РАБОТА ПСИХОЛОГА СО ЗДОРОВЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ КАК УСЛОВИЕ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ШКОЛЬНОГО НАСИЛИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РАБОТА ПСИХОЛОГА СО ЗДОРОВЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ КАК УСЛОВИЕ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ШКОЛЬНОГО НАСИЛИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Работа психолога со здоровыми детьми в условиях перехода к инклюзивному образованию как условие предотвращения школьного насилия

Куделина К. М.

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.ТолстогоТула, Россия

THE WORK OF THE PSYCHOLOGIST WITH HEALTHY CHILDREN IN TRANSITION TO INCLUSIVE EDUCATION AS A CONDITION FOR THE PREVENTION OF SCHOOL VIOLENCE

Kudelina K. M.

Tula state pedagogical University. L. N. Tolstoy

Tula, Russia

Законодательство Российской Федерации в области образования в соответствии с международными нормами предусматривает гарантии равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья. По данным статистики, постоянно увеличивается число таких людей. Несмотря на усилия, принимаемые обществом с целью их обучения и развития, значительная часть их, став взрослыми, оказываются неподготовленными к интеграции в социально-экономическую жизнь.

В настоящее время в России одновременно применяются следующие подходы в обучении детей с особыми образовательными потребностями:

Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных учреждениях I-VIII видов. Интегрированное обучение детей в специальных классах в общеобразовательных учреждениях. Именно поэтому в современных условиях данная проблема очень актуальна.

Самое важное жизненное пространство ребёнка - это школа. В ней маленький человек в первую очередь становится полноправным членом общества, познаёт его законы и правила жизнедеятельности, и лишь во вторую получает знания о мире. Именно в школе у ребёнка появляются друзья, которые останутся его друзьями даже во взрослой жизни. Именно в школе он познаёт все законы жизни большого социума. Школа - это маленькая копия взрослого мира, где у каждого есть своя, только ему принадлежащая роль.

Современное российское инклюзивное образование, так же, как и специальное, является результатом переноса принципов включения детей с ОВЗ в единое образовательное пространство из зарубежной практики обучения.

Исследование готовности здоровых школьников к принятию детей с ОВЗ как условие предотвращения школьного насилия проводилось на базе школы №21 г. Тулы. В исследовании приняли участие учащиеся восьмых классов, в количестве - 46 человек.

Для изучения готовности здоровых школьников к принятию детей с ОВЗ нами были использованы следующие психодиагностические методики: методика «Принятие других (по шкале Фейя)», методика конфликтности и агрессивности человека, диагностика общей коммуникативной толерантности В.В. Бойко, методика Баса-Дарки (А.Басс и А.Дарки), диагностика уровня конфликтности личности (Кадыров Р.).

Анализ результатов констатирующего этапа исследования позволил сделать следующие выводы:

1. Большинство подростков имеет низкий и очень низкий уровень развития коммуникативных умений. Для детей с низким уровнем развития коммуникативных умений характерно критическое отношение к высказываниям собеседника, склонность к притворству, стремление монополизировать разговор; они часто заостряют внимание на манере разговора, ищут скрытый смысл сказанного. У подростков с низким уровнем развития коммуникативных умений практически отсутствует умение установить дружескую атмосферу в разговоре, умение понять проблемы собеседника, выслушать, не перебивая его.

2. Большинство испытуемых имеет низкий и средний уровень развития коммуникативной толерантности. Для них характерно неприятие индивидуальности другого человека, категоричности в оценках других, неумение скрывать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров, стремление подогнать партнера под себя, неумение приспосабливаться к привычкам и желаниям других.

3. Большинство подростков имеет высокий уровень развития негативной агрессивности и конфликтности. Для таких подростков характерна враждебность и жестокость по отношению к окружающим, нетерпимость к мнению других, мстительность, вспыльчивость, обидчивость и подозрительность; агрессивность может доходить до асоциального поведения.

4. Большинство респондентов имеет средний уровень развития коммуникабельности. Такие дети любознательны, они охотно слушают интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости, на встречу с новыми людьми идут без неприятных переживаний. В то же время не любят шумных компаний: экстравагантные выходки и многословие вызывают у них раздражение

5. Большинство подростков имеет средний уровень развития способности к эмпатии. Для них характерны эмоциональные, непосредственные реакции на поведение других людей, сочувствие им, предугадывание их состояний. В то время как у меньшинства испытуемых низкий уровень развития способности к эмпатии. Для них характерно отсутствие чуткости и отзывчивости на переживания других людей. Такие подростки сдержанны и невозмутимы во многих ситуациях.

6. Большинство испытуемых имеет низкий и средний показатель принятия других. Такие подростки проявляют малый интерес к личности другого, отсутствие уважения, понимания и безоценочности при межличностном взаимодействии.

Работу по подготовке здоровых школьников к принятию детей с ОВЗ мы считаем возможным организовать с включением элементов тренинга. Логично выстроить структуру тренинга в виде нескольких основных блоков:

1. Просветительский блок:

а) информационный блок – призванный дать детям ответ на вопрос «что такое инклюзивное образование», его основные принципы, каковы особенности детей с ограниченными возможностями здоровья; преимущества инклюзии детей с нарушениями здоровья, возможные трудности и проблемы;

б) законодательный блок – позволяющий получить информацию о правах детей вообще и правах инвалидов в частности, о российском и международном законодательстве, обеспечивающим право на равный доступ детей к образованию;

2. Так называемый психологический блок – призванный помочь здоровым детям решить проблемы и трудности психологического характера:

а) разрушение барьеров, стереотипов – предполагает рассмотрение существующих стереотипов к людям с инвалидностью и подходов к пониманию проблем инвалидности; выработку основных направлений по разрушению барьеров;

б) развитие толерантности, формирование позиции принятия Другого.

В рамках данного блока мы придерживаемся подхода, определяющего толерантность как сознательное допущение субъектом чего-либо, что им не одобряется; как добровольное воздержание от учинения препятствий осуждаемому «другому» при условии, что у субъекта есть возможность оказать ему сопротивление, есть власть помешать свободному самовыражению «другого; как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо одной точки зрения.

Для работы с подростками нами была составлена программа, представленная в таблице 1.

Таблица 1

Программа подготовки здоровых школьников к принятию детей с ОВЗ как условие предотвращения школьного насилия

Тема занятия

Цель

Содержание

1

«Знакомство»

Установление контакта с подростками. Знакомство детей с целями и задачами программы.

Создание положительной мотивации к занятиям

  1. Упражнение «Клубок»

  2. Упражнение «Клочки самохарактеристики»

  3. Упражнение «Визитка»

  4. Упражнение «Здравствуй по секрету»

2

«Общение - это»

Развитие способности к эмпатии

1. Упражнение «Передай другому»

2. Упражнение «Что помню?»

3. Упражнение «Спина к спине»

4. Упражнение «Пересказ текста»

3

«Что такое инклюзивное образование» Просвещение, разъяснение особенностей инклюзивного образования
    1. Вступительная беседа

(рассказ об инклюзивном образовании, особенностях детей с ограниченными возможностями здоровья, правах детей)

Диалог, беседа, просветительская работа

4

«Понимание»

Развитие способности к эмпатии

  1. Упражнение «Экстрасенс»

  2. Упражнение «Враг – друг»

  3. Упражнение «Как дела?»

  4. Упражнение «Контрабандисты»

  5. «Объясняю – понимай!»

5

«В гармонии с собой и окружающими»

Выявление уровня эмпатических способностей учащихся

Разыгрывание сценок по командам на эмоции:

1. горе, радость, страх, интерес;

2. любопытство, обида, гнев, вина;

3. радость, тревога, презрение, удивление

4. обида, равнодушие, отвращение, грусть

6

«Неверные средства общения» Развитие толерантности

1. Упражнение «Сидящий и стоящий»

2. Упражнение «Спиной друг к другу»

3. «Дискуссия»

4. «Вместо ссоры – помирились»

7

«Понимание» (продолжение)

Развитие способности к эмпатии

  1. Упражнение «Передача чувств»

  2. Упражнение «Эмоциональные загадки»

  3. Упражнение «Чувства животных»

  4. Упражнение «Ситуации с эмоциями»

8

«Неверные средства общения» (продолжение) Развитие толерантности

1. Упражнение «Мостик дружбы»

2. Упражнение «Чувствую себя хорошо»

3. Упражнение «Моя проблема в общении»

9

«Я тебя понимаю» Формирование установки принятия другого

1. Упражнение «Слепой, Глухой, Немой»

2. Упражнение «Наше послание вам»

3. Упражнение «Взаимодействие»

4. Упражнение «Без слов»

10

«Я чувствую, что ты…» Развитие способности к эмпатии, формирование установки принятия другого
  1. Упражнение «Подарок»

  2. Упражнение «Скажи по-разному»

  3. Упражнение «Молчаливые пары»

4. Просмотр и обсуждение социальных роликов на тему: «Инклюзивное образование»

11

«Давайте жить дружно»

Снижение уровня агрессивности и конфликтности

1. Упражнение «Прогноз погоды»

2. Упражнение «Камушек в ботинке»

3. Упражнение «Шутливое письмо»

4. Упражнение «Датский бокс»

5. Просмотр и обсуждение социальных роликов на тему: «Дети с ограниченными возможностями»

12

«Слушаю и слышу»

Развитие коммуникативных умений, развитие способности к эмпатии

  1. Упражнение «Ты мне нравишься тем… »

  2. Упражнение «Секрет»

  3. Упражнение «Рекламный ролик»

13

«Эффективные приемы общения»

Выявление уровня эмпатических способностей учащихся

  1. Упражнение «Испорченный телефон»

  2. Упражнение «Передай другому»

  3. Упражнение «Автобус»

  4. Упражнение «Телеграмма»

  5. Упражнение «Найди себе пару»

14

«Эффективные приемы общения»

(продолжение)

Выявление уровня эмпатических способностей учащихся

  1. Упражнение «Мы так похожи»

  2. Упражнение «Слепой и поводырь»

  3. Упражнение «Дискуссия в ролях друг друга»

  4. Просмотр и обсуждение социальных роликов на тему: «Дети с ограниченными возможностями»

15

«Взаимодействие»

Развитие толерантности, развитие способности к эмпатии

1.Упражнение «Атомы»

2. Упражнение «Встаньте в круг»

3. Упражнение «Счет до десяти»

4. Упражнение «Все – некоторые - только я»

5. Упражнение «Как мы похожи»

16

«Прощай…»

Закрепление приобретенных навыков. Подведение итогов

1.Упражнение «Карусели»

2. Упражнение «Попугай»

3. Упражнение «Снеговик»

4. Упражнение «Подарки»

Анализ результатов диагностики по методике «Диагностика принятия других (по шкале Фейя)» на констатирующем и контрольном этапах эксперимента позволяет говорить о положительной динамике, которая выражается в увеличении количества подростков с высоким и средним с тенденцией к высокому показателем принятия других. Если на констатирующем этапе эксперимента большинство подростков характеризовались низким и средним с тенденцией к низкому показателем принятия других, то на контрольном этапе количество школьников с низким уровнем школьной толерантности снизилось до 0%.

Анализ результатов диагностики по анкете «Оценка уровня школьной толерантности» на констатирующем и контрольном этапах эксперимента позволяет говорить о положительной динамике, которая выражается в увеличении количества подростков с высоким уровнем школьной толерантности. Если на констатирующем этапе эксперимента большинство подростков характеризовались низким и средним уровнем школьной толерантности, то на контрольном этапе количество школьников с низким уровнем школьной толерантности снизилось до 0%. Количество подростков с высоким уровнем развития школьной толерантности увеличилось.

Анализ результатов диагностики по методике «Диагностика уровня эмпатических способностей В.В. Бойко» на констатирующем и контрольном этапах эксперимента позволяет говорить о положительной динамике, которая выражается в увеличении количества подростков с высоким и средним уровнем эмпатических способностей. Если на констатирующем этапе эксперимента подавляющее большинство подростков характеризовались низким уровнем эмпатии, то на контрольном этапе количество школьников с низким уровнем школьной толерантности снизилось, количество учащихся со средним уровнем эмпатических способностей возросло после проведения программы подготовки здоровых школьников к принятию детей с ОВЗ как условие предотвращения школьного насилия был выявлен 1 подросток с высоким уровнем эмпатии.

Анализ результатов диагностики по методике «Диагностика уровня конфликтности личности (Кадыров Р.)» на констатирующем и контрольном этапах эксперимента позволяет говорить о положительной динамике, которая выражается в увеличении количества подростков с несколько ниже среднего уровнем конфликтности. Если на констатирующем этапе эксперимента большинство подростков характеризовались средним и несколько выше среднего уровнями конфликтности соответственно, то на контрольном этапе это процентное соотношение снизилось, что говорит о положительных изменениях по уровню конфликтности в данной группе подростков.

Просмотров работы: 753