ВОЗРОЖДЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИИЙ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВОЗРОЖДЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИИЙ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ишуткина Е.В. 1
1ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В соответствии с современной концепцией возрождения национальных традиций сегодня важно не только сохранить живое наследие народа, но и сделать его частью современной жизни, предметом пристального исследования и изучения. Национальные традиции – мощный стимул и источник информации, дающий новые шансы, открывающий путь к перспективным технологиям воспитания личности, к ценностям и культурным особенностям других этнических групп. Программа развития воспитания в системе образования России указывает: «формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма и противодействие им имеют для многонациональной России особую актуальность, обусловленную сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, продолжающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами, ростом сепаратизма и национального экстремизма, являющихся прямой угрозой безопасности страны» [6,с. 3]. Духовное возрождение народа возможно на основе национальных культурно-исторических традиций, национальных и общечеловеческих ценностей. Поэтому общество и государство имеют объективную потребность в гражданине, способном к их восприятию, сохранению и развитию. Система образования является одним из важнейших факторов в удовлетворении этой потребности, подготовки поколений к воспроизводству культурных ценностей. Решение указанной задачи не может быть обеспечено только предметной, специальной подготовкой: образование становится полноценным лишь в том случае, когда его смысл определяется воспитательными целями. Важным моментом становления личности молодого человека является его нравственно-эстетическое воспитание на основе воспитания этнической толерантности, возрождении и сохранения этнокультурных традиций в обществе.

Реализация национально регионального компонента в начальной школе невозможно без анализа современного состояния исследуемой проблемы. Изучение концепции и различных педагогических подходов и направлений, представленных в работах следующих авторов: П. Бателаан «Межкультурное образование – больше, чем долг» [1], Н. Юрина «Уроки нежности и сострадания» [9], Дж. Бенкс «Мультикультурное образование: цели и измерения» [2] которые позволили констатировать, что воспитание этнической толерантности, как целенаправленный процесс формирования гуманитарных качеств личности является приоритетным направлением в учебно-воспитательной работе.

Основой реализации национально-регионального компонента в начальном образовании является приобщение к общечеловеческим ценностям, которые в педагогическом процессе приобретают особое значение. Этнические ценности, являясь совокупностью культурных традиций этноса, находят свое отражение в этнокультурных традициях, одним из аспектов которых являются национальные традиции в одежде. Изучение и возрождение национальных традиций в одежде народов Поволжья имеет большое значение при решении вопросов их этнической истории. В частности вопросов этногенеза и этнокультурных взаимовлияний с соседними народами. Возрождение элементов народного костюма народов проживавших в Среднем Поволжье представляет большой исторический и практический интерес.

Исследуя этнографическую и педагогическую литературу, посвященную изучению культурных взаимодействий народов Поволжского региона [3; 4; 5] можно проследить пути культурного влияния элементов русского этноса на другие народы. Одним из таких элементов является одежда, которая отражала те социальные и экономические изменения, которые происходили в определенные исторические моменты. В Поволжье, на протяжении многих веков происходили интенсивные взаимовлияния не только между русскими, пришедшими сюда из разных мест русской земли, но и поволжскими народами, что отразилось и на русской одежде. Регион Поволжья можно считать уникальной лабораторией взаимовлияния в области культуры.

В истории национальных культур одежда занимает особое место. Над созданием народного костюма трудились многие поколения, отражая в нём многообразие своего жизненного уклада. В одежде запечатлены эпохи, история народа, его культурно-бытовые взаимосвязи с соседями, взаимодействие с природно-географической средой. Ярко это проявляется в одежных комплексах Среднего Поволжья, где издревле живут народы, относящиеся к трём языковым группам: финно-угорской, тюркской, славянской. В одежде народов Среднего Поволжья чётко прослеживается заимствование и переработка культурных влияний, связанных совместимостью менталитетов: одежда всегда несет в себе функцию оберега, оберегая от невидимых, воображаемых бед; одежда используется в качестве средства в народной медицине; одежда несет в себе информативный смысл, а так же разделение по половозрастным признакам и социальным статусам человека. Все эти функции одежды (практическая, возрастная, праздничная, обрядовая и т.д.) были одинаковыми как у русских, так и у других народов Среднего Поволжья [8,с. 17].

В ходе изучения этих вопросов становиться актуальным обучении детей младшего школьного возраста с внедрением в учебный процесс элементов национально-регионального компонента (НРК). Национально-региональный компонент отвечает потребностям и интересам народов нашего региона и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных, экономических особенностей региона, национальной культуры.

В постановлении об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования определены цели и задачи национально-регионального компонента. Охарактеризуем их:

1. воспитание нравственной позиции гражданина по отношению к своему родному краю;

2. развитие знаний и представлений учащихся о родном крае; понимание своеобразия культурного развития региона;

3. более глубокое понимание российской культуры на основе изучения декоративно-прикладного творчества народов региона;

4. развитие интереса к истории и культуре, уважения к жителям, национальностям, религиям на своей территории, в регионе;

5. формирование способности к самоопределению, на основе самостоятельного осмысления национальной культуры;

6. освоение этнических ценностей через культуру, развитие межкультурного общения и взаимопонимания, этнокультурная самоидентификация выпускника как условие интеграции в мировую культуру;

7. восприятие идей гуманизма, прав человека, социальной ответственности, патриотизма и взаимопонимания.

Отметим также задачи национально-регионального компонента:

1. изучение культуры и тенденций развития региона в контексте российского и мирового развития;

2. освоение каждым выпускником школы позиции активного, заинтересованного хранителя, созидателя, творца гражданских и культурных ценностей;

3. развитие культуры толерантности, открытости, взаимопонимания между людьми, социальными и этническими общностями на основе демократических отношений;

4. практическое приобщение к решению проблем региона, участие в социальной и культурной жизни своего родного края в целях становления социальной зрелости учащихся, их профессионального и жизненного самоопределения [7,с. 2].

В результате рассмотрения целей и задач внедрения национально-регионального компонента, нами был разработан курс «Творческая лаборатория по «Возрождению национальных традиций народов Поволжья», материалы которого могут использоваться в рамках как урочной деятельности – на уроках окружающего мира, так и во внеурочной деятельности – в качестве самостоятельного направления. Данный курс предполагает погружение учеников в мир этнической культуры через традиции, обычаи, материальную культуру края, изучение культурных взаимодействий народов Поволжья. В процессе работы творческой лаборатории ученики под руководством классного руководителя могут заниматься исследовательской деятельностью по воссозданию и систематизации этнографических, исторических и фольклорных материалов региона.

Актуальность курса заключается в том, что традиции этнокультуры, сосредотачивая в себе нравственные категории, выступая, как коллективная память, создают особую психологическую среду, в которой учащиеся начальной школы, являясь представителями этноса, подвергается естественному воспитательному влиянию. Участие в традициях предполагает присвоение ценностей, вследствие чего работает механизм генетической памяти, определяющей, национальный характер, этнические стереотипы и этническую идентичность. Готовность детей к заимствованию и переработке культурных влияний связана с возрастающим интересом к проблеме взаимодействия, взаимовлияния различного этноса и их культур, что в конечном счете формирует правильное мировосприятие у младших школьников. Курс рассчитан на детей младшего школьного возраста от 6 до 8 лет.

Цель курса: Формирование у учащихся младших классов нравственно - эстетических качеств, приобщении к национальным традициям региона, развитие чувства патриотизма и толерантности.

Задачами курса являются: ознакомление с традициями и обычаями народов Среднего Поволжья через посещение выставок, музеев; участие школьников в общешкольных, городских, областных конкурсах детского рисунка, музыкальных и танцевальных конкурсах; изготовление народных поделок в доступных для младшего школьного возраста техниках приуроченных к памятным историческим и религиозным датам; обучение традиционным видам рукоделия (вышивка, плетение); участие школьников в традиционных народных праздниках.

Исходя из актуальности, цели и задач курса следует отметить, что возрождение национальной культуры региона – мощный инструмент в деле воспитания подрастающего поколения, в деле укрепления национальной культуры региона, в процессе формирования нравственных качеств личности ребенка.

Список литературы:

  1. Бателаан, П. Межкультурное образование - больше, чем долг [текст]: / П. Бателаан. – М.: Просвещение, 2002. – 243 с.

  2. Бенкс, Дж. Мультикультурное образование: цели и измерения [текст]: / Дж. Бенкс // Новые ценности образования: культуросообразная школа. –2002. – № 11. – С. 188-192.

  3. Гринёва, Е.А. Изучение бытования народов Поволжья как условие формирования полиэтнической культуры школьников: учебно-методическое пособие / Е.А.Гринёва, М.Г.Заббарова. – Ульяновск : УлГПУ, 2010. – 77с.

  4. Гринёва, Е.А. Моделирование и реализация процесса формирования полиэтнической культуры школьников на идеях педагогики народов Поволжья: монография / Е.А.Гринёва, М.Г.Заббарова, Л.Н.Белоногова. – Ульяновск : УлГПУ , 2011. – 257с.

  5. Гринёва, Е.А.Формирование полиэтнической культуры младших школьников на идеях педагогики народов Поволжья: учебно-методическое пособие / Е.А.Гринёва, М.Г.Заббарова, Л.Н.Белоногова. – Ульяновск: УлГПУ, 2011. – 183с.

  6. О федеральной целевой программе "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы) [текст]: постановление Правительства РФ от 25 августа 2001 г. № 629 // Собрание законодательства. – 2001. – № 36. – Ст. 3577.

  7. Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования [текст]: постановление Правительства РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 // Собрание законодательства. – 2000. – № 14. – Ст. 1496.

  8. Туркина, О.А. Русский народный костюм волжан как пример этнозаимовлияния в традиционной культуре народов Ульяновского Поволжья [текст]: / О.А. Тюркина // Симбирская книга. – 2006. – 166 с.

  9. Юрина, Н.А. Уроки нежности и сострадания: (Книга в жизни вашего ребенка) [текст]: / Н.А. Юрина // Воспитание дошкольников. – 2015. – №2. – С. 16.

Просмотров работы: 1507