ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Шарапова А.Ф. 1
1Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы, социально-гуманитарный факультет, кафедра социальной педагогики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия [9, c. 236]. Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Именно в семье осуществляется первый адаптационный период социальной жизни человека. До 6-7 лет для ребенка - главное, социальное окружение, которое формируют его привычки, основы социальных отношений, систему значимостей. В этот период определяется система отношений ребенка к себе, другим (отношение к близким и к людям вообще), различным видам действий. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Складываются субъективные оценочные суждения, определяемые значимыми отношениями, формируется характер, усваиваются нормы, развиваются социальные качества. Во всех случаях неправильного воспитания нарушается социальная адаптация.

Родительская семья становится источником социального наследования в первые годы жизни ребенка, причем следование образцу отношений собственных родителей первоначально происходит на уровне подсознания, благодаря механизмам подражания, идентификации. В результате происходит запечатление образов родителей, прародителей, братьев, сестер, неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми взрослыми, подражание их действиям, словам чувствам, отождествление себя с близкими людьми [2, c. 100].

Семья, являясь для ребенка первым проводником социального влияния, вводит его во все многообразие ролевого поведения, родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, воздействуя на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Этим «багажом» ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве определит его качества будущего семьянина. В связи с этим можно говорить о взаимозависимости «качества » семьи (ее состава, ценностных ориентации, нравственных устоев, уклада, характера детско-родительских отношений, психологического климата, межпоколенных связей и т.д.) и ее возможностей в решении задачи воспитании ребенка как будущего семьянина. Осознание родителями необходимости решения этой задачи уже на ступени дошкольного детства может быть действенным побудителем для позитивных изменений в собственной семье, гуманизации внутрисемейных взаимодействий, нормализации уклада жизни, обогащения воспитательной деятельности, самовоспитания и самообразования и т.д.

Ребенок, чаще всего, не задумывается о ценности семьи. Но многие исследователи отмечают, что важно представлять, что такое семья и ее ценность, т.к. акценты представлений о семье могут быть смещены, и формируется не правильное или не полное представление о семье, семейных ценностях. Для развития ребенка и формирования у него последующих представлений об окружающем мире, важны именно правильные представления о семье.

Представление о себе, о семье, уважение или неуважение себя и своих близких, формируется у детей в процессе общения с окружающими, которые оценивают то, что происходит вокруг, положительно или отрицательно. В младшем школьном возрасте потребность ребенка в оценке его личности повышается. От того, насколько грамотно пользуются взрослые оценкой, зависит результативность руководства детским поведением, формирование важной нравственной потребности в одобрении. Оценочные воздействия взрослых способствуют воспитанию чувства долга, уверенности в собственных силах, ответственности, организованности и многих других качеств, оказывают влияние на уровень притязаний школьников в учебе [1, c. 208].

Главными условиями формирования представлений о семье являются эмоциональный климат семьи и нравственное воспитание ребенка.

Положительный эмоциональный климат семьи, где преобладают радость, оптимизм, душевность, любовь и нежность, нужен ребенку для его психического здоровья. То, как взрослые реагируют на происходящее в окружающей жизни, имеет огромное значение для формирования представлений ребенка, который откликается на все происходящее эмоциональными средствами: смехом, гневом, жестикуляцией, мимикой. Ребенок внушаем, склонен к подражанию, он чутко воспринимает и перенимает все эмоциональные реакции. Поэтому, если вам что-то не нравится в ребенке, его нравственном облике, вспомните: ребенок в какой-то степени является вашим зеркальным отражением.

Необходимо формировать у ребенка любовь к его семье, такой, какая она есть, к родным и близким. Все люди разные, и семьи тоже бывают большие и маленькие, каждая семья уникальна и замечательна по-своему, отношения в семье тоже могут строиться по-разному. Очень важно принять, полюбить свою семью, своих родственников, знать их, проявлять к ним терпение, заботу и уважение. Внимание при этом акцентируется на том, что ребенок может сделать для своих родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер, чем он может им помочь, в каких делах и поступках выражается его любовь, включая и эмоциональную отзывчивость на состояние близких [7, c. 198]. Сегодня у детей отсутствуют четкие представления о понятии «семья», «члены семьи». Наблюдаются неточные знания истории своего рода и семьи. В семьях не сформированы представления о положительных и отрицательных поступках как одних из ценностей семьи, так как есть семьи, членов которых ничто не радует в поведении ребенка, между родителями нет согласованности – одни и те же поступки вызывают свои, не совпадающие по значению, реакции. Родители не всегда выслушивают мнение детей, отсутствует доверие и уважение между членами семьи.

Недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. У детей в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека [7, c. 133-143].

Иногда представление о семейных ценностях понимается либо примитивно, либо в общих чертах. Когда кем-то затрагивается вопрос «семейные ценности и традиции в моей семье», то это нередко становится темой для горячей дискуссии, могут даже возникать недопонимания и критика. Определение термина «семейные ценности» порой может носить неудобоваримую и громоздкую формулировку. А потому самым приемлемым для данного понятия можно считать следующее: семейные ценности – это результат удачного и продолжительного взаимодействия общества с общепринятыми и установленными религиозными нормами. Здесь нацеленность - на сохранение и укрепление института семьи. На протяжении всего периода отношений между супругами семейные ценности внедряются и культивируются в их жизнь. Молодым их пытаются привить бабушки, иногда полезную информацию на данную тематику можно почерпнуть из телевещания, также об этом говорят в церквях .

Формирование семенных ценностей должно начинаться еще в детстве. Это - целенаправленный процесс, направленный как на общество в целом, так и на семью и молодое поколение, целью которого является воспитание позитивных установок на семью и брак, подготовку к вступлению в брак и решению проблем молодой семьи. Подготовка молодежи к семье - это такая же важная проблема, что и подготовка к профессиональной деятельности, адаптация к жизни в обществе. Ценности семьи необходимо формировать еще в родительской семье, а затем в школе и других образовательных учреждениях, в молодежных организациях и трудовых коллективах. Проблемам современной семьи необходимо привлечь внимание средств массовой информации (через социальную рекламу). Особенно важно формирование общественного мнения сторону повышения статуса молодой семьи, материнства и отцовства, роли и места детей в жизни российского общества.

Традиционные семейные ценности являются, как правило, результатом взаимодействия общества с религиозными нормами, основная цель которых – сохранение семьи. Эта форма ценностей постоянно культивируется и внедряется в жизнь молодой пары предыдущими поколениями, поддерживается наставлениями церкви. Основные традиционные семейные ценности это: брак, вера, верность, взаимоуважение.

Согласно церковным традициям брак – нерушимый союз, единственная приемлемая форма совместной жизни мужчины и женщины, основанная на сохранении веры и взаимной любви, рождении и воспитании детей. Современное общество зачастую не воспринимает традиционные ценности семейной жизни должным образом [3, c. 271]. Причиной этому становится отсутствие свободы выбора и возможности перемен в личной жизни. К примеру, развод в наше время – достаточно привычное явление, а вот традиционные каноны напрочь отвергают расторжение брака. Кроме этого у наших предков многое зависело от распределения ролей в семье. Главой семьи оставался мужчина. Именно он был кормильцем, принимал судьбоносные для семьи решения. Его авторитет был неоспорим. Женщине отводилась роль матери и хранительницы домашнего очага. Ее уважали, ей доверяли воспитание детей и ведение хозяйства, однако ни о каком равноправии между мужем и женой речи не шло. Детям же предписывалось абсолютное послушание. В традиционной семье важным объединяющим фактором являлась совместная деятельность. Деревенская семья дружно работала на поле, семьи из городов занимались или торговлей, или каким-то видом ремесла. Согласно семейным традициям профессии передавались по наследству: от деда к отцу, от отца к сыну.

Раньше на первом этапе семья была многодетной, что гарантировало ее хозяйственную надежность. Дом, семья станови­лись начальной образовательной школой для детей, своеобразной «домашней академией», где учили трудиться, заботиться друг о друге, передавали «по наследству» мальчику от­цовскую, девочке - материнскую профессию, а заодно и их миро­воззрение, стереотипы поведения, готовили к выполнению роли родителей.

Моногамия оказалась устойчивой формой семьи: шли столетия, менялись экономические уклады, а моногамия сохранилась. Уста­новление моногамии, единобрачия не следует объяснять лишь до­стижениями социально-экономического характера человечества. В этом процессе свое достойное место занимают мораль и нравствен­ное развитие живущих на земле людей, рост их эстетической куль­туры, усиление роли религии, поддерживающей святость брака: «Браки заключаются на небесах».

За многовековую историю человечества сложился идеал воспи­тания. Люди всегда мечтали о совершенном человеке, полноценном члене общества. У такого идеального человека много характери­стик, одна из важнейших, причем вневременная, - быть «добро­порядочным отцом или матерью семейства» Да, «качество» родителей предопределяет, какова будет семья, а нормальная жизнедеятельность этого удивительно своеобразного и пластичного организма является необходимым условием выжива­ния государств, народов, человечества в целом.

Сегодня мало кто хочет жить так, как жили наши предки. Традиционное отношение к мужчине как к добытчику и абсолютному авторитету присутствует далеко не во всех семьях. Роли все чаще распределяются поровну, а судьбоносные решения принимаются на семейных советах. Семейные ценности – это основа крепкой семьи [8, c. 192].

Семейные ценности и традиции – это основа уклада крепкой и дружной семьи, имеющей будущее. Они регулируют жизнедеятельность домочадцев, способствуют сближению, укреплению взаимоуважения и взаимопонимания в семье. Кроме этого, семейные ценности лежат в основе воспитания детей. Воспитание малыша начинается с того, какие отношения строятся родителями в семье. Получается, кроха воспитывается не только целенаправленно, но и подсознательно, перенимая привычки и вкусы, пристрастия и предпочтения старших. В условиях семьи начинается приобщение ребенка к культуре, формируются модели поведения. Семья дает ощущение преемственности поколений, принадлежность к истории своего рода, порождает идеалы патриотизма, может раскрыть способности и таланты каждого ее члена. К тому же именно семья оказывает огромное влияние на становление личности малыша.

Воспитанию семейных ценностей у детей способствует формирование традиций в семье. Семейные ценности и традиции – это индивидуальная атмосфера дома, состоящая из множества факторов (режим дня, жизненный уклад, семейные обычаи). Хорошо и уютно там, где домочадцы находят время обсудить вопросы семейной жизни. Например, когда за вечерним чаем все члены семьи собираются за одним столом и рассказывают о произошедших за день интересных событиях, планируют то, как провести ближайшие выходные, обговаривают и разбирают совершенные ошибки. Важно, чтобы детям (независимо от возраста) тоже давали возможность высказать свое мнение.

Начинать формировать традиции следует уже при создании семьи, а знакомить с семейными ценностями детей нужно тогда, когда они еще совсем маленькие. Причем чем проще и незатейливее традиции – тем лучше. Наличие семейных традиций: дарит ребенку возможность с оптимизмом смотреть на жизнь; дает детям повод гордиться своей семьей; приносит ощущение стабильности: традиции соблюдаются не по причине того, что так надо, а потому, что члены семьи этого хотят [6, c. 176].

Привитие ребенку любви к семье и ее основополагающим элементам является непосредственным делом родителей. Но также формированием семейных ценностей занимаются воспитатели в детских садах и преподаватели в школах. Ранее в школах и детских садах этой теме уделялось очень мало времени. Но, в последнее время, учитывая, что постоянно возрастает негативный фон в обществе, который оказывает непосредственное влияние на не сформированное детское сознание, в образовательных и дошкольно-образовательных учреждениях начали вводиться уроки, беседы о семье и ее ценностях. Это большой шаг вперед по правильному развитию самосознания ребенка и в понимании им своего места в этом мире. Из-за информационного дефицита и из-за навязываемых обществом новых ценностей денег и статуса, дети отодвинули самые дорогие и необходимые составляющие своей нормальной жизни на второй план. А это грозит настоящей катастрофой полноценному человеческому обществу. Благодаря тому, что семейные ценности в школе и детских садах стали освещаться уже профессиональными педагогами, что это направление поддерживается правительством нашей страны, озабоченным судьбой нового поколения, остается надеяться, что все усилия — и родителей, и образовательных учреждений принесут свои драгоценные плоды [4, c. 256].

Таким образом формирование у детей представлений о семье происходит с момента рождения ребенка. Дети ставят в идеал отношения между родителями, можно сделать вывод о том, что семья своими ценностными ориентациями, особенностями межличностных отно­шений, всем укладом и стилем жизни прямо или косвенно, в боль­шей или меньшей степени готовит ребенка к его будущей семейной жизни. Для более эффективного формирования семейных ценностей , нужно начать формировать семейные традиции. Эти традиции будут передаваться из поколения в поколение, что следует сохранению семейных ценностей.

Список литературы:

1. Алѐшина, Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое

консультирование [Текст] / Ю. Е. Алешина. – М.: Класс, 1999. – С. 208.

2. Андреева, Т. В. Социальная психология семейных отношений [Текст] / Т. В.

Андреева. – СПб: Санкт-Петербургский гос. ун-т, 1998. – С. 100.

3. Голод, С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ [Текст] /

С. И. Голод – СПб.: Петрополис, 1998. – С. 271.

4. Гребенников, И. В. Основы семейной жизни [Текст] / И. В. Гребенников. – М.: Просвещение,1991. – С. 256.

5. Зверева, О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб.

пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений [Текст] / О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева. – М.: ИЦ «Академия», 1999. – С. 198.

6. Лесгафт, П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение [Текст] /

П. Ф. Лесгафт. – М.: Педагогика, 1991. – С. 176.

7. Мищенко В. А. Семейные ценности: механизмы формирования и

Продвижения [Текст] / В.А, Мищенко. // Теории и проблемы политических исследований. – 2012. – №3. – С. 133-143.

8. Сатир, В. Как строить себя и свою семью [Текст] / В. Сатир; пер. с англ. Е. В. Новиковой, М. А. Макарушкиной. – М.: Педагогика-Пресс, 1992. – С. 192.

9. Словарь социального педагога и социального работника. [Текст] М.: 2003. – С. 236.

Просмотров работы: 5240