РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗДЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗДЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Гареева Р.С. 1
1ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М. Акмуллы»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В контексте проблем социализации особый интерес представляет рассмотрение организации такой практики обучения, при которой мальчики и девочки обучаются раздельно: в школах для мальчиков и для девочек.

Раздельное обучение - практика обучения, в которой учащиеся мужского и женского пола обучаются не в смешанных, а в раздельных учебных подразделениях, или даже в разных учебных заведениях или учебно-воспитательных учреждениях [1].

В истории отечественного среднего образования были периоды, когда раздельное по признаку пола обучение было всеобщим, так как было определено законодательно. Известно, что в дореволюционной России девочки не обучались вместе с мальчиками, эта практика обосновывалась особенностями женской психики, меньшими интеллектуальными способностями женщины. Однако, с начала XX в., по примеру некоторых стран Европы в России начали создаваться образовательные учреждения с совместным по полу обучением и воспитанием. Так, в Санкт–Петербурге в 1908г. были открыты первые коммерческие училища с совместным по полу обучением, а после первых лет существования советской власти такая практика стала повсеместной. Совместное обучение мальчиков и девочек считалось прогрессивным. Педагоги и психологи подчеркивали, что при совместном обучении между детьми и подростками противоположного пола формируется дружба, они приобретают важный опыт товарищества. Таким образом, совместное обучение подчеркивает равноправие полов, создает базу для дальнейших межличностных контактов и совместного труда.

В 1943г. практика раздельного по полу обучения и воспитания вновь была восстановлена. Постановление Совета Народных Комиссаров (СНК) узаконило раздельное обучение для девочек и мальчиков в крупных городах и внедряло разные модели социализации в зависимости от пола.

Организация раздельного обучения находит отражение в двух официальных документах:

1) в Постановлении СНК (июль 1943г.) о раздельном по полу обучении и, как следствие, разных моделях воспитания мальчиков и девочек;

2) в Указе Президиума Верховного Совета (июль 1944г.), предусматривавшем обязательную регистрацию браков и сложную судебную процедуру развода, а также отменявшем всякие правовые отношения между внебрачным ребенком и его отцом. Этот аспект указа поощрял рождаемость, освобождая отцов внебрачных детей от всяких правовых обязанностей. Формировался образ женщины как единственного лица, несущего ответственность за деторождение и воспитание [2, с. 37].

Образ матери, как господствующей фигуры в семье, был основой в женском образовании. В мужском образовании доминировал образ мужчины, как защитника Отечества. Девочек воспитывали, как будущих матерей, а мальчиков, как воинов, но в то же время предполагалось, что и девочки, и мальчики будут одинаково добросовестно трудиться на производстве, прежде всего, на благо своей Родины. Официальная идеология формировала светлый образ «матери–труженицы», удовлетворяющей сразу двум важнейшим общественным потребностям – демографической и производственной. Эти цели находили отражение в учебных образовательных программах. В мужских школах, по сравнению с женскими, большее внимание было уделено допризывной и физической подготовке. В женских школах девушки изучали такие предметы, как педагогика, стенография, рукоделие, а в учебной программе мужских школ таких предметов не было.

С одной стороны, девочек в школе обучали домоводству, педагогике, послушанию и прилежанию, а с другой – идеалом являлась женщина–борец, готовая на самопожертвование ради Родины, так как первостепенное значение имело все–таки воспитание советского гражданина [3, с. 109].

Рассмотрим как социально-структурные и педагогические факторы полоролевой дифференциации отражались на психологическом самочувствии и развитии детей, а также как чувствовали себя дети в таких условиях обучения. Моральный климат школы резко изменился. Отношения мальчиков и девочек, которые могли теперь встречаться только на редких совместных вечерах, под бдительным надзором учителей, утратили товарищеский характер. Вспоминая этот время, И.С. Кон пишет: «Работая в свои студенческие и аспирантские годы (1946–1950) внештатным инструктором по школам Куйбышевского райкома комсомола Ленинграда (наша территория шла вдоль всего Невского проспекта), я имел возможность наблюдать, как в мужских школах расцветал мат-перемат, а женские школы некоторые директрисы старались превратить в подобие дореволюционных институтов благородных девиц, не допуская туда «этих отвратительных мальчишек». На школьных вечерах юноши застенчиво, хоть и с независимым видом, подпирали стены, предоставляя девочкам танцевать друг с другом и активизировались только тогда, когда вечер уже подходил к концу или кому–то удавалось на несколько минут выключить свет».

В условиях раздельного обучения мальчики и девочки воспитывались как две разные группы людей, имеющие противоположные сущности и предназначения. Тем самым утверждалось в сознании людей представление о принципиальных различиях мужской и женской психологии, поведения, жизненного пути мужчин и женщин. В 1954г. раздельное по полу обучение было отменено, и советская школа опять стала совместной. Эксперименты по введению раздельного обучения мальчиков и девочек возобновились в 1990–е гг. Появились кадетские корпуса для мальчиков и частные женские гимназии для девочек [5].

За рубежом с XV столетия учреждаются подобные школы для девочек. Начиная с XIV века в общественной и духовной жизни Европы происходят крупные перемены: вместо идеала римско-церковного полновластия формируется другой идеал – идеал свободной самостоятельной жизни и индивида, и государства.

В эпоху Возрождения главной ценностью признавался человек как личность. Особое место в системе школьного образования данного времени занимали традиционные учебные заведения для дворянства – дворцовые школы. Одной из таких школ была школа Витторино да Фельтре. Целью его педагогической деятельности являлось формирование гуманистической личности. Поэтому очень важно, считал В. да Фельтре, выявить природные наклонности воспитанника и следовать им. Из этого принципа вытекает его строго индивидуальный подход в обучении и воспитании детей. Педагогическим новшеством данной школы стало совместное обучение и воспитание мальчиков и девочек.

Идеология французской буржуазии нашла свое наиболее яркое выражение в трудах философов-просветителей, взгляды которых не были одинаковыми. Но все они выступали против деспотизма и против сословных привилегий, в том числе и в образовании, один из них – Жан-Жак Руссо. Нормативная модель воспитания юноши и девушки, описанная в его романе «Эмиль, или О воспитании», представляет собой первую наиболее завершенную концепцию воспитания полов в истории педагогики.

Ж.Ж. Руссо провозглашает основополагающими и природой обусловленными следующие принципы:

- естественных различий и неравенства полов в физическом, интеллектуальном и моральном аспектах;

- естественного порядка подчинения женщины мужчине;

- противопоставление женщины и мужчины как двух принципиально различных человеческих видов, и делает вывод: «Если доказано, что мужчина и женщина не являются и не должны являться одинаково организованными ни по характеру, ни по темпераменту, отсюда следует, что они не должны получать и одинакового воспитания».

В настоящее время департамент образования США меняет законодательство Америки в отношении раздельного обучения. В Америке за последние восемь лет количество школ с раздельным обучением мальчиков и девочек возросло более чем в 50 раз: с четырех до двухсот с лишним учебных заведений.

В Англии, дети, посещающие государственные школы, учатся вместе. А в большинстве дорогих и престижных частных учебных заведений практикуют раздельное обучение. Среди школ, признанных лучшими по исследованиям уровня успеваемости детей, 70 % составляют учебные заведения с раздельным обучением. Эти выводы подтвердили и австралийские ученые, которые в течение шести лет наблюдали за оценками около 270 тысяч школьников. Оказалось, что оценки мальчиков, обучавшихся отдельно от девочек, на 15–22 % выше, чем у мальчиков из смешанных классов.

На Западе раздельное обучение имеет прочную педагогическую традицию. Например, одни из самых престижных частных школ Австралии: Kambala School – школа для девочек (основанная в 1887 году) и Scott College для мальчиков (1893). В Канаде популярностью пользуется St-George School – школа-пансион для мальчиков, в США – знаменитая женская Greenwich Academy. В лучших частных школах Великобритании также преобладает раздельное обучение [4, с. 163].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что организация раздельного обучения мальчиков и девочек была вызвана, прежде всего, государственными интересами. Советская концепция раздельного обучения должна была воплощать в себе новую государственную политику в отношении семьи, брака, советской женщины и советского мужчины. Зарубежный опыт показывает, что основанием для практики такого обучения являются особенности различий между мальчиками и девочками.

Список литературы

1. Васильева, Е.В. Гендерное образование и гендерная педагогика [Электронный ресурс] ecsocman.edu.ru/docs/page2010.html

2. Градскова, Ю.В. Гендерная идеология в Советской России. Введение в гендерные исследования: Учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Под ред. И. В. Костиковой. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 255 с.

3. Потапова, М. Раздельное обучение мальчиков и девочек в советской школе (1943–1954) [Текст] // Гендерное устройство: социальные институт и практики. Сб. статей / Под ред. Ж. В. Черновой. – СПб., 2005. С.100–130.

4. Репина, Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии [Текст] // Вопросы психологии. - 1987. - № 2. - С. 159-165.

5. Сопранцова, Ю.С. Сущность гендерного подхода в образовании [Электронный ресурс] t21.rgups.ru/doc2007/1/18.doc

Просмотров работы: 1295