ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Валькова Е.С. 1, Патрикеев Г.В. 1
1ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», г. Архангельск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность исследования. В системе физического воспитания детей дошкольного возраста большое значение имеет развитие основных движений: ходьбы, бега, метаний, прыжков, лазания [1]. Они характерны для повседневной трудовой деятельности человека и являются важным средством физического воспитания.

Многочисленными исследованиями доказано, что становление навыков в жизненно важных движениях наиболее эффективно происходит в дошкольный период жизни человека. Если этого не произошло, то в школьные годы обучение детей основным движениям растягивается на более длительное время.

Известно, что для раннего возраста характерен быстрый темп развития организма. Ни в каком другом периоде детства не наблюдается такого быстрого увеличения массы и длины тела, развития всех функций мозга.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) [2].

На этих требованиях необходимо строить работу с детьми. Особое место в работе занимает подвижная игра – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи.

В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство физического воспитания. При прочих методах обучения, подвижные игры оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, способствуют развитию физических и умственных способностей, освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества [4]. Методика обучения основным видам движений на основе подвижных игр, включающих многообразие двигательных действий, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста, это и предопределило выбор темы исследования. В игре ребенок упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, бросании, ловле, увертывании и т.д. [1]. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирование новых качеств личности.

Для детей дошкольного возраста характерны частые пропуски по болезни (48-72%), слабая мотивация к занятиям физическими упражнениями и низкий уровень физической подготовленности. Кроме того, «изнеженное» воспитание в семье и низкая мотивация родителей к двигательной активности вместе формируют отставание в развитии двигательных способностей, быструю утомляемость при физической нагрузке. С позиций гуманистического подхода следует учитывать, что собственная мотивационная система ребенка совершенствуется только к 6 годам, когда происходит становление II сигнальной системы, поэтому вокруг дошкольника необходимо создавать активную, модифицирующую, физкультурно-оздоровительную среду [3].

Многочисленные исследователи в области теории и практики физического воспитания и спорта уделяли большое внимание формированию мотивационной готовности к занятиям физической культурой и спортом у школьников и юных спортсменов. Особая роль отводилась путям решения данной задачи в рамках общеобразовательных школ, внешкольных учреждений, спортивных школ (М.Я Виленский, Г.М.Соловьев, 2001; Л.П.Матвеев, 2002) [5]. Однако работ, направленных на формирование мотивации к занятиям физической культурой у детей дошкольного возраста, недостаточно.

Анатомо-физиологические и психологические особенности дошкольника таковы, что обучение возможно лишь при наличии активного интереса со стороны ребёнка и основывается на его непосредственном желании выполнить задание.

Ребёнку от природы свойственна потребность в двигательной активности, и основная задача педагогов – создать условия необходимые для её развития. Настоящее исследование посвящено поиску путей эффективного использования подвижных игр для формирования у них потребности в систематических занятиях физической культурой.

Цель работы: научное обоснование эффективности использования подвижных игр при проведении физкультурных занятий у дошкольников.

Задачи:

  1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме эффективности использования подвижных игр при проведении физкультурных занятий у дошкольников.

  2. Теоретически разработать и экспериментально обосновать эффективность использования подвижных игр в дошкольном образовательном учреждении при проведении физкультурных занятий.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение специальной научно-методической литературы; анализ документальных материалов, педагогическое наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент, методы статистики.

В качестве опытно-экспериментальной базы исследования выступит МБДОУ Детский сад №131 «Радуга» в городе Архангельск.

Теоретическая значимость работы. Результаты исследования обобщают и систематизируют теорию и методику физического воспитания детей дошкольного возраста, в частности организацию подвижных игр в ДОУ в соответствии с современной концепцией физического воспитания, новыми положениями по вопросу организации физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении, способствующими индивидуализации воспитательно-образовательного процесса.

Практическая значимость. Результаты исследования, практические рекомендации могут быть использованы воспитателями и инструкторами в работе в дошкольных образовательных учреждениях; преподавателями средних специальных учебных заведений; студентами для формирования и развития профессиональных способностей в условиях практической деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вавилова, Е.И. Учите бегать, прыгать, лазать, метать / Е.И. Вавилов. - М., 1983.

2. Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста / Е.И. Вавилова, В.А. Овсянкин. - М., 1999.

3.Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э.Я. Степаненкова. - М., 2001.

4. Хухлаева, Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях / Д.В. Хухлаева. - М., 1984.

5. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - М., 1991.

Просмотров работы: 2011