ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И УСТОЙЧИВОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И УСТОЙЧИВОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Крук И.В. 1
1Орловский филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация: Конкурентоспособность является одним их критериев успешного развития предприятий в условиях кризисной ситуации в экономике страны. Высокая степень конкурентоспособности продукции (работ, услуг) предприятия является его преимуществом на потребительском рынке. Управление конкурентоспособностью предусматривает оценку и анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на ее изменение, обеспечивающих устойчивость функционирования предприятия. Определение стратегии основывается на выборе приоритетных вариантов (направлений) повышения конкурентоспособности предприятия, каждый из которых подвергается глубокому анализу.

Ключевые слова: конкурентоспособность, факторы, эффективность, устойчивость, стратегия, маркетинг, имидж, доходы, расходы.

Abstract: The competitiveness is one of the criteria for successful development of the enterprises in the conditions of crisis in the economy. The high degree of competitiveness of products (works, services) of the enterprise is its advantage in the consumer market. Management of competitiveness provides assessment and analysis of internal and external factors affecting its variation, ensuring sustainability of the enterprise. Defining the strategy is based on the selection of priority options (directions) improving the competitiveness of companies, each of which is subject to deep analysis.

Keywords: competitive factors, the effectiveness, sustainability, strategy, marketing, image, income, expenses.

В условиях рыночной экономики каждая организация вынуждена вести жесткую борьбу за потенциального и реального потребителя, в связи с чем, руководству субъектов предпринимательства необходимо разрабатывать и применять на практике комплекс мер по усовершенствованию внутренней и внешней политики организации при учете основных факторов, влияющих на конкурентоспособность и устойчивость предприятия.[9] Значительное количество предприятий г. Орла и Орловской области, выпускающих на рынок свою продукцию, предлагают практически идентичные способы удовлетворения одной и той же потребительской потребности на незначительно отличающихся ценовых условиях, поэтому предпочтение покупателя отдается товару, который в маркетинге называется конкурентоспособным.

Конкурентоспособность продукта - это его способность быть более привлекательным для потребителя по сравнению с другими похожими товарами и услугами.

Главным преимуществом любого предприятия является высокая степень конкурентоспособности его продукции (услуг), то есть, привлекательности для потребителя. Для этого руководству компании необходимо прикладывать максимум усилий по формированию и развитию таких свойств товара или услуг, которые смогли бы обеспечить превосходство продукта предприятия над конкурентом. [10]

Существуют различные факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия. Фактор конкурентоспособности – непосредственная причина, наличие которой необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности. [8]

Можно сформировать основополагающую систему причин конкурентоспособности предприятия, которая включает внешние и внутренние факторы (рис.1)

 

Факторы конкурентоспособности

 

 

Внутренние факторы

Внешние факторы

 

 

– конкурентная стратегия предприятия;

– параметры эффективности использования трудовых ресурсов;

– рациональное использование материальных, нематериальных и финансовых ресурсов предприятия;

– качество выпускаемой продукции;

– эффективность внутренних инвестиций;

– уровень инновационных технологий производственного процесса;

– эффективная структура управления и система менеджмента;

– эффективность маркетинговой деятельности, – имидж предприятия.

– уровень открытости экономики страны;

– уровень интеграции страны в рамках мировой экономики;

– уровни конкурентоспособности страны, региона, отрасли;

– уровень конкуренции во всех областях деятельности в стране;

– государственная поддержка малого и среднего бизнеса в стране;

– правовое регулирование функционирования экономики страны и регионов;

– налоговые ставки, наличие различных систем налогообложения;

 

Рисунок 1 - Факторы конкурентоспособности предприятия

К числу главных внутренних факторов конкурентоспособности предприятия относятся:

– конкурентная стратегия предприятия;

– параметры эффективности использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов предприятия, которые формируют его конкурентные преимущества на рынке. [4]

В регионе абсолютными конкурентными преимуществами предприятия стали такие факторы конкурентоспособности продукции (услуг), как эффективность маркетинговой деятельности, эффективность менеджмента, имидж предприятия, а также рекламного менеджмента, что относится в большей части к выработанной конкурентной стратегии предприятия. Ориентация предприятия на маркетинг означает производство только того, что, безусловно, может быть востребовано и продано, в связи с чем, возникает необходимость изучения потребностей потенциального потребителя. Правильно выбранная стратегия маркетинга позволяет предприятию достичь высоких финансовых и экономических результатов. Для того чтобы определить, каково влияние комплекса маркетинга на прибыль предприятия, используется метод расстановки приоритетов.

В качестве ключевых приоритетных направлений выделены следующие виды деятельности: инновационная деятельность предприятия; планирование ассортимента производимой продукции; формирование ценовой политики; реклама; комплекс взаимоотношений с общественностью; программа сбыта; программа стимулирования работников.[2] С помощью анализа деятельности предприятия в том или ином направлении определяется основные плюсы и минусы выбранной стратегии маркетинга, что позволяет в дальнейшем ее усовершенствовать. [5]

Выделяется несколько вариантов (направлений) повышения конкурентоспособности предприятия (рис. 2).

 

улучшение качества выпускаемого продукта

рост объемов и ассортимента реализуемого продукта

 

 

Направления повышения конкурентоспособности

бенчмаркинг

 

 

минимизация расходов реализуемого продукта

 

 

развитие

рекламного сервиса

работа над имиджем предприятия

 

Рисунок 2 - Варианты (направления) повышения конкурентоспособности

Одним из приоритетных направлений повышения конкурентоспособности предприятия является рост объемов реализации и ассортимента продукта (услуг или работ). Основной задачей этого направления является определение объема и ассортимента реализации продукта с безубыточной производственной деятельностью. [6]

Еще одним ключевым направлением совершенствования маркетинговой стратегии предприятия является улучшение качества выпускаемого продукта, что оказывает воздействие на:

– ускорение научно технического прогресса внутри предприятия;

– овладение новыми рынками сбыта;

– увеличение экспорта, реализуемой продукции.

Также благодаря хорошему качеству продукта поднимается имидж предприятия, что становится залогом выхода на внешний рынок и получения максимальной прибыли. [12]

Минимизация расходов – это наиболее проверенный метод приобретения преимуществ перед конкурентами. В данном случае в выигрышном положении будет находиться то предприятие, которое, проведя определенный комплекс мер, достигло меньших затрат, чем конкуренты. [7]

Важным аспектом конкурентоспособности является имидж предприятия, от которого зависит поведение потребителя. Если репутация будет хорошая, то потребителю ничто не помешает склонить свой выбор в пользу продукта именно этой компании.

В то же время конкурентоспособность продукции зависит от следующих факторов, влияющих на предпочтительность того или иного продукта и определяющих объем реализации их на рынке, которые в той или иной мере поглощают вышеперечисленные факторы, но тем не менее, заслуживающие отдельного внимания:

1) Технико-экономические факторы включают: качество, продажную цену и затраты на эксплуатацию или потребление продукции или услуги. Эти компоненты зависят от: производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоёмкой продукции и др.

2) Коммерческие факторы определяют условия реализации товаров на конкретном рынке. Они включают: конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или услугу).

3) Нормативно-правовые факторы отражают требования технической, экологической и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и патентной защиты). [1]

Примером успешного управления факторами конкурентоспособности организации является деятельность орловского регионального предприятия ООО «Стройавангард». ООО «Стройавангард» осуществляет следующие виды деятельности: строительство зданий и сооружений; производство общестроительных работ; подготовка строительного участка; разборка, снос зданий и др.

Несмотря на сравнительно небольшой срок с момента начала своей деятельности компания успела зарекомендовать себя как надёжный партнёр в сфере технического обслуживания, санитарного содержания и текущего ремонта жилищного фонда, предприятий, а также в сфере строительства и торговли. Основные направления деятельности по успешному взаимодействию ООО «Стройавангард» с потребителем включают в себя оптимальное соотношение цены и качества, использование высококачественных материалов, изготовление нестандартных изделий, кратчайшие сроки выполнения услуг.

Проанализировав деятельность рассматриваемой организации, можно выделить следующие конкурентные преимущества, определяющие рыночные позиции ООО «Стройавангард», которые предлагается сгруппировать по наиболее значимым аспектам: финансовое состояние предприятия; рентабельность продаж; имидж предприятия; эффективность менеджмента.

Таким образом, можно сделать вывод, что ООО «Стройавангард», использует стратегию проникновения, стремясь минимизировать свои рекламные расходы. Такая стратегия является вполне оправданной в условиях преодоления последствий мирового финансового кризиса и некоторого снижения финансирования строительных объектов в Российской Федерации в целом и Орловской области в частности.

В свою очередь все это было бы невозможным, если бы в процессе конкурентной борьбы не участвовали органы власти региона. Свой вклад они внесли в качестве проведения следующих мероприятий:

– субсидирование издержек производителей;

– поддержка структурообразующих предприятий;

– поддержка, нацеленная на расширение рынка компаний;

– создание барьеров для конкурентов;

– поддержка в конкурентной борьбе;

– развитие инфраструктуры для кластеров компаний.

Кластеризация экономики региона – одно из ведущих инновационных направлений. Кластер (в переводе с английского) – это скопление взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга компаний – производственников, поставщиков, разработчиков, научных работников и т. д., связанных между собой. Участники кластера объединяются для того, чтобы быть более конкурентоспособными на рынке, чтобы стать сильнее.

В основном в Орловской области широкое распространение получила целенаправленная стратегия выстраивания системы, обеспечивающей развитие конкурентоспособных проектов. Примером послужат данные департамента экономики Орловской области, в которых определены несколько региональных кластеров. [11]

1)Кластер промышленного производства. Предприятия промышленного комплекса обеспечивают четверть регионального валового продукта и почти 30 % в общих налоговых поступлениях на территории области. В структуре промышленного комплекса наибольший удельный вес занимают: производство пищевых продуктов, включая напитки (34 %); машиностроение (около 30 %); металлургическое производство (19 %); производство неметаллических минеральных продуктов (12 %).

2) Кластер агропромышленного производства. Агропромышленный комплекс является стратегической отраслью и обеспечивает продовольственную безопасность региона. Сельское хозяйство обеспечивает около 11-13 % объема валового регионального продукта.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие конкурентных преимуществ предприятий Орловской области в основном зависит от таких факторов конкурентоспособности, как: эффективность маркетинговой деятельности; эффективность рекламного менеджмента; правильность выбранного пути или сочетания нескольких путей повышения конкурентоспособности. Не маловажную роль в возможности выбора и применения того или иного фактора конкурентоспособности играет политика государства, как на федеральном, региональном, так и на муниципальном уровнях.

Список использованных источников:

  1. 3. Базилевич, А. И. Инновационный менеджмент предприятия: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / А. И. Базилевич; под ред. В. Я. Горфинкеля. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 234 с.

  2. 1Как добиться успеха: Практические советы деловым людям/ Под общ. ред. Хруцкого В.Е. – М.: Политиздат, 2012. – 520с.

  3. 5. Конобеева Е.Е. Кластерная политика – инструмент регионального развития// Инновационная деятельность регионов. – 2012 – № 3 – С. 53–57.

  4. 3Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. 2-е изд./ Пер. С англ. Под науч. ред. С.Г.Жильцова.- СПб.: Питер, 2011.- 450 с.

  5. Кыштымова, Е.А. Инструменты механизма внутрифирменного и стратегического планирования промышленных предприятий /Е.А. Кыштымова, Н.А. Лытнева//Вестник ОрелГИЭТ, 2014. -№ 1 (27).-С. 50-56

  6. Лытнева, Н.А. Современные методы и модели управления эффективностью промышленных предприятий /Н.А. Лытнева//Вестник ОрелГИЭТ, 2014. -№ 1 (27).-С. 43-48

  7. Лытнева Н.А., Сысоева О.Н. Концепция современного менеджмента в системе управления финансовыми результатами организаций. [Текст] /Н.А. Лытнева, О.Н. Сысоева //Научные записки ОрелГИЭТ. 2010. № 2. С. 65-69.

  8. Лытнева Н.А., Семенов С.Г. Методика определения вероятности банкротства организаций в российской и зарубежной практике//Вестник ОрелГИЭТ, 2010. -№ 2 (12). -С. 52-57.

  9. Лытнева Н.А., Сысоева О.Н. Развитие инновационных методов в управлении результативностью хозяйственных систем [Текст] /Н.А. Лытнева Н.А., О.Н.Сысоева//Вестник Орловского государственного аграрного университета. -2012.-Т. 38. № 5. -С. 118-122

  10. Сысоева О.Н., Лытнева Н.А. Исследование стратегического управления прибылью в инновационной среде. Вестник ОрелГИЭТ. -2012. -№ 4 (22). -С. 37-41

  11. 4. Стратегия развития Орловской области. Департамент экономики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. orel-region.ru/index.

  12. Сысоева, О.Н. Современные инновационные методики в процессе управления прибылью предприятий потребительской кооперации /Е.А. Кыштымова, Н.А. Лытнева, О.Н. Сысоева//Вестник Орловского государственного аграрного университета.-2013.-Т. 40. -№ 1.-С. 146-152

Крук Ирина Владимировна

Бакалавр 4МОСП(б) факультета государственного, муниципального управления и экономики народного хозяйства, ФГБОУ ВО «РАНХиГС» Орловский филиал

E-mail:[email protected]

Научный руководитель: Лытнева Наталья Алексеевна

д.э.н., профессор кафедры менеджмента и государственного управления

ФГБОУ ВО «РАНХиГС» Орловский филиал

E-mail: [email protected]

Просмотров работы: 1831