ФОРМИРОВАНИЕ МИЛОСЕРДИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ФОРМИРОВАНИЕ МИЛОСЕРДИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Тибиркина Т.Е. 1
1ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Воспитание милосердия с древних времен является целью многих педагогов. Видя образ идеального гражданина, представляются такие качества, как любовь и забота о ближних, нуждающихся. Вопросы воспитания детей на основе общечеловеческих ценностей и добродетелей рассматривались во многих этических концепциях.

Люрья Н.А. и Титова Т.А., исследуя влияние духовно--нравственных ценностей на возможность взаимопонимания в условиях культурного многообразия, подчеркивают, что все религии в своей основе содержат духовные ценности: они проповедуют любовь к ближнему, милосердие, терпимость, всепрощение; все религии проповедуют нравственные ценности человека, помогают ему искоренить зло в самом себе; для сохранения мира и взаимопонимания человек ориентируется на выполнение простых нравственных правил общежития - в основе одинаковых, аналогичных 10 заповедям Моисея; никакая религия не проповедует насилие [6, с. 19].

Милосердие как нравственный императив находит свое отражение во всех мировых религиях. Так, в христианстве милосердная любовь приобретает этически особое значение как одна из трех - наряду с верой и надеждой - богословских добродетелей. Милосердие - инициативное чувство и активное действие, на что указывает притча о добром самарянине. По христианскому учению, в милосердии человек посвящает себя Богу и тем самым открывается добру. С этической точки зрения, милосердие составляет долг человека. Милосердие достигает нравственной полноты, когда воплощается в действиях, не только направленных на удовлетворение интересов другого, но и основанных на стремлении к совершенству. Милосердие - не только средство в процессе самосовершенствования, но и содержание его. Человек не является милосердным потому, что стал совершенствующимся; скорее милосердное поведение является выражением его совершенствования. Милосердие воплощено в участливом отношении к людям и как таковое противопоставлено в новозаветных текстах небрежению и беззаботности [1]. В исламе милосердие выступает как нравственное требование, необходимость выполнения которого обосновывается взаимосвязью, взаимозависимостью сообщества людей. Так, в одном из хадисов пророк Мухаммад (С.А.С.) сказал: «Ты видишь, что в своём милосердии, любви и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны (единому) телу: когда (одну из) частей его поражает болезнь, всё тело отзывается на это бессонницей и горячкой». В исламе, как и в других мировых религиях, милосердие и благотворительность - это путь к искуплению и спасению души. Благодеяние -самый действенный способ приблизиться к Всевышнему, ибо: «... Аллах любит добродеющих» (5: 93); Вот, что возвещает Аллах своим рабам, которые уверовали и творили благое. Скажи: «Я не прошу у вас за это награды, а только любви к ближним; кто совершит доброе, тому мы прибавим к этому благое». Поистине, Аллах - Прощающ и Благодарен!» (42: 23 - перевел И. Крачковский). Всевышний призывает к добротворчеству не только человека: «Предписал Господь Самому Себе обязанность быть Милосердным» (6: 54). Не случайно из девяноста девяти имен Аллаха, известных человеку, наиболее упоминаемыми в Коране являются два атрибута - Милостивый и Милосердный [5, с. 140]. В индийской философии существует категория «каруна» (в переводе с пали, санскр. - «жалость», «сострадание»), означающая (в отличие от второй - «майтри», которая выражает сорадование) преимущественно сострадание людям и другим живым существам. У буддистов концепция каруны получила значительно более полное и последовательное развитие. Наряду с дружелюбием, радостью и равнодушием, она относится к четырем совершенным, предназначенным для культивирования намерениям. Каруна истолковывается как желание избавить других людей от несчастья и страдания, майтри - как желание принести им благополучие и радость, и, таким образом, четко проводятся «отрицательная» и «утвердительная» акцентировки двух аспектов альтруистической практики. В сочетании с мудростью сострадание является одним из двух столпов буддизма. Каруна включается в знаменитый обет бодхисаттвы (врата), который может быть сформулирован примерно так: «Пока есть хотя бы одно несчастное существо в мире, мое счастье не может быть полным» [9]. На примере данных религиозных концепций, мы видим, что проявление милосердия является важным моральным долгом, отождествляемым с человеколюбием и снисхождением, предъявляются требование быть сострадательным и внимательным к другим.

Необходимость нравственного, духовного воспитания подрастающего поколения подчеркивается в Федеральной программе развития образования [8, 286 с.]. В проекте национальной доктрины Российской Федерации основными задачами образования признаются формирование нравственности, терпимости, религиозности; а основополагающими принципами обновления содержания образования являются принципы личностной ориентации, гуманизации, гуманитаризации Российской школы. Современный мир довольно часто демонстрируют жестокость и бездуховность. Поэтому педагоги встречают довольно сильное сопротивление в процессе ценностного воспитания. Участие в воспитание ребенка принимает всё общество, и педагог делает значительный вклад в воспитание ученика. По мнению Гринёвой Е.А., важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Как правило, нравственные идеалы формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщённой системы взглядов и убеждений, в которой человек выражает своё отношение к окружающей его природной и социальной среде и центрируется вокруг человека. При этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми[2,с.70].

Ощепковой Л.С. было проведено исследование для выяснения представлений и отношения родителей к проблеме формирования нравственных качеств. Было проведено анкетирование, в котором приняло участи 50 родителей учащихся начальных классов. Вопросы были направлены на изучение взаимоотношений в семье, выявление наиболее значимых личностных качеств детей.

На классных собраниях проводились беседы с родителями, которые преследовали цель - выявить понимание родителями роли нравственных качеств, милосердия в жизни людей, необходимость и пути их воспитания в детях.

Результаты анкетирования таковы: 80% родителей считают отношения, сложившиеся в их семьях доброжелательными. Свое отношение к детям как гуманное оценивают 60% опрошенных. Половина респондентов говорят о необходимости воспитания милосердия, бескорыстия. 93% процента родителей оценивают отношение детей к старшим как гуманное; более 60% отмечают способность детей пожертвовать чем-либо ради близких, семьдесят пять - подчеркивают любовь и заботливое отношение детей к животным.

Родители так определяют наиболее значимые качества личности, которые они хотели бы видеть в своих детях. Активность, инициативность, целеустремленность –42% . Любознательность, настойчивость, силу воли, выдержку –28% . Сочувствие, стремление прийти на помощь, отзывчивость, сострадание, милосердие –18 % . Чувство товарищества, благородство, честность –12%.

Анализируя полученные сведения можно констатировать следующее: родители считают важным воспитание качества милосердия, но не имеют ясного представления о его проявлениях и способах воспитания. Очевидной является необходимость в целенаправленной помощи семьям со стороны учителей и специалистов, компетентных в этой области воспитания[7].

Таким образом, на учителей возложена большая ответственность, перед родителями, государством и обществом в целом.

Идея формирования милосердия у учащихся начальной школы может быть реализована лишь при условии её претворения на всех этапах организации учебного процесса. От наиболее общих представлений о милосердии (с опорой на ценностные ориентации общества в целом) в реальном учебном процессе, ориентированном на складывающихся у детей смысловые образования (как ситуативные -личностные смыслы, смысловые установки, смысло-образовательные мотивы, так и устойчивые - смысловые конструкты, смысловые диспозиции и ценности), надо переходить к воспитанию милосердия каждого конкретного ребёнка с учётом его неповторимой индивидуальности. Принимая во внимание структуру милосердия как личностного качества, объектами педагогического внимания при организации воспитательной работы в данном направлении должны выступать аксиологический, познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты проявления милосердия.

Аксиологический компонент предполагает осознание ребенком сущности и места милосердия в системе общечеловеческих и этнических духовно-нравственных ценностей, а также стремление проявлять милосердие в различных ситуациях[3,с.235] Познавательный компонент характеризуется наличием знаний и представлений о милосердии, способах его проявления, пониманием сущности данного понятия, умением пользоваться нравственными оценочными суждениями при характеристике милосердных (не милосердных) проявлений, анализировать, давать им адекватную оценку. Эмоциональный компонент основывается на эмоциональном опыте детей и отражается в реакции детей на боль и беду окружающих, умении целенаправленно выражать свои чувства в ответ на различные внутренние состояния других людей, осознавать чужие эмоции и откликаться на них. Поведенческий компонент раскрывается в реальном содействии и заботе в отношениях к окружающим, наличии собственного опыта милосердных проявлений и бескорыстной помощи. При формировании аксиологического и когнитивного компонентов милосердия особую роль приобретает модернизация содержания образования путем интеграции в него соответствующего учебного материала, базирующегося на ознакомлении учащихся с традиционным культурным наследием народа, способствующего приобщению детей к духовно-нравственным ценностям, выработанным на протяжении веков, осмыслению милосердия как общечеловеческой ценности. Чрезвычайно важно овладение младшими школьниками системой обогащенных понятий, характеризующих нравственные представления, многообразие душевного состояния человека, разновидности положительного и отрицательного отношения людей друг к другу. С овладением такими понятиями усиливается эмоциональная восприимчивость, развиваются оценочные умения, формируются мотивы милосердного отношения к окружающим, побуждающие и к альтруистическому поведению. Ощепкова Любовь Серафимовна отмечает, что воспитание и развитие милосердия в младшем школьном возрасте детерминировано следующими условиями: реализацией личностно-ориентированного подхода в отношениях между учителем и учеником, учителем и ученическим коллективом; организацией совместной эмоционально ценностной деятельности сверстников, обеспечения их межличностного общения; разработанностью показателей проявления милосердия и критериев их оценки, уровней развития милосердия; своевременной диагностикой и коррекцией гуманного качества личности младшего школьника – милосердия [7].

Для формирования эмоционального и поведенческого компонентов милосердия необходима система педагогических средств, в качестве которых следует рассматривать педагогические ситуации, ориентированные на констатацию эмоциональных состояний, стимулирующие познание ребенком собственного внутреннего мира и переживаний другого человека, направленные на помогающее, содействующее, альтруистическое поведение в ответ на переживания другого.

Таким образом, учитывая все приведенные выше факторы и принципы, воспитание полноценного гражданина общества становится вполне осуществимой задачей. И это, возможно, даст начало формирования поколения, в принципах которого милосердие будет играть важную роль.

 Список литературы:

  1. Апросян Р.Г. Милосердие. / Р.Г.Апресян [Интернет – Ресурсы] – Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/MILOSERDIE.html (дата обращения: 11.02.2016.)

  2. Гринёва, Е.А. Нравственное воспитание школьников: сущность базовых понятий / Е.А. Гринёва // Современное образование: приоритетные направления в теории и практике.: материалы VI международной научно-практической конференции: М.: МПГУ, - 2014. - С.68 -74

  3. Гринёва, Е.А. Аксиологический подход к развитию личности: поиски смысла жизни как призвания / Е.А. Гринёва //Психолого-педагогически проблеми на развитието на личността на профессионалиста в условията на университетското образование: материалы сборника с научни доклади:ЕКС-ПРЕСС - Габрово, - 2014

  4. Гринёва, Е.А. К вопросу о поисках смысла жизни как интегральной смысловой ориентации/ Е.А. Гринёва // Современное образование: приоритетные направления в теории и практике: материалы VI международной научно-практической конференци : М.: МПГУ, -2014. - С.64-68

  1. Курайши , Х.Х., Емыкова-Темиржанова, Г.М. Тематическая систематизация стихов Корана по актуальным вопросам современности / Х.Х. Курайши, Г.М. Емыкова-Темыржанов//: Нальчик.: «Эль-Фа», 2004. - 140 с.

  2. Люрья Н.А., Титова Т.А. Влияние духовно-нравственных ценностей на возможность взаимопонимания в условиях культурного многообразия / В.М. Зеличенко, А. Ниномия // Гуманитарные науки / под ред. Л.В. Домбраускайте. Томск: Вестник Томского Государственного Педагогического Университета , 2007. Вып.1 (64) - С. 18-24.

  3. Ощепкова, Л.С. Педагогические условия воспитания и развития милосердия у младших. / Л.С. Ощепкова [Интернет-ресурсы] – Режим доступа:

http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-vospitaniya-i-razvitiya-miloserdiya-u-mladshikh-shkolnikov (дата обращения: 10.02.2016.)

  1. Шварц И.Е. Внушение в педагогическом процессе. / И.Е. Шварц. -Пермь: ППИ, 1971.-304с.

  2. Шохин В. Каруна/ В. Шохин [Интеренет - Ресурсы] – Режим доступа:

http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/KARUNA.html (дата обращения: 11.02.2016.)

Просмотров работы: 1148