ГЛАГОЛЬНЫЕ ФОРМЫ В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ГЛАГОЛЬНЫЕ ФОРМЫ В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Тасуева М.А. 1, Черепкова Н.В. 1
1ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», Институт образования и социальных наук
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема формирования письменной речи школьников как социализирующего фактора вызывает усиленный интерес со стороны исследователей на современном этапе развития педагогики.

Основной причиной социальной дезадаптации учащихся специальных (коррекционных) школ V вида является повреждение системы речепорождающего механизма и как следствие — системное недоразвитие языковых и речевых средств. Грамматические нарушения у детей с системным недоразвитием языковых средств отмечаются уже на начальных этапах формирования речи и выражаются недостаточной степенью сформированности лексико-грамматических компонентов языковой системы, нарушением коммуникативного акта, снижением мотивации к письменной и устной речи, трудностями реализации языковых средств.

Как отмечали А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Н.И. Жинкин, письменная речь является особой деятельностью субъекта, в которой необходимо различать как физиологические, так и психологические аспекты.

Анализу письменных работ учащихся с системным недоразвитием речи в специальной литературе посвящено небольшое количество исследований. Поэтому при изучении письма детей, исследователи выделили четыре основных критерия анализа текста: связность, цельность, соответствие нормам грамотной письменной речи, использование языковых средств. В имеющихся исследованиях параметр цельности текста сопоставляется с порядком содержания, в большей степени, в соответствии с пунктами плана, в то время как глаголы в тексте осуществляют аористическую функцию, т. е. являются инструментом передачи динамики, которые отражают смену ситуаций во времени и определяют их последовательность.

До ныне существующего этапа времени при планировании коррекционной методики, становление письменной речи у обучающихся с системным недоразвитием речи в малой степени учитывается специфика речепорождающего механизма. По мнению Л.С. Выготского, В.В. Виноградова и др., речь детей младшего школьного возраста предикативна, или «глагольна». Заранее глагол обладает мощной способностью управлять другими словами. Будучи предикатом, ремой, глагол передает определяющий замысел всей конструкции. К нему как к единице предикативного ядра присоединяется значительная часть второстепенных членов, обслуживающих конструктивные потребности глагола. Причем конструктивная роль глагола передается на текст или целое высказывание. В этом и выражается составляющая сила данной категории.

Литература

  1. Лурия А. Р. Психологическое содержание процесса письма. // Хрестоматия по логопедии. – М., 1997. С. -246

  2. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 128 с.

Просмотров работы: 552