопросы и давали советы.
В это же время Андрей Меньшиков выпускает «Лукоморье» - телепостановку для детей старше 6 лет. В центре студии поместили огромную декорацию – дуб, вокруг которого расположились герои русских народных сказок: Змей Горыныч, Баба – Яга, Кощей Бессмертный и другие. Программа выходила в будни и в формате музыкальных кукольных спектаклей рассказывала детям о космосе, природе, музыке, литературе.
В 1989 году выходит программа Сергея Супонева – «Марафон 15». Она была рассчитана на 15-тилетних подростков и состояла из 15 сюжетов, что оправдывало цифру в названии. Многие сравнивали ее с программой для взрослых «Взгляд». «Марафон 15» затрагивал многие темы, интересующие подростков: музыка, спорт, путешествия, космос, кулинария и другие, но главное поднимал вопросы полового воспитания в открытой, но тактичной форме.
В телевизионном журнале «Возможно, все», который начинает выходить в 1990 году, журналисты «меняют профессию». Для своих зрителей они готовы и покорять крыши многоэтажек, и нырять с аквалангом, и осваивать горный велосипед.
В 1991 году в эфир выходит телевикторина Юрия Вяземского «Умницы и умники». Участникам задают вопросы по истории, русскому языку, культуре, а победители становятся студентами МГИМО.
Многие детские вокальные способности были раскрыты на утреннем шоу-конкурсе «Утренняя звезда». Чуть более 10 лет, начиная с 1991, каждую субботу маленькие звезды участвовали в конкурсе, исполняя песни.
Любимый взрослыми и детьми юмористический журнал «Ералаш» с того же года окончательно переходит с кинозалов на телевидение, представляя зрителям забавные короткометражки.
С 1992 года по понедельникам в эфир выходит интеллектуальная игра для подростков «Звездный час». В 1993 – развлекательная передача «Зов джунглей». Это уже второй проект Сергея Супонева, выпускника факультета журналистики МГУ. В передаче школьники начальных классов делились на две команды: «Хищники» и «Травоядные» и соревновались между собой.
Еще одна программа Сергея Супонева – «Денди – Новая реальность». Выходит с 1994 года и рассказывает о новинках среди игр для игровых приставок. Новый авторский проект – «Семь бед – один ответ». Аудитория телевикторины дети 12-15 лет. За свою карьеру, прервавшуюся гибелью в 2002 году, Сергей Супонев был ведущим, продюсером, автором более 20 передач для детей.
Еще одна программа об играх, но уже компьютерных выходит по будням с 1995 года и называется «От винта!». В 1996 году в Россию приходит уже довольно известная в Европе детская программа американского производства «Улица Сезам». Вместе с героями передачи зрители осваивали образовательную программу и правила поведения.[Сравнительный анализ детских телеканалов России и Германии, диссертация Шохина]
К концу 20 века, за пару десятилетий количество телепрограмм для детей сократилось более чем в восемь раз. Так в сетке вещания основных шести телеканалов детям отвели только 5,7% эфирного времени, куда вошли как программы, так и мультфильмы. [Цымбаленко С.Б., Шариков А.В., Щеглова С.Н. Информационное пространство российского подростка в постсоветский период (социологический анализ)]
«Начиная с 2000 –го года телевидение для детей погрузилось в эпоху упадка, причинами которого являлся мировоззренческий кризис российского общества, а также изменения государственной политики в социальной сфере – отказ от традиционного принципа содействия культурной организации общества. Отсутствовал системный подход к вещанию для детей. Проблемы трансформации телевидения были обострены не только политическими переменами, но и экономическими нововведениями. Руководство каналов получило возможность распоряжаться рекламным временем, а точнее, его рыночной стоимостью. Содержание перестало быть единственной ценностью передач, особое значение стало придаваться получению прибыли от использования эфира». [ТВ для детей: теория, история, перспективная модель функционирования, Когатько А.Г.]
В 2000-ые годы возникает совсем немного детских телепрограмм, они не имеют колоссальный успех своих предшественников и не являются «долгожителями» эфира.
В 2003 появляется передача для подростков «Перемена», где подрастающее поколение воспитывают на положительных примерах и героях.
В этом же году выходит телевикторина Тины Канделаки «Самый умный». В программе школьники отвечают на вопросы выбранной категории знаний и зарабатывают баллы, соревнуясь за верхние строчки турнирной таблицы, чтоб финале игры выяснить, кто самый умный.
Стоит отметить, что по исследованию А.В. Шарикова, советника и консультанта по вопросам исследования аудитории в ВГТРК, в 2004 году объем вещания телепрограмм за полугодие составил меньше 1%, а именно 0,3 %. А вместе с тем количество мультфильмов в сетке вещания составило 4,2%.
Из телепрограмм, появившихся в эпоху расцвета детских передач, в 2000-ых выходят единицы: «Ералаш», «Следствие ведет Колобков», «Царь горы», «Спокойной ночи, малыши», «АБВГДейка» и «Улица Сезам». Из новых: «Дисней клуб», «Твинисы», «В гостях у Маэстро», «Помогите Телеку», «Дикие животные», «Не хочу быть взрослым», «Новогоднее путешествие», «Отчего, почему», «Ступеньки», «Мамина школа». Представленные программы для детей и юношества выходили только на шести телеканалах, а вот мультфильмы на 16.
В 2007 возникает программа о животных «Зверинец», которую с натяжкой можно отнести к детской – больше к категории семейной.
В этом же году выходит программа «Властелин ума» - аналог программы телеканала ВВС и «Самый умный». Четыре участника в первом раунде отвечают на ряд вопросов по подготовленной теме, а во втором тестируют себя по общим знаниям. Игрок, получивший наибольшее количество баллов выходит в полуфинал, где сражается за выход в финал и главный кубок – хрустальное яблоко.
Еще один новый проект 2007 года – развлекательно-познавательная программа об устройстве мира «Галилео», аналог немецкой одноименной программы. Состояла она из нескольких сюжетов, в которых детям и подросткам рассказывали о самом занимательном и интересном в окружающем мире с научной точки зрения, но доступным языком. Так же ведущий, Александр Пушной, в студии проводил химические и физические эксперименты, объясняя их значения и результаты.
Спустя два года появляется новое интеллектуальное шоу – «Сокровище нации». Главная цель программы - выбрать четырех подростков, самых эрудированных и любознательных, как символ нового поколения россиян. За титул «Сокровища нации» детям приходилось сражаться против взрослых.
Ключевой этап 2000-ых в истории становления детских телевизионных программ – создание специализированных детских телеканалов, которые со временем начинают круглосуточное вещание.
Первым таким каналом в России стал Nickelodeon. Все его вещание состояло из зарубежного контента, состоящего преимущественно из анимационных мультфильмов и сериалов. Еще один иностранный телеканал переведенный на русский – FoxKids, состоял только из зарубежных мультфильмов.
В 1998 году появился первый российский телеканал «Детский мир». Изначально вещание составляло 18 часов в сутки, а зрителям транслировали мультфильмы, сказки, художественные и документальные фильмы, шоу и развлекательные программы отечественного производства. В 2009 году контент разнообразили зарубежными мультфильмами.
В 2007 году начала вещание «Теленяня». Новый федеральный кабельный телеканал, созданный «Первым каналом», был ориентирован на детей от трех до восьми лет. Сетка вещания состояла из российских и советских фильмов и мультфильмов, а так же программ собственного производства: игровых шоу, познавательных и интеллектуальных викторин.
В этом же году начинает беспрерывное вещание еще один детский телеканал – «Бибигон». Он так же всероссийский, но вещает через спутник. Телеканал создан при поддержке ВГТРК, ориентирован на детей старше восьми лет, и так же, кроме мультфильмов и кино, содержит собственные программы в сетке вещания.
К 2010 году эти телеканалы прекращаются свое вещание, слившись в один детский канал – «Карусель». Сетка вещания выстраивается следующим образом: многочасовой блок из контента «Бибигона» для подростков, а затем программы для младшего возраста, взятые у «Теленяни». Появляются и другие детские телеканалы, входящие в состав кабельных и спутниковых пакетов, такие как «Мать и дитя», «Мультимания», «Рыжий», «Дисней» и другие, но доступ к ним имеет не все население страны.
Вследствие разделения телевизионных компаний на вещательные и производящие, актуально сказать о компаниях, занимающихся подготовкой и выпуском детских телепрограмм.
В 1994 году была создана телекомпания «Класс!», которая уже 15 лет производит «Спокойной ночи, малыши», а так же программы для малышей на телеканале «Карусель». Ранее снимала такие программы как: «До 16 и старше», «Зов джунглей», «Рок - урок», «Как-то раз», «Лего-го», «Без репетиций», «Отчего? Почему?», «Не зевай!», «Классная компания», «Ням-ням», «Кварьете «Веселая КВАмпания»».
Еще один лидер в производстве детского контента – творческое объединение «Экран». Это была первая профессиональная организация в СССР, которая создавала фильмы и мультфильмы. Студия считалась одной из крупнейших в стране, снимавшая в год 30 кукольных и рисованных мультфильмов, а так же фильмов в разных жанрах. В 1994 году творческое объединение «Экран» было закрыто.
Рассмотрев историю становления и развития детского телевещания в России становится очевидно, что на сегодняшний день есть необходимость в увеличении доли детского контента на обязательных общедоступных каналах за счет новых оригинальных телепрограмм.