ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАНИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАНИИ

Воронова В.Н. 1
1ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Вопросы нравственного воспитания, а так же в совершенствования человека волновали общество во все времена. Особенно сейчас, когда в нашем мире мы сталкиваемся с жестокостью и насилием на каждом шагу, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Именно поэтому школа и преподаватели, призваны помочь каждому ученику развить ценностное отношение к жизнедеятельности.

Особое внимание необходимо уделять нравственному воспитанию младшего школьника, так как психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется также повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость [1, с. 41].Нам близка точка зрения К.Д. Ушинского, который считает, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания [6, с. 231].

Необходимое звено в процессе нравственного воспитания - моральное просвещение, цель которого - сообщить ребенку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков [5, с.14].

Всем известно, что любая система успешно функционирует и развивается при соблюдении определённых условий. Отсюда следует более эффективное формирование нравственных качеств у младших школьников.

Педагогические условия - это те составные части или характеристики среды, в которой развивается учащийся; это комплекс мер направленный на нравственное воспитание учащихся.

Система всех условий жизнедеятельности образует среду обитания человека. В ней можно выделить подсистемы биологических, психологических и социальных условий. Условия развития делятся на необходимые и достаточные. Необходимые условия - внутренняя объективная закономерность возникновения, существования и результативности развития учащихся. Они обуславливают развивающее обучение и воспитание. Достаточные условия связаны с причинами, основаниями, противоречиями развития. Появление каждого новообразования подготовлено своей причиной, своими условиями [7, с. 83].

В ходе проведенного анализа психолого-педагогической, методической литературы [2;3;4] были выявлены следующие педагогические условия, необходимые для формирования у младших школьников нравственных отношений.

Первое педагогическое условие предполагает, формирование у учащихся знаний о построении отношений со сверстниками и взрослыми людьми.

Для формирования таких знаний преподавателю следует использовать такие формы воспитательного воздействия, как этические беседы, конкурсы, турниры вежливости, классные часы, выставки достижений и т.д.

Второе педагогическое условие предполагает, что младшие школьники будут включаться в деятельность, направленную на построение общения друг с другом.

Для того, чтобы ученики общались друг с другом согласно принятым нормам поведения, во - первых, преподаватель должен видеть в ученике личность. Во - вторых, важно влияние коллектива на личность. Это влияние оптимально тогда, когда каждый ребенок занимает в коллективе адекватное своим возможностям место, становится незаменимой личностью. Это приводит к развитию чувства собственного достоинства, которое заставляет ребенка без внешнего побуждения действовать согласно установленным нравственным нормам и принципам.

Воспитание в коллективе ставит школьника, перед необходимостью элементарного самовоспитания и самообразования, без которых вообще невозможно развитие, в том числе и нравственное.

Третье педагогическое условие предполагает, что младшие школьники будут включаться в рефлексию своей деятельности и своих сверстников.

Младший школьник должен быть способен совершить хороший поступок без ориентации на последствия (поощрение или наказание). В начальных классах требуются специальные подходы к нравственному развитию детей. Одно из задач нравственного воспитания школы является правильно организованная деятельность ребёнка. Поэтому важно изучить способы организации нравственного воспитания (формы, методы и приемы).

Преподаватель должен организовать поведенческую деятельность учащегося так, чтобы ребенок был готов к адекватному реагированию на внешние регулирующие воздействия.

Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках, а также во время внеурочной деятельности школьников. Ученика воспитывает не только учитель, его методы и организации обучения, а так же атмосфера, которая складывается на уроке. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания. Развивающая активность школьника, сознательность, инициативность в процессе обучения и есть овладение собственным поведением.

Итак, подводя итог, можем отметить, что все выше сказанное составляет систему воздействий направленную на воспитания детей и на определение особенностей их формирования. Особенности развития нравственных качеств младших школьников в процессе образования, заключаются в образовании гуманистического отношения и взаимодействии детей, в осмыслении и переживание моральных принципов и норм.

Список литературы

  1. Артюхова, И.С. Ценности и воспитание / И. С Артюхова. // Педагогика. - 1999. - № 4.- С. 70-80.

  2. Бондаревская, Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы / Е.В. Бондаревская .- Ростов н/Д.: РГПИ, 1986. - 361с.

  3. Гринёва, Е.А. Нравственное воспитание школьников: сущность базовых понятий / Е.А. Гринёва // Современное образование: приоритетные направления в теории и практике: материалы сборника VI международной научно-практической конференции /под ред.Е.А. Гринёвой. - М.: МПГУ. - 2014.С. 68-74.

5.Марьенко, И.С. Нравственное становление личности / И.С. Марьенко. - М.: Просвещение, 1985. - 14с.

6.Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.

7.Ушинский, К.Д. Собрание сочинений / К.Д .Ушинский. - М.: 1985, т. 2. - 231с.

Просмотров работы: 930