СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ "СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ" - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ "СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ"

Князева А.А. 1
1Башкирский государственный педагогический университет им.М.Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Государство и общество предпринимает попытки к формированию и развитию у подрастающего поколения стремления к бескорыстной помощи окружающим, регулярному участию в различных мероприятиях, акциях и общественно-полезной деятельности. Существует много программ, проектов по формированию у молодежи социально активных навыков жизни. Тема социальной активности является актуальной на сегодняшний день. Сейчас много пессимистичных, растерянных, не верящих в будущее и нежелающих что-либо менять в своей жизни молодых людей. Если число таких людей будет расти, то это может привести к деградации личности, и негативно скажется на развитии общества в целом. Как отмечают современные исследователи проблем молодежи В.И. Чупров и Ю.А. Зубок: «… она развивается в условиях риска, в условиях неопределенности».

Любому человеку, как части социума, приходится проявлять себя, то есть выражать своего рода активность, с целью занять определенное место в данной системе и удовлетворить свои потребности. Данный вопрос находится в центре внимания многих ученых в связи с тем, что понимание процесса формирования и проявления социальной активности содействует разработке более эффективных концепций упорядочивания общественных процессов государством. Проблема построения гражданского общества остается нерешенной до сих пор, возможно, ввиду недостаточной теоретической проработки вопроса, и как следствие отсутствия механизма управления процессом социальной активности граждан.

Понятие активность (от латинского «aktivus») - действие, поступок, деяние, в русском языке - нечто деятельное, энергичное, развивающееся. Одной из наиболее распространенных форм активности личности выступает ее социальная активность, т.е. способ существования и развития личности как субъекта общественной жизни, основанный на ее сознательном и бессознательном стремлении к изменению социальных условий и формированию собственных качеств (способностей, установок, ценностных ориентаций). Общая активность является чертой проявления темперамента. Люди могут быть пассивными, инертными по своей природе. Следовательно, им необходимо приложить существенные усилия, чтобы стать активными и инициативными в той или иной деятельности. Другим же, активным и стремительным, необходимо определить, в каком направлении действовать, чтобы их энергия и энтузиазм помогли им в достижении поставленных целей.

Под поисковой активностью понимается поведение, направленное на изменение существующей ситуации или отношения к ней при отсутствии определенного прогноза его результатов, но при постоянном учёте степени его эффективности. Поисковая активность – обязательный компонент многих типов поведения. Например, проявление поисковой активности – важная составная часть процесса планирования, прогнозирования результатов самообразовательной деятельности.

В педагогике активность раскрывается как важнейшая черта личности, состоящая в способности изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями и проявляющаяся в интенсивной деятельности в труде, учении, творчестве и т.п.

Предпосылкой сознательной социальной активности выступает осознанный выбор личностью возможностей своего участия в общественной жизни. Каждая личность вначале определяет характер своего участия в общественной жизни, меру (степень) интенсивности своей деятельности, а уже затем занимает ту или иную социальную позицию. Выбор личностью активной жизненной позиции обусловлен причинами как объективного, так и субъективного характера. Иногда она вынуждена вести себя активно, чтобы сохранить равновесие с окружающей средой.

С одной стороны, подростки и молодежь являются одной из наименее заинтересованной в общественной и политической деятельности группой населения, а с другой стороны, молодежь не хочет оставаться безучастной к жизни общества, и стремится проявить свою социальную активность.

В социальной активности можно выделить следующие виды:

  • политическая активность - форма, реализуемая в сфере политической деятельности;

  • гражданская активность - действия (форма активности), целью которых является решение общественных проблем, изменение власти, проявление гражданских качеств;

  • культурная активность - форма, обеспечивающая создание, освоение, сохранение, распространение и дальнейшее развитие духовных и материальных ценностей;

  • творческая активность - форма, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и значимостью;

  • трудовая активность - форма, проявляющаяся в реализации интеллектуального и физического потенциала рабочей силы в процессе трудовой деятельности;

  • коммуникационная активность - форма, направленная на поиск связей и контактов, необходимых для реализации деятельности;

  • деловая активность - интенсивная деятельность в сфере профессии и должности, термин «деловая активность» чаще всего используется применительно к сферам управления, хозяйственной и экономической деятельности. От присутствия людей с деловой активностью зависит успех предприятия, организация мероприятия.

Критерием социальной активности обычно считают интенсивную деятельность. Оцениваются, как правило, три стороны деятельности:

  •  
    1. Участие субъекта в различных видах деятельности и готовность на высоком уровне к достижению цели;

    2. Проявление личностных качеств в деятельности;

    3. Общественная значимость материального или духовного продукта, полученного в результате деятельности.

В качестве педагогических основ развития социальной активности личности в процессе обучения выступают следующие положения:

  • социальная активность личности формируется в процессе социально-педагогических отношений и проявляется в жизненной позиции обучаемых;

  • важным показателем сформированности интеллектуального и духовного потенциала является организованная деятельность личности в соответствии с общественными требованиями;

  • развитие социальной активности личности в образовательном процессе связано с выполнением воспитательных, организационных работ на высоком качественном уровне;

  • развитие социальной активности личности стимулируется прогнозированием перспектив общественного прогресса.

Существуют три направления возможного решения задач по развитию социальной активности личности:

1) доведение до сознания личности понятия социальной активности;

2) организация содержательного досуга;

3) ориентирование и поддержка личности на проявление любой инициативы со стороны. Социальная активность является интегральным общественным свойством, характеризующим состояние субъекта в процессе взаимодействия с другими индивидами (общностями, коллективами, группами) в деятельности, необходимость которой обусловлена общественно значимым интересом и целями.

Социальная активность может иметь различную меру проявления, зависимую от отношения установок личности на деятельность и общение и того социального пространства, в котором она может реализовать эти установки.

В формировании социальной активности в настоящее время существуют определенные проблемы:

  • личностного характера: общественная активность, к сожалению, не рассматривается молодыми в качестве ресурса, обеспечивающего будущие успехи и достижения;

  • организационные проблемы: активная общественная деятельность не поддерживается каким-либо способом поощрения со стороны учебного заведения (школьника часто упрекают за его активность, считая, что он уделяет меньше времени учебе); непонимание и недоверие со стороны учителей и администрации школ, которые иногда открыто выступают против социальной активности учеников, запрещая им участвовать в общественной деятельности;

  • кадровые проблемы: текучесть кадров – координаторов, руководителей общественных объединений; слабый приток молодых специалистов; недостаточное количество программ обучения координаторов, руководителей общественных объединений.

Однако, несмотря на определенные проблемы, социально-активная деятельность является привлекательной, поскольку:

  • она объединяет единомышленников,

  • она показывает, что такое поведение выгодно для большей части членов общества;

  • она является добровольной, так как нельзя заставить заниматься тем, что тебе не интересно;

  • эта деятельность является осознанной и предполагает ответственность личности в своих действиях.

Таким, образом, существует большое количество определений понятия социальной активности, но все авторы подчеркивают в ней осознаваемое, целенаправленное взаимодействие личности и социума, то есть то, что социальная активность специфическим образом мотивирована. Следует отметить, что мотивационная структура социальной активности является органической составной частью ее сущности. А мотивы социальной активности – это осознанные причины, по которым люди вступают во взаимодействие друг с другом, оказывают влияние друг на друга и осуществляют различные виды социально-значимой деятельности. В новых условиях развития общество детерминирует возрастающую роль социально ценностной активности человека. Общество заинтересовано в направленном формировании социальной активности личности, поскольку от этого зависит эффективное осуществление ее социальных функций и ролей, что обеспечивает освоение и принятие индивидом общественных ценностей и идеалов, развитие форм и способов их реализации в поведении, в труде, образе жизни. Современная жизнь ставит перед молодежью задачи, которые требуют активного включения в социальные отношения, во взаимодействие с людьми и социальными институтами в экономической, политической и духовной сферах. Молодежная инициатива, стремление к самостоятельному участию в жизни общества и государства, к удовлетворению и реализации различных социальных потребностей и интересов ведут к возникновению лидерства, добровольчества и других форм социальной активности.

Список литературы

  •  
    1. Зубок, Ю. А. Социальная регуляция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи [Текст] / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. - М.: Academia, 2008г.

    2. Иванов, А.В. Методика формирования социальной активности учащегося: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / А.В. Иванов. - М., 2013.

    3. Кострикин, А.В. Социальная работа с молодежью и повышение социальной активности молодежи // Второй международный психолого-социальный Конгресс: Материалы. 14-15 мая 2009 года, СПб.: СПбГИПСР, 2010г., С. 10-13.

    4. Купрейченко, А.Б. Проблема определения и оценки социальной активности // Психология индивидуальности. Материалы IV Всероссийской научной конференции [Текст] / А.Б. Купрейченко. - М.: Логос, 2012.

    5. Мальковская, Т. Н. Социальная активность школьников [Текст] / Т. Н. Мальковская. – М.: Педагогика, 2002.

Просмотров работы: 5380