ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПОДГОТОВКЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ОСОЗНАННОМУ РОДИТЕЛЬСТВУ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПОДГОТОВКЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ОСОЗНАННОМУ РОДИТЕЛЬСТВУ

Гизатуллина Р.Д. 1
1БГПУ им. М.Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Рассматривая феномен родительства, рассмотрим вопрос его соотношения с семейной системой. Общепринятый взгляд на семью подразумевает наличие в ней кроме супружеской пары ещё и детей. Семья представляет собой исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, а также родителями и детьми. С учетом этой точки зрения родительство можно включить как подсистему в систему семьи, в качестве относительно самостоятельного образования [6; с. 9].

Родительство может рассматриваться как «биологический, психологический, а также социокультурный феномен; как социальный институт, включающий в себя два других института: отцовство и материнство; как деятельность родителя по уходу, содержанию, воспитанию и обучению ребенка; как этап в жизни человека начинающийся с момента рождения ребенка, и не заканчивающийся до его смерти; как отношения его кровного родства между родителем и ребенком; как субъективное восприятие человека себя родителем» [2, 67].

С точки зрения психологии, эффективное родительство рассматривается как «система взаимоотношений между родителем и ребенком, способствующую развитию личности и эмоциональному обогащению обоих» [4, 12]. Одной из базовых категорий психологического подхода к изучению феномена эффективного родительства является понятие «осознанное родительство» (Р.В. Овчарова, М.О. Ермихина, Е.Г. Смирнова), предполагающее высокую степень осознания отцом и матерью семейных ценностей, установок, ожиданий, позиций, чувств, родительского отношения и ответственности; понимания себя, своих реакций, мотивов родительского поведения, родительских мотивов, ценностей; понимание своего супруга, его реакций и мотивов семейного поведения; осознание своего родительского единства [3, 4].

Осознанное родительствоподразумеваетактивную жизненную позициювкупе с ведением здорового образа жизнии чутким отношением к собственным потребностям.

Родительство как психологическое явление является сложной структурой, которую Р.В. Овчарова предлагает рассматривать с точки зрения системного и феноменологического подходов.

Используя принципы системного подхода можно констатировать следующие:

1) феномен родительства представляет собой относительно самостоятельную систему, одновременно являясь подсистемой по отношению к системе семьи;

2) феномен родительства многогранен. Его можно рассматривать в двух уровнях: - как сложную комплексную структуру индивида; - как надындивидуальное целое.

3) феномен родительства одновременно предстаёт в нескольких планах, разные стороны которых раскрывают сложную структуру его организации:

а) план индивидуально-личностных особенностей женщины или мужчины, влияющих на родительство;

б) план, охватывающий обоих супругов в единстве их ценностных ориентаций, родительских позиций, чувств, то есть анализирует родительство по отношению к семейной системе.

в) план, фиксирующий родительство во взаимосвязи непосредственно с родительскими семьями.

г) план, раскрывающий родительство по отношению к системе обществ.

4) факторы, которые влияют на формирование родительства – общество, родительская семья, конкретная личность [7].

Важно остановиться на понятии «готовность к родительству», под которой понимается, в первую очередь, готовность к воспитанию ребенка после того, как он родится, к тому, чтобы быть ему родителями в течение всей его жизни.

Целью осознанного родительства является не создание тепличных условий и постоянное оберегание детей от реалий жизни, а именно гармоничное развитие, предоставление всей информации и т.п. В общем, результат осознанного родительства - осознанный ребёнок, человек, полноценная и разносторонняя личность.

Формирование у старшеклассников готовности к семейной жизни предполагает формирование у них ответственного родительства. Ответственное родительство понимается нами как духовно-нравственная и социальная потребность личности, ее ориентация на сознательное и добровольное принятие ответственности за свое поведение в семье и за членов семьи, готовность к обеспечению и воспитанию детей; позитивным когнитивным, эмоциональным и поведенческим отношениям в семье; субъективное ощущение себя родителем и осознанное формирование ценностных установок родительства [1].

Основные задачи системы подготовки старшеклассников социальным педагогом по формированию готовности к семейной жизни сводятся к следующему:

1) широкая пропаганда положительного опыта семейного воспитания;

2) формирование у школьников высоких жизненных ценностных позиций;

3) расширение знаний о семье, закономерностях ее развития, традициях и обычаях семьи, семейного уклада, семейного этикета, психологии пола;

4) взаимодействие субъектов взаимодействия по воспитанию семейных духовно-нравственных ценностей в окружающем микро- и макро-социуме;

5) формирование ответственного родительства среди всех субъектов воспитательного процесса через просветительскую работу;

6) введение в образовательные учреждения специальных программ, курсов, спецпрактикумов, раскрывающих сущность подготовки молодежи к выполнению ими роли родителей, таких, как «Психологические аспекты семейного воспитания», «Семьеведение», «Взаимодействие семьи и школы», «Семейная педагогика», «Осознанное родительство»;

7) пересмотр государственного образовательного стандарта и введение в программу педагогических вузов предметов специальной подготовки студентов для освоения ими будущей профессии по работе с семьей [2].

Формы организации работы в школе в области подготовки к родительству могут быть разные:

Фрагменты уроков и отдельные уроки в рамках таких учебных предметов, как биология, литература, обществоведение.

Факультативные занятия , для которых необходимы учебно-методические комплексы. Желательно, чтобы учащимся были предложены на выбор различные варианты предметов для факультативного изучения, разработанные разными авторами и авторскими коллективами.

Семинары для родителей , тематика, содержание и организация которых отвечает их запросам. Во время таких бесед нужно сосредоточить внимание родителей на том, как они могут помочь своим детям выработать навыки самостоятельного, ответственного принятия решений. При этом родители должны учитывать, что принимать ответственные решения, в частности касающиеся своего здоровья, может лишь человек, имеющий чувство собственного достоинства и уверенность в себе.

Консультации для учащихся и родителей в центрах планирования семьи.

Работа с общественностью. Кроме школы и родителей, на формирование мировоззрения детей и подростков, на их взгляды: привычки и поведение большое влияние оказывает окружающая среда - старшие братья и сестры, знакомые, молодежные компании, особенно компании, более старших и авторитетных молодых людей; молодежные и другие общественные организации, а также то, какие взгляды и моральные ценности пропагандируют телевизионные передачи и другие средства массовой информации, реклама [5, с.65 - 67.].

Родительство — является базовым жизненным предназначением, важным состоянием и значительной социально-психологической функцией каждого человека. Можно утверждать, что будущее общества — это сегодняшнее состояние родительства.Основа становления готовности учащихся к семейной жизни - формирование духовно-ценностного содержания представления о семье и культуре брачно-семейных отношений.

Список литературы.

1.Акутина С. Формирование у старшеклассников осознанного отношения к роли родителей: №5.-С.55

2. Багулина Н. В. Методика работы социального педагога в общеобразовательной школе [Текст] / Н. В. Багулина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 99-102.

3. Гатальская Т.В. Развитие осознанного отношения к здоровью в юности // Психологический журнал. - 2008. −№2. - с.52 - 59.

4. Грушенко П.Р. Материнство и супружество несовершеннолетних женщин //«Социс». 2002. №11.

5. Ермихина, М.О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов: автореф. … канд.псих.наук / М.О. Ермихина.– Казань, 2004.– 18 с.

6. Овчарова,Р.В. Психология родительства: Учеб.пособие длястуд.высш.учеб.заведений[Текст] / Р.В. Овчарова.– М.: Издательский центр «Академия», 2005. -368

7.Хазиева Ф. В. Проблема подготовки старшеклассников к осознанному родительству [Текст] / Ф. В. Хазиева // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 204-205.

Просмотров работы: 1025