БЕСЕДА КАК МЕТОД РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

БЕСЕДА КАК МЕТОД РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ

Латыпова Л.И. 1
1ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М. Акмуллы», социально-гуманитарный факультет, кафедра социальной педагогики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современные дети вступают в жизнь в весьма негативных условиях социокультурного развития общества. Увеличение химических и не химических аддикций таких как алкоголизм, табакокурение, наркомания, токсикомания, лудомания и другие, приводит к тому, что ребенок растет с наклонностью к асоциальному поведению. Ребенок в нашей стране имеет право на нормальные условия жизни. Для того чтобы предотвратить негативные последствия в социализации ребенка, нужно заниматься профилактической деятельностью.

Профилактическая работа является одним из эффективных способов для нормальной социализации личности. Проведение профилактической беседы дает возможность предотвратить зарождение проблем у детей. Используя данный метод работы, можно сформировать у ребенка нравственную и психологическую устойчивость к негативным явлениям окружающего мира. Профилактическая беседа способствует защите ребенка от отрицательных социальных факторов. Данный метод работы является актуальным так как, в современном обществе растет число детей с девиантным поведением. Проведение данного метода направлено на предупреждение, а также на исключение причин, которые могут привести к социальному отклонению личности.

Изучением данного вопроса занимались такие ученые как М.А. Галагузова, Е.В. Змановская, В.И. Загвязинский, Л.В. Мардахаев и др. Их опыт показывает, что проведение профилактической беседы в особенности с детьми, находящиеся в трудной жизненной ситуации, необходимо, чтобы предотвратить появление антисоциального поведения.

Профилактическая беседа – это метод работы, основанный на воспитательном воздействии путем словесного контакта. Чаще всего целью данного мероприятия бывает предупреждение вредных привычек, негативного поведения, правонарушений [2, с. 31].

Важнейшей работой деятельности социального педагога общеобразовательной школы является профилактика девиантного поведения среди учащихся. Проблему девиантного поведения рассматривали многие исследователи. Потому существует несколько определений данного термина.

Е.В. Змановская дает следующее определение отклоняющегося поведения. Девиантное (отклоняющееся) поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющих ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией [3, с. 15].

Под отклоняющимся поведением М.А. Галагузова понимает как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам. Ученый подчеркивает, что отклоняющееся поведение является одним из проявлений социальной дезадаптации [1, с.245].

Подласый И.П. отклоняющееся поведение от нормы называет: асоциальным, антисоциальным, расстроенным, неправильным, искривленным, испорченным [4, с. 72].

Можно выделить следующие специфические особенности отклоняющегося поведения личности.

  1. Отклоняющееся поведение личности – это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Иначе говоря, это действия, не соответствующие существующим законам, правилам, традициям и социальным установкам. Отклоняющееся поведение зависит от возрастных и половых особенностей личности.

  2. Отклоняющееся поведение и личность, его проявляющая, вызывают отрицательное отношение со стороны других людей. Негативная оценка может иметь форму общественного осуждения или социальных санкций, в том числе уголовного наказания.

  3. Отклоняющееся поведение изучают многие науки, в том числе и медицина.

  4. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Это может быть дестабилизация существующего порядка, причинение морального и материального ущерба, физическое насилие и причинение боли, ухудшение здоровья.

  5. Рассматриваемое поведение преимущественно можно охарактеризовать как стойко повторяющееся поведение.

Репутация человека с девиантным прошлым затрудняет его коррекцию поведения [5].

Причинами отклоняющегося поведения могут быть:

  1. Индивидуальные психические особенности ребенка;

  2. Неправильное воспитание;

  3. Особенности восприятия ребенком тех или иных действий родителя;

  4. Защитная реакция ребенка на различные школьные трудности, на взаимоотношения с окружающими людьми;

  5. Ошибки воспитания со стороны учителей;

  6. Неблагополучные ситуации в семье;

  7. Различные виды насилия, применяемые к ребенку в семье;

  8. Низкий уровень культуры, неумение проводить свободное время.

Индивидуальный, психологический, личностный, социальный факторы обуславливают появление отклоняющегося поведения. Профилактическая деятельность дает возможность на нормальную социализацию ребенка.

Для предотвращения девиантного поведения учащихся целесообразно использовать метод профилактической беседы. Данный метод работы удобен, экономичен, универсален, а главное эффективен. Профилактическая беседа – это беседа, целью которого является предупреждение негативного поведения. Социальными педагогами этот метод используется в качестве воспитательного мероприятия. В ходе профилактической беседы ведется обсуждение какого-либо вопроса, целью которого является помощь ребенку в осознании и восприятии последствий тех или иных проблем. Социальный педагог помогает учащимся в осмыслении поставленной проблемы, а также формулировать собственные умозаключения.

Специалисты выделяют несколько этапов проведения профилактической беседы:

  1. Начальный этап – установление благоприятного климата при взаимодействии с собеседником. Важная особенность данного этапа – это проявление толерантности в общении;

  2. Рабочий этап – выяснение причин и условий возникшей проблемы;

  3. Этап формирования модели поведения, позволяющий предупредить отрицательное развитие проблемы;

  4. Заключительный этап – внутренне принятие воспитуемого новой модели поведения.

Таким образом, проведение профилактической беседы с учащимися является неотъемлемой частью работы социального педагога общеобразовательного учреждения. Эффективность данного метода во многом зависит от специалиста, поэтому подготовка к проведению этой работы должна быть максимально продуманной. Для проведения профилактической беседы одним из важных качеств социального педагога должно быть умение создавать позитивной психологической атмосферы в коллективе.

Список литературы

  1. Галагузова М.А. Социальная педагогика [Текст] / М.А. Галагузова. – М.: Владос, 2004. – 415 с.

  2. Зайнышев И.Г. Технология социальной работы [Текст] / И.Г. Зайнышев. – М.: Владос, 2000. – 240 с.

  3. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения [Текст] / Е.В. Змановская. – М.: Академия, 2004. – 288 с.

  4. Подласый И.П. Педагогика [Текст] / И.П. Подласый. – М.: Владос, 1999. – 464 с.

  5. Ковальчук М.А., Тарханова И.Ю. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация [Текст] / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. – М.: Владос-Пресс, 2010. – 389 с.

Просмотров работы: 2086