ТРАНСФОРМАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ОТВЕТ НА «ВЫЗОВ ВРЕМЕНИ» - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ТРАНСФОРМАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ОТВЕТ НА «ВЫЗОВ ВРЕМЕНИ»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном мере информация является крайне важным ресурсом. Поэтому многие исследователи делают упор на информационные технологии а также на способность человека воспринимать и перерабатывать информацию. Сама концепция информационной культуры прошла довольно длительный путь развития. Изначально, в течение нескольких тысячелетий, связь и возможность обмена информации была доступна только для элиты общества. А в качестве средств хранения и передачи информации использовались носители, изготавливаемые вручную, и запись информации также могла осуществляется только вручную специально обученными людьми, занимая длительное время. В результате этого некоторые информационные артефакты, созданные с использованием тех подходов к информации сохранились до наших дней. Также во многом отсутствовали методы и средства передачи информации.

Впоследствии стало появляться массовое обучение компьютерной грамотности, а информация стала храниться и передаваться на гораздо менее долговечных носителях. После произошедшей индустриализации в большинстве стран появились технологии, позволяющие тиражировать информацию с применением печатных станков. Данные события кардинально изменили то, как человек получал и анализировал информацию. Люди получали и распространяли информацию о деятельности, услугах, жизни вообще; в результате стала возникать стандартизация (в производстве, услугах, обучении, единицах измерения, ценах). При этом сроки и темпы данной трансформации в различных странах не одинаковые.

Далее происходит переход к постиндустриальному обществу, в результате которого существенно увеличивается количества разного рода информации. Происходит децентрализация и специализация СМИ. Производство и тиражирование информации упрощается. Начинается широкое применение информации и средств связи в бизнесе. Данную трансформацию Элвин Тоффлер в своей книге выделяет как «третью волну» трансформации информационной культуры.Именно в конце ХХ века формируется концепция информационной грамотности и информационной культуры, авторы данной концепции – Американская библиотечная ассоциация (ALA) и Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (IFLA) – предлагают понимать под этим способность человека идентифицировать потребность в информации, умение ее эффективно искать, оценивать и использовать. Вместе с этим происходит процесс развития глобальных сетей электросвязи таких, как Интернет. Сначала масштаб этих сетей был не велик, и основная информация, находящаяся там, состояла из небольших персональных страничек и энциклопедических статей, но позже, с увеличение количества пользователей и развитием вычислительной техники, объем различной информации стал резко расти. Следовательно, современному человеку, чтобы обладать информационной грамотностью, необходимо иметь следующие навыки:

  • Пользование компьютерной техникой

  • Поиск информации

  • Отбор информации по неким критериям полезности

Изменилась и культура общения людей: всё большую часть времени человек стал проводить в текстовом общении, не наблюдая собеседника. В некоторых случаях человек может даже и не знать, как на самом деле выглядит его собеседник. Этот факт даёт возможность для манипуляций общественным мнением лицами, заинтересованными в изменении мнения относительно какого-либо объекта или проблемы. Поэтому очень важно, чтобы человек не доверял первым попавшимся информационным источникам, даже если с первого взгляда может показаться, что это авторитетное издание или персона. Необходимо проводить некий, хотя бы минимальный анализ ситуации или какой-либо проблемы, чтобы быть меньше подверженным неким субъективным мнениям. Стоит отметить что сложность создания информации и донесения её в массы существенно снизилась. Если в начале XXI века для того, чтобы транслировать видео в прямом эфире на весь мир, необходимо было иметь в своём распоряжении дорогостоящее оборудование, то меньше, чем через десять лет для это хватило бы мощного компьютера; сейчас же большинство смартфонов обладают достаточными ресурсами для этой задачи. В результате этого появляется огромное количество различной информации в прямом эфире, создаваемой различными людьми, в которой ещё нужно постараться найти действительно полезную.

Эти изменения в совокупности делают мир и общество открытым: любой человек при желании может узнать или даже увидеть разные точки зрения на события, происходящие в мире, а также получить доступ к базе всех знаний, созданных человечеством за длительное время его существования. Получается, что вместе с изменением способов передачи информации трансформировались и основные методы общения и получения информации. Соответственно и общество трансформировалось до информационного состояния, в котором огромное количество людей занимается интеллектуальным трудом, в том числе созданием и переработкой различной информации. В данном факте есть следующие положительные моменты

  • Всё больше людей заняты творческим трудом

  • Наблюдается общее улучшение условий труда

  • Происходит улучшение качества жизни людей

Но тем не мение, в текущей ситуации все члены общества не могут быть полностью заняты в сфере интеллектуального труда. Из-за того, что волны, изменяющие жизнь общества происходят неравномерно, то в данный момент большинство стран Азии, Африки, Латинской Америке находятся на стадии не информационного, а индустриального общества или даже традиционного. Подведя итог, можно отметить тот факт, что информационная культура состоит из набора правил и норм, связанных со следующими моментами:

  • Оформление каких-либо знаний в виде информации для публикации или передачи третьим лицам

  • Методы и средста обмена и передачи информации

  • Нахождение полезной и релевантной и информации в общем информационном потоке

  • Возможность формирования общей информационной картины относительно какого-либо события с привлечением информационных источников, предоставляющих различные точки зрения на один и тот же факт или событие

Из всего этого следует, что информационная культура является очень важной в современном мире. Поэтому современному человеку необходимо как минимум ознакомиться с базовыми знаниями об информационной культуре.

Библиографический список

  1. [Электронный ресурс]: Википедия – свободная энциклопедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/

  2. Тоффлер, Э. Третья волна; пер. с анг. / Э. Тоффлер.– Москва: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 781 с.

  3. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс; пер. с анг, под научн. ред. О.И. Шкаратана. – Москва: ГУ-ВШЭ, 2000. – 608 с.

  4. Тоффлер, Э. Шок Будущего; пер. с анг. / Э Тоффлер. – Москва: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 560 с.

Просмотров работы: 596