ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Психолого-педагогическое исследование профессиональных ориентаций старших подростков

Сметанина И. В.

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

Тула, Россия

Psycho-pedagogical research of professionalorientation ofolder teensSmetanina I.V.

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

Tula, Russia

  1. Выбор будущей профессии, определение своего места в жизни – одно из самых главных решений, которое приходится принимать человеку. Выбор профессии в наше время рассматривается как основа жизненного самоутверждения человека в обществе. В лице человека, не занятого своим делом, не нашедшего себя в труде, общество несет невосполнимые духовные и материальные потери. При этом огромный ущерб терпит и сама личность вследствие неудовлетворенности, сознания неспособности внести в работу элемент творчества. Гармоничное развитие личности обязательно предполагает правильное профессиональное самоопределение.

  2. В современных социально-экономических условиях, когда происходит динамичное развитие экономики, рыночных отношений, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, повышение требований к профессионализму - проблема правильного выбора будущей профессии особенно актуальна.

Неслучайно в Концепции модернизации современного образования в целях создания необходимыхпланируется оказание психологической поддержки и помощи молодежи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии.

Данная идея находит свое дальнейшее развитие и уточнение в концепции профильного обучения, где указано, что профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменения в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования [4].

Значение проблемы профессионального самоопределения школьники начинают осознавать уже с 14-15 лет. Особенно обеспокоены этим старшеклассники. В этом возрасте очень трудно принять самостоятельное решение о выборе профессии, так как у подростка:

  1. еще мал жизненный и практический опыт работы в какой–либо профессиональной деятельности;

  2. недостаточны знания о различных сферах профессионального труда, своих возможностях;

  3. неустойчивы познавательные интересы, частая смена желания «кем быть»;

  4. слабое представление о содержании избираемой профессии [2].

Считается, что 48% школьников выбирают профессию под влиянием эмоций (нравится – не нравится) и, не оценивая своих возможностей. Внутреннюю неуверенность отмечают у себя 35% юношей и девушек. Подавляющее большинство молодых людей испытывают противоречивые чувства.

Современная школа выступает как необходимое звено, обеспечивающее развитие личности и ее раннюю профориентацию.

Учащиеся выпускного класса основной школы часто испытывают серьезные затруднения в выборе профиля обучения в старшей школе. Как правило, они делают этот выбор под действием случайных факторов (например, за компанию, по совету взрослых или друзей). При этом подростки считают, что располагают достаточным количеством информации о той или иной профессии для выбора профиля дальнейшего обучения.

Результаты психолого-педагогических исследований показывают, что подростки не готовы самостоятельно, сознательно выстраивать своё будущее. Причиной этого является недостаточные знания о конкретных особенностях каждого вида деятельности, низкая мотивация к этой проблеме, неумение соотнести свои желания с реальными способностями и возможностями.

Старшеклассники существенно отличаются друг от друга не только по темпераменту и по характеру, но и по своим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, разной степенью самосознания. Индивидуальные особенности проявляются и в выборе жизненного пути. Юность - это возраст, когда складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации, установки.

По сути, это период, когда осуществляется переход от детства к началу взрослой жизни, соответствующей степени ответственности, самостоятельности, способности к активному участию в жизни общества и в своей личной жизни, к конструктивному решению различных проблем, профессионального становления. Юношеский возраст по Эриксону, строится вокруг процесса идентичности, состоящего из серии социальных, и индивидуально-личностных выборов, идентификации, профессионального становления. Именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению.

Профессия все больше начинает рассматриваться и как средство для достижения жизненного успеха, и как средство для нахождения своего места в обществе, и как средство самореализации личности. Проблема самоопределения становится актуальной как для самого ученика, так и для общества. Адекватное профессиональное самоопределение - это главное достижение успеха в профессиональной деятельности.

Исследование профессиональных ориентаций старших подростков проводилось в МБОУ «Советская средняя школа № 10». Выборку исследования составила - 15 человек (учащиеся 9 -х классов).

Для изучения профессиональных ориентаций старших подростков нами были использованы следующие психодиагностические методики:

1. Анкета «Профессиональные ориентиры»;

2. Дифференциально-диагностический опросник "Я предпочту" Е.А. Климова;

3. Методика изучения способностей учащихся (КОС);

4. Методика "Мотивы выбора профессии" (Р.В. Овчарова) [3,6 ].

Анализ результатов диагностики позволил сделать следующие выводы:

1. 71 % опрошенных назвали свою будущую профессию;

41 % знают мнение родителей о своем профессиональном будущем;

проранжированы факторы, влияющие на профессиональный выбор:

1 место – желание получить престижную профессию (88 %),

2 место – уровень индивидуальных способностей (53 %),

3 место – мнение родителей (47 %),

4 место – успешность обучения в школе (17 %),

5 место – материальные возможности семьи, честолюбивые стремления, личный выбор, престижность учебного заведения (12 %),

  1. место – традиции семьи, советы учителей (6 %).

В число престижных профессий вошли следующие: президент, экономист, врач, бизнесмен, стилист, банкир, модель, дизайнер, спортсмен, риелтор.

При этом 100 % учащихся считают актуальным для себя честный и добросовестный труд;

Ниже представлены результаты ранжирования профессий по степени нужности:

1 место – инженер, врач (65 %),

2 место – учитель, журналист, (53 %),

3 место – ученый (41 %),

4 место – экономист, бизнесмен, спортсмен, юрист, продавец (35 %),

5 место – депутат, дипломат (29 %),

6 место – священник (24 %),

  1. место – художник, артист (18 %),

  2. место – водитель (12 %).

Учащимися проранжированы критерии, которым должна соответствовать будущая профессия:

1 место – зарплата (88 %),

2 место – коллектив, интерес (76 %),

3 место – карьера (65 %),

4 место – развитие (53 %),

5 место – отдых (35 %),

6 место – свободное время (29 %),

7 место – творчество (24 %),

  1. место – стабильность, свободное время (18 %),

9 место – условия труда, близость (отдаленность) начальства, душевное спокойствие (6 %).

Испытуемые определили необходимость образования для:

88 % - успешной карьеры,

82 % - развития собственных способностей,

71 % - достижения материального благополучия,

59 % - счастливой семейной жизни,

53 % - успешной профессиональной деятельности,

24 % - помощи другим людям, приобщения к культурным ценностям, умения общаться с людьми,

  1. % - познания самого себя.

Анализ результатов проведенного исследования позволяет сделать следующие выводы:

  1. роль родителей в профессиональном самоопределении подростков достаточно выражена;

  2. для данной возрастной группы правильно определены приоритеты при выборе профессии;

  3. Учащиеся сориентированы на честный и добросовестный труд.

  4. в пятерку самых нужных профессий вошли следующие: врач, инженер, учитель, юрист, экономист, депутат, журналист.

  5. Логически грамотно выстроены критерии к профессиям.

  6. Приоритеты необходимости образования выстроены логично.

  7. 67 % опрошенных отдают предпочтение профессиям типа «человек-человек»;

53 % - «человек-художественный образ», «человек-знаковая система»;

33 % - «человек-техника»;

20 % - «человек-природа»;

8) Более половины опрошенных имеют хороший уровень коммуникативных и организаторских способностей, что поможет им в профессиональной деятельности.

коммуникативные способности испытуемых:

- 20 % - средний уровень (С);

- 27 % - выше среднего (ВС);

- 20 % - высокий уровень (В).

- 13 % - ниже среднего (НС);

- 20 % - низкий уровень (Н).

организаторские способности:

- 27 % - средний уровень (С);

- 20 % - выше среднего (ВС);

- 13 % - высокий уровень (В).

- 33 % - ниже среднего (НС);

- 7 % - низкий уровень (Н).

9) для 80 % учащихся мотивы выбора профессии хорошо осознаваемы и носят внутренний индивидуально и социально значимый характер. 20 % учащихся ориентированы на внешние положительные мотивы.

Анализ результатов проведенного исследования позволяет утверждать, что у большинства школьников, участвующих в исследовании осознанный выбор профессии.

С целью повышения профессиональной ориентации школьников необходимо вести эту работу поступательно и в системе. На современном этапе развития профориентации существует достаточно большое количество программ, призванных помочь учащимся (в большинстве – старшеклассникам) в профессиональном самоопределении и выборе профессии. 75 % программ содержат такой тематический блок, как «Мир профессий». В данный блок, как правило, авторы программ включают всё то, что связано с характеристикой профессий, общим знакомством с тем, что такое профессия вообще и т.д. Наиболее важно наличие в программе таких тем, как «Сущность и характеристики труда», «Профессиональные ценности» так как именно в данных темах можно наиболее полно раскрыть для учащихся сущность профессионального самоопределения как обретения личностного смысла и ценности в выбираемой (выполняемой в будущем) профессионально деятельности [1].

Для профдиагностики наиболее целесообразным считается использование активизирующих профориентационных методик Н.С. и Е.Ю. Пряжниковыми. В их основе лежит принцип активизации собственных внутренних ресурсов, размышления учащихся над проблемными ситуациями их собственного профессионального самоопределения [4].

Наиболее эффективными формами работы по профориентации признаны ролевые игры и дискуссии, поскольку они переносят вопросы профессионального самоопределения в плоскость непосредственного взаимодействия подростков. Кроме того, следует отметить необходимость использования в работе профессиональных проб, общения с успешными профессионалами, ярмарок профессий и др.

Литература

  1. Врублевская М.М., Зыкова О.В. Профориентационная работа в школе: Методические рекомендации. - Магнитогорск: МаГУ, 2004. - 80 с.

  2. Гудкова Е.В. Основы профориентации и профессионального консультирования: Учебное пособие/ Под ред. Е.Л. Солдатовой. - Челябинск: Изд -во ЮУрГУ, 2004

  3. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

  4. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. – М.: «Академия», 2007.

  5. Селевко Г.К. Найди себя. Изд-е 2-е. - М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006.

  6. Твоя будущая профессия: Сборник тестов по профессиональной ориентации. Издательство: Феникс, 2006.

Просмотров работы: 1034