СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Арсланова А.Х. 1
1ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М. Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. С различных сторон его рассматривают и оценивают религия, литература, искусство, наука, философия.

В настоящее время большинство исследователей указывают на взаимообусловленность отклоняющихся форм поведения и деструктивных социально-политических процессов, происходящих в обществе. При этом часто указывается на то, что рост тех или иных нарушений является результатом издержек и ошибок в осуществлении социально-экономических реформ, а в числе причин особое место отводится снижению жизненного уровня граждан, нарушению сложившегося баланса сил между институтами воспитания, кризису традиционной системы ценностей.

Лучшая профилактика отклоняющегося поведения это целенаправленное организуемое с четким определением средств, форм методов воспитания воздействие. Причем предупредительные возможности воспитания намного эффективнее других средств сдерживания, так как меры правовой профилактики, как правило, несколько запаздывают и начинают действовать тогда, когда поступок уже совершен. Для того чтобы “срабатывали” правовые меры предупреждения, они должны быть включены в сознание школьника, стать частью его убеждений, опыта, что можно достичь путем целенаправленного воспитательного воздействия.

Настоящая работа посвящена актуальной теме – поиску основных направлений социально-педагогической профилактике девиантного поведения. Актуальность данной проблемы подтверждается наблюдениями за учащимися, которые, сталкиваясь с проблемами взаимодействия со взрослыми, в детском коллективе, семье, зачастую не могут их решить социально приемлемыми способами. У большинства детей отсутствует необходимые навыки адекватного взаимодействия, правил соблюдения общественных норм.

Девиантное поведение- отклонения от общепринятых в обществе норм и правил поведения, обусловленных социальными, семейными, школьными условиями и обстоятельствами развития и воспитания, личнгостными качествами и сферой общения; поведения с отклонениями от принятых в обществе правовых или нравственных норм.

Девиант – личность с отклонениями в нравственном развитии и поведении.

В психолого-педагогической, социологической, юридической литературе к настоящему времени имеется целый ряд понятий, определяющих это явление: педагогическая запущенность, трудновоспитуемость, правонарушение, делинкветность, девиантность, аддиктивность, дети группы риска, отклонения в поведении и т.д. Все это говорит о сложности и неодназначности изучаемого явления.

В младшем школьном возрасте наиболее распространены такие формы отклоняющегося поведения, как непослушание, выражающееся в шалостях, озорстве, проступках; детский негативизм, проявляющийся в упрямстве, капризах, своеволии, недисциплинированности и пр.

На основании изучения и анализа научной литературы в теоретической части работы было раскрыто понятие девиантного поведения, с точки зрения различных авторов, формы девиантного поведения младших школьников, причины и признаки, способствующие формированию отклоняющегося поведения младших школьников. Так же раскрыта сущность профилактики девиантного поведения младших школьников в общеобразовательной школе.

Следует выделить основные направления социально-педагогической профилактики девиантного поведения: повышение роли семьи в воспитании, повышение воспитательной роли образовательных учреждений, развитие целесообразного взаимодействия семьи и школы, приобщение детей к участию в позитивных общественных центрах, организациях и т.д.

В начальной школе часто резко выступают индивидуальные особенности поведения детей, их отношение друг к другу в коллективе: одни дети общительны, инициативны, другие застенчивы, робки, третьи угрюмы, неприветливы. Эти особенности детей влияют на их положение в коллективе. Часто возникает необходимость изменить положение личности в коллективе, найти пути создания для каждого ребёнка состояния эмоционального благополучия, к которому он внутренне стремится. Одним из важнейших условий перестройки межличностных отношений является включение ребёнка в интересную, увлекательную деятельность. Игровая ситуация действует на воображение любого ребёнка: активного, застенчивого, медлительного, робкого и т.д. Все дети сходятся в одном желании: они хотят получить интересную роль в игре.

Как уже неоднократно говорилось, мы живем в обществе, требующем от человека многостороннего развития, которое не представляется возможным без правильного подхода к формированию личности с самого детства. По этой причине своего пика достигает актуальность проблемы отклонения в поведении и необходимость нахождения путей её решения. Так, профилактика девиантного поведения - один из самых эффективных путей решения проблемы, ведь на этапе профилактики проблемы, как таковой, еще нет. [5, с.165]

Риск отклонений в развитии личности поведений младших школьников указывает на необходимость проведения профилактических мероприятий с целью предупреждения проявления у них девиантных форм поведения.

Итак, анализ проблемы девиантного поведения младших школьников, мнений различных ученых, проведенных ими исследований, а также существующих средств профилактики девиантного поведения младшего школьника позволил нам сделать следующие выводы.

В младшем школьном возрасте наиболее распространены такие формы отклоняющегося поведения, как непослушание, выражающееся в шалостях, озорстве, проступках; детский негативизм, проявляющийся в упрямстве, капризах, своеволии, недисциплинированности и пр.

Классификация отклонений в поведении проводится в двух направлениях: по форме проявления нарушений и в отношении причин, факторов, мотивов, лежащих в их основе.

Профилактика девиантного поведения - это комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение.

Выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику девиантного поведения.[1, с. 196]

Социально-педагогическая профилактика – это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и способствующих проявлению различных видов его активности.

Работа социального педагога с младшими школьниками, демонстрирующими девиантное поведение, ориентирована на социальное оздоровление внутреннего мира ребенка. Процесс профилактической работы представляет собой достаточно продолжительный по времени процесс оказания психологической помощи ребенку и создания условий для оптимизации развития личности. [2, с. 123]

Роль игры в профилактике девиантного поведения очень велика. Игра выделяет и моделирует социальные отношения с помощью ролей, игровых действий, игровых предметов и замещения, предоставляет существенные возможности для организации условий личностной и интеллектуальной децентрации младшего школьника.

Окружающая социальная микросфера, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и педагогами - все это отражается на ребенке. И если мы исключим плохое влияние, если мы будем осторожно относиться к своим и чужим детям, то можем быть уверенными в том, что вырастим хорошую смену активных и трудолюбивых людей. Характер детей в руках взрослых - пусть эти руки будут нежными, разумными и справедливыми!

Список литературы

1. Змановская, Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. В. Змановская. — М.: Изд. центр «Академия», 2006. — 288 с.

2. Ковальчук, М.А., Тарханова, И.Ю. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация [Текст] / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 286 с.

3. Колесов Д.В. « Предупреждение вредных привычек у школьников», М.1984

4. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. - М.: Академический проект; Трикста, 2005. – 336 с.

5. Юричка Ю.И., Юричка А.Ю. Девиантология: конфликты, агрессия, наркомания, лудомания, правонарушения: монография, 2-е издание дополненное и переработанное. –М., 2005. –214 с.

Просмотров работы: 1842