Термин «авторская школа» употребляется с конца 80-х годов 20 века, но, по существу, все новые для своего времени, оригинальные и экспериментальные учебно-воспитательные учреждения в истории педагогики являли собой «авторские школы» (воспитательные заведения И.Г. Песталоцци, С. Френе, Я. Корчака, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, школы М. Монтессори, Р. Штейнера, Л.Н. Толстого, В.Н. Сороки-Росинского, В.А. Сухомлинского, Ф.Ф. Брюховецкого, Т.Е. Конниковой и др.) [1, с. 113]
Идея создания русской школы была у многих. Дореволюционной России «русские школы» обучали учащихся грамоте и Закону Божьему на русском языке. Только в 90-е годы ХХ века И.Ф.Гончаров в «русских школах» пересмотрел содержание изучаемых предметов и вел материал из русской этнографии и русской истории.
Гончаров Иван Федорович является директором научно-образовательного центра «Новая народная школа России», главным редактором журнала «Русская национальная школа», доктором педагогических наук, профессором кафедры ЮНЕСКО «Образование в поликультурном обществе», заслуженным работником высшей школы Российской Федерации, почетным профессором Российского Государственного Педагогического Университета им. А. И. Герцена. [5]
Погодина Людмила Николаевна – директор учебно-экспериментального комплекса «Русская школа», действующего на базе школы №141 г. Москвы и объединяющего детский сад, школу-лицей и учительскую семинарию.
Целевые ориентации школы Гончарова И.Ф. и Погодиной Л.Н. направлены на формирование образованного и высоконравственного человека, возрождение традиций русской культуры и пробуждение русского национального самосознания. Главная задача школы – гармонично сочетать науку и православие
В русской национальной школе выделяется несколько подходов: культурно-образовательный подход, религиозный подход и национальный подход.
В культурно-образовательном подходе максимально содержаться образовательный этнографический и исторический материал. В нем широко используются русские народные песни и музыка, хоровое пение, былины, сказания, а также родиноведческий материал. Приоритетное место в учебных планах отводится таким предметам, как родной язык, русская история, отечественная литература, география России, русское искусство.[4]
Русскую национальную школу создают и учредители православных учебных заведений, где образовательный материал представлен религиозным содержанием, составляющим неотъемлемую составную часть русской культуры - молитвами, житиями святых, духовной музыкой, церковным песнопением. Интересная попытка возрождения очагов русской духовности по примеру Сергия Радонежского путем организации своеобразных школ-монастырей предпринимается исподволь в различных регионах страны.
Третье направление - это построение русской школы, обращенной в будущее, основывающейся на формировании у молодежи современного отношения к культурному наследию как фактору развития России. Национальная школа - это в первую очередь хорошая система образования. Она стремиться гипертрофировать национальное содержание, но ограничивает общее образование[3].
Особенность методики в том, что взаимоотношения участников педагогического процесса в Русской школе основываются на соборности, сотрудничестве, сотворчестве, соразвитии.
Соборность в обучении означает единение множества «Я» вокруг общего дела при сохранении индивидуального и коллективного. Соборность - это взаимное духовное, душевное обогащение, происходящее в разнообразных формах общения, взаимодействия, самоуправления детей в учебно-воспитательном процессе.
Сотрудничество – совместное напряжение, совместный труд участников какого-либо дела. В процессе обучения сотрудничество восходит к сотворчеству -совместному созиданию, соавторству в создании материальных и духовных ценностей.
В воспитательной работе обеспечивается тесная связь трех факторов - семьи, школы и общества. Основы личности ребенка закладываются в семье, поэтому построение Русской школы тесно связано с сохранением русской семьи, ее воспитательного уклада.
Грядущая русская школа – школа новой генерации. Это не реставрация в первозданном виде лучших прежних школ, не пристройки к ним, но возрождение русской школы в новом акте творения. Вхождение России в ХХI век знаменуется созданием массовой регулярной школы как национального русского организма, результат деятельности которого действительно просвещенные, широко образованные и преданные России люди.
Библиографический список :
Еремина,Л.И. Дидактические и воспитательные системы в средней общеобразовательной школе/ Л.И.Еремина.-Ульяновск.: УлГПУ, 2013. -152 с.
Модель «Русская школа» /Психологический взгляд [Интернет-ресурс]- Режим доступа: http://psyvision.ru/help/filosof/49-filnayki/493-filnayki
Модель «Русская школа» / Студопедия [Интернет-ресурс]- Режим доступа: http://studopedia.ru/4_81919_model-russkaya-shkola.html
Мельник Н. Подвижничество народной русской школы /Н. Мельник [Интернет-ресурс] Режим доступа http://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/3/2011/1_2/pedvesti_2011_1_2_page8.pdf