ПСИХОТЕРАПИЯ КАК ВИД ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ. ОСНОВНЫЕ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПСИХОТЕРАПИЯ КАК ВИД ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ. ОСНОВНЫЕ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ

Серова А.Ю. 1
1ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М.Акмуллы»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Психотерапия – система лечебного воздействия на психику, а через психику – на весь организм и поведение больного. Это комплексное лечебное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических расстройств и заболеваний [3, с. 100]. Условно различают клинически ориентированную психотерапию, направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики, и личностно ориентированную психотерапию, которая стремится помочь человеку изменить свое отношение к социальному окружению и собственной личности.

Традиционно психотерапию трактуют как лечение больного, осуществляемое в процессе его контактов с врачом. Так, в учебном пособии по медицинской психологии психотерапия определяется как «целенаправленное использование психических воздействий для лечения болезней» [5, с. 135]. . Однако в последнее время сосуществует и иное толкование, приложимое к ситуациям, когда нуждающийся в психологической помощи человек рассматривается не как пациент, а как клиент, потребляющий данный вид психологических услуг. Клиент предстает не столько человеком, получившим ту или иную психологическую травму, требующим лечения и выработки специальных мер психологической защиты, сколько человеком, стремящимся к душевному равновесию, психологическому комфорту и совершенствованию. Главные показания для психотерапевтического вмешательства – нарушения социальных связей (производственных, дружеских, семейных) и трудности в общении и социальной адаптации, которые могут вылиться в неврозы. Такой подход снимает негатив, провоцируемый осознанием человеком своей ущербности как больного, повышает его самоуважение и благотворнее сказывается на психотерапевтическом эффекте. Этот вариант характерен для гуманистического направления в психологии. Таким образом, понятие психотерапия, изначально связанное с лечением психических и психосоматических заболеваний психологическими средствами, в последние годы распространяется вообще на любые случаи психического неблагополучия (внутренние конфликты, депрессии, тревоги, страхи, нарушение общения), в том числе в пределах медицинской нормы.

Условно психотерапия делится на клиническую и личностную. Первая направлена в основном на ликвидацию или смягчение симптомов болезни. Это преимущественно область медицины и медицинской психологии. Личностная психотерапия ориентирована на содействие пациенту (клиенту) в изменении его отношений к социальному окружению и собственной личности. Здесь заключены интересы и общей, и социальной психологии.

Психотерапевтическое воздействие может осуществляться в трех формах: индивидуальной, групповой и коллективной. Такое размежевание способов психического воздействия на клиента (пациента), на наш взгляд, следует рассматривать именно как различные формы психотерапии, а не как ее отдельные методы. Дело в том, что практически любой конкретный психотерапевтический метод может применяться и в виде индивидуального, и в виде группового воздействия. Разведение методов по критерию числа испытуемых – это принцип общего характера, прилагаемый к любой совокупности методов. В данном случае речь идет о разведении конкретно-научных (специальных) методов[5, с. 215].

Индивидуальная психотерапия – это метод особых воздействий (внушение, гипноз, беседа, тренировка, игра) специалиста на пациента (клиента) с целью достижения им физического и психологического благополучия в условиях изоляции от других людей.

Групповая психотерапия – это воздействие специалиста на группу пациентов. Основная связь идет «по вертикали», т. е. по линии специалист (врач, психолог) – пациент.

Коллективная психотерапия – метод, сочетающий воздействие специалиста с взаимным воздействием членов группы друг на друга.

Психотерапевтические методы – это специальные приемы воздействия на сознание человека с целью оказания ему помощи в разрешении его психологических проблем. Отнесение этих методов в разряд эмпирических обосновано тем, что они самым непосредственным образом реализуют главную черту этой группы способов психологического исследования (и обследования) – контакт с изучаемым объектом (обратившимся за помощью человеком) и сбор психологической информации о нем [2, с. 255].

Основные психотерапевтические методы: гипнотерапия, аутогенная тренировка, игровая психотерапия, психоэстетотерапия, телесная терапия.

1. Гипнотерапия.

Гипнотерапия – это воздействие на сознание человека с помощью гипноза в терапевтических целях. Гипноз – это временное состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании внушения, осуществляемого гипнотизером. Связано с изменением функций самосознания, индивидуального самоконтроля.

2. Аутогенная тренировка.

На эффекте самовнушения базируется аутогенная тренировка, предложенная в законченном виде как психотерапевтический метод немецким врачом Г. Шульцем в 1932г. [4, с. 285]. Методика предполагает две ступени: низшую и высшую. В терапевтической практике обычно ограничиваются первой ступенью. Здесь вначале путем самовнушения достигается расслабление тонуса скелетной мускулатуры, именуемое релаксацией. Затем проводятся самовнушения, направленные на регуляцию различных функций организма: вызываются ощущения тяжести – легкости, тепла – холода различных частей тела, что свидетельствует об управляемости вегетативных реакций; производится овладение регуляцией ритма дыхания и сердцебиения. В итоге расслабляется не только скелетная, но и мускулатура внутренних органов (как поперечно-полосатая, так и гладкая), значительно уменьшается эмоциональная напряженность.

3. Игровая психотерапия.

Игровая психотерапия – вид коллективной психотерапии, при которой ситуация воздействия определена игровой деятельностью. Существенный психологический признак игры – одновременное переживание условности и реальности ситуации. Человек в игре знает, что играет, и в то же время ведет и чувствует себя так же, как в ответственных условиях реальной жизни. Поэтому игра может служить задачам диагностики, обучения, тренировки, психокоррекции. Поскольку игра – это модель жизни, этот метод можно отнести и к разряду моделирования.

4. Психоэстетотерапия.

Это совокупность методов психотерапевтического воздействия через обращение к творческой сфере человека. Психоэстетотерапия применяется как в индивидуальной, так и в групповой форме, но, пожалуй, в групповой форме чаще и с большим эффектом. Ее суть в вовлечении испытуемого в процессы созерцания (восприятия) или созидания произведений творчества. В первом случае говорят о пассивной терапии, во втором – об активной.

5. Телесная психотерапия.

В состав терапии входят различные физические упражнения, выполняемые клиентом, и физические воздействия на него терапевта. Например, дыхательные упражнения, мышечные напряжения, различные движения, массаж, закрепление поз и другие приемы.

Таким образом, мы рассмотрели лишь несколько из самых известных методов психотерапии. Ни один из этих методов не является универсальным, т.е. применимым ко всем без исключения людям и их проблемам. Потому, специалист-психотерапевт должен посмотреть на проблемы клиента с разных сторон и направлений и найти индивидуальный подход к решению его проблем.

Список литературы

  1. Браун Д., Педдер Дж. Введение в психотерапию: принципы и практика психодинамики / Перевод с англ. Яновской Ю.М. – М.: Класс, 1998. – 224 с.

  2. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. Учебник для вузов / изд. 2-е, переработанное. – СПб: Питер, 2002. – 672 с.

  3. Мустакас К. Психотерапия с детьми. – СПб: издательство «Речь», 1970. – 365 с.

  4. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / Под общей ред. Крылова А.А., Маничева С.А. – СПб.: Питер, 2000. – 560 с.

  5. Шустов Д.И. Учебное пособие по медицинской психологии: (Психотерапия в практике врача). Ряз. гос. мед. ун-т им. акад. И. П. Павлова. Каф. Психиатрии. – Рязань: Пресса, 1996. – 480 с.

Просмотров работы: 2338