ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ. - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ.

Долгих В.А. 1, Кравченко А.Р. 2
1Мурманский Арктический Государственный Университет
2Мурманский педагогический колледж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последние годы происходят кардинальные изменения всей cиcтемы образования России.

Российская педагогика предпринимает шаги, направленные на качественные изменения, связанные c включением детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные организации (Л.И. Акатов, Л. Н. Давыдов, Н. Н. Малофеев, Н. Н. Назарова, Л. М. Шипицына и др.)

Инклюзивное обучение признано мировым cообществом наиболее гуманным и эффективным. Направленность российской образовательной политики на создание равных условий получения образования для всех детей основывается на следующих законодательным актах: Конституция Российской Федерации, Закон РФ «Об образовании» № 273-Ф от 1 сентября 2013 года с изменениями от 13 июля 2015 года; Конвенция ООН о правах ребенка, ратифицированная 13 июня 1990 года; Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года и др.

Закон РФ «Об образовании» определяет инклюзивное образование, как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Внедрение инклюзии в общеобразовательные школы в России требует создание необходимых условий, одним из которых является наличие квалифицированных кадров, что требует внесения изменений в процесс подготовки будущих учителей.

Для решения этой задачи в ГАОУ СПО «Мурманский педагогический колледж» три года осуществляется набор студентов по специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании», в рамках которой осуществляется подготовка по квалификации «Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования».

В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования прописаны общие и профессиональные компетенции, которыми должен обладать будущий учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

Основная цель учреждений среднего профессионального образования – подготовка профессионально компетентных специалистов.

В научной среде нет единого подхода к определению «профессиональная компетентность педагога».

Так, Зимняя И. А. определяет компетентность педагога как соотношение в его реальном труде профессиональных знаний и умений, с одной стороны, и профессиональных позиций, психологических качеств, с другой.

А. И. Акимов трактует профессиональную компетентность педагога как сумму знаний, умений и навыков, усвоенных субъектом в ходе обучения, - в узком смысле слова, и как уровень успешности взаимодействия с окружающей средой – в широком.

По мнению А. А. Деркач, становление профессиональной компетентности заключается в единстве специальных и психолого-акмеологических знаний, опыта, свойств и личностных качеств будущих специалистов, позволяющих эффективно осуществлять профессиональную деятельность и целенаправленно организовывать процессы профессионального общения, предполагающие личностное развитие и совершенствование профессиональной деятельности педагога.

Э.Ф. Зеер под профессиональной компетентностью понимает совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности.

В. И. Тесленко и И.А. Эверт определяют данное понятие как комплекс стратегических, тактических, оперативных умений специалиста, характеризующихся профессиональной направленностью.

С.В, Масловская и М.В. Фомина трактуют понятие профессиональной компетентности как многофакторное явление, включающее в себя систему знаний и умений педагога, его ценностные ориентации, мотивы деятельности, интегрированные показатели культуры (речь, общение, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знаний).

М. В. Киргинцев и С. А. Нечаев подразумевают под профессиональной компетентностью присвоенную, отрефлексированную специалистом в ходе профессиональной деятельности систему социально и личностно значимых компетенций.

В. Н. Введенский отмечает, что профессиональная компетентность не сводится к набору знаний и умений, а определяет необходимость и эффективность их применения.

Формирования профессиональной компетентности студентов невозможно за пределами практической деятельности. Виды и количество часов практической деятельности студентов определяются ФГОС, образовательными программами и учебным планом.

Программа подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) согласно ФГОС СПО состоит из обязательной части и вариативной. Обязательная часть ППССЗ по учебным циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.

Программа подготовки специалистов среднего звена позволяет образовательным организациям самостоятельно определять содержание вариативной части, что необходимо в условиях постоянного развития образования в России.

Таким образом, профессиональная подготовка педагогов дефектологического профиля является необходимым условием реализации образовательной политики Российской Федерации и требует дальнейшего изучения и поиска наиболее оптимальных путей решения.

Просмотров работы: 620